Инновационная деятельность педагога в системе развития образования
Инновационная деятельность педагога в системе развития образования
В статье представлено описание методов учебных проектов как одной из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленных на решение задач учебного проекта, заключающий в себе проблемный подход, групповые методы и исследовательские, поисковые и др., а так же представлен опыт работы по проектной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность педагога в системе развития образования»
Инновационная деятельность педагога в системе развития образования
В статье представлено описание методов учебных проектов как одной из личностно ориентированных технологий , способов организации самостоятельной деятельности учащихся , направленных на решение задач учебного проекта , заключающий в себе проблемный подход , групповые методы и исследовательские , поисковые и др., а так же представлен опыт работы по проектной деятельности учащихся.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях , перед образованием стоит задача - подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества [4, с. 47]. Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые:
♦ формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
♦ развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
♦ формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
♦ были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
♦ реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;
♦ развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.
Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач.
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как :
• личностно-ориентированный ;
• обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
• развивающий умения самовыражения , самопрезентации и рефлексии;
• формирующие навыки самостоятельности в мыслительной , практической и волевой сферах;
• воспитывающий целеустремленность , ответственность , инициативность и творческое отношение к делу;
• интегрирующий знания , умения и навыки из разных дисциплин [3,
с. 136].
Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков в своей работе я использую следующие: деловые игры, урок взаимного обучения, уроки-конкурсы, уроки-семинары, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки-экскурсии.
За многолетнюю практику я пришла к выводу, что урок проходит более интересно, живо и динамично тогда, когда ученики включены не только в его проведение, но и его создание. При изучении различных тем ученики разрабатывают задачи, тексты которых берут из жизни. Например, проанализировав статистические данные за истекший год, мы с учащимися 5 класса составляем задачи по темам «Проценты. Решение задач на проценты», с учащимися 6 и 7 классов при разгадывании математических фокусов разработали план разгадки любопытной зависимости между числами: наблюдение, гипотеза, доказательство, так как каждый математический фокус – это теорема, выражающая определенное общее свойство чисел или фигур. При составлении задач по теме «Дроби и ноты» дети сравнивали длительность нот с помощью обыкновенных дробей, икали недостающую ноту, решали уравнения. Ученики 8-9 классов разработали проект «Решение расчетных задач на сплавы, смеси и растворы различными способами».
Таким образом, игровая деятельность способствует обучению учащихся, делает учёбу интересным процессом.
Знание-открытие, знание-понимание должно оцениваться гораздо выше, чем знание-запоминание. Изменившееся качество жизни требует от выпускников не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Где ученик может участвовать в производстве своих знаний? В поиске ответа на этот вопрос я организовала работу над научно-исследовательскими проектами с учащимися, интересующимися изучением математики. Некоторые ученики заинтересовались понятием симметрии, её существованием в природе, в искусстве, строительстве. Они начали собирать интересующую их информацию, сделали самостоятельно много фотографий. Итогом этого интереса стал проекты «Магия математики в искусстве», «Симметрияв архитектуре Старого Оскола», «Золотое сечение в живописи», «Математическое вышивание», «Многогранники». В 2014-2015 учебном году мои ученики стали призёрами муниципального конкурса «Любимый город в задачах». По окончании исследовательских работ проходит защита проектов на уровне школы, и положительным эффектом становится то, что уже и другие учащиеся сами предлагают темы проектов и проявляют большое желание работать над ними. Я думаю, что такая форма деятельности раскрывает социальную активность учащихся в процессе обучения.
В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают:
1. интеллектуальные умения;
2. поисковые «исследовательские» умения;
3. навыки оценочной самостоятельности;
4. умения и навыки работы в сотрудничестве;
5. коммуникативные умения;
6. презентационные умения и навыки.
Проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях [2,с.289]
Необходимость в инновационной педагогической деятельности в современных условиях очевидна. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающих в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Список использованной литературы:
Активизация учения школьников / Шамова Г.И. - М.: Педагогика, 2004.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2005.