kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ »

МКОУ « СОШ № 9 г. Аши

Челябинской области

(с профессиональным обучением)»

Зайцева Елена Семёновна


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.

Для этой формы организации обучения характерны:

- основной единицей занятия является урок,

- учащиеся объединяются в классы по возрасту,

- период школьного обучения,

- занятия обязательны для всех,

- существуют расписание занятий, перемен, каникул на весь год,

- работа всех учащихся в классе осуществляется по единому для всех плану, по одной теме,

- процессом обучения руководит учитель.

Несмотря на то, что эта форма организации обучения существует уже более 300 лет, она имеет существенные недостатки:

- ориентируются на среднего ученика,

- высокая степень сложности урока для слабых учащихся в виду временных

ограничений и смысловых рамок,

- невозможность реализации в учебном процессе индивидуальных особенностей

учащегося.

В истории известны многочисленные случаи попыток улучшить и усовершенствовать классно-урочную систему образования.

Я с удивлением обнаружила, что столь популярный способ проведения уроков,

как корпоративный (cooperative learning) был популярен в Украине в 20-х

годах XX в., но назывался он коллективный, Учащиеся делились на пары или

группы, изучали разные аспекты темы, а затем обменивались впечатлениями и

знаниями.

Современные подходы к типологии и структуре урока.

Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:

- изучение нового материала,

- формирование и совершенствование умений и навыков,

- закрепление и использование знаний, умений, навыков,

- обучение и систематизация знаний,

- контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

- комбинированный урок.

Сначала учителю надо определить, что он планирует сделать на уроке, а потом - как и какими способами.

Структура урока определяется цель и содержанием изучаемого материала и не может строиться стихийно.

Существующая традиционная система образования кажется большинству педагогов настолько понятной, что открытия или выводы ученых, педагогов в этой сфере бывают неожиданными и вызывают удивление и сопротивление. Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы определяется 10% учеников, которые усваивают весь материал. Другими словами, только для 10% учеников методы, используемые в традиционной школе, являются приемлемыми. Остальные 90% учеников также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств». Следовательно, обучение должно строиться иначе, по-другому, не традиционно, таким образом, чтобы все ученики могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности технологии интерактивного обучения.

«Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».

Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны. Как ребенок привыкнет выполнять свою работу, коей является учение? Будет ли она его увлекать? Заставлять думать, критически переосмысливать? Все это и многое другое зависит от того, какие условия на уроке созданы для детей.

Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель - усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В.В. Гузеева, но по другому названные: экстрактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно.

Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.

Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно что структура интерактивного урока будет отличатся от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки. что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете, а лучше всего Smart – доски. Более того, среди учителей математики нередко бытует мнение о том, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом,  понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Уточним  основные характеристики самого понятия «интерактивное обучение».

Отметим, что слово «интерактив» имеет английские корни: «nter» — это «взаимный», «act» — действовать, а слово  интерактивность трактуется как  способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно,  интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии обучащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учебное окружение (или учебная среда) выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.

Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.

Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.

Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока (занятия).

Как любую целостную  дидактическую систему интерактивное обучение характеризуют    общие цели обучения, его содержание, система методов, организационные формы, средств обучения и критерии результативности.

К общим целям относятся:

  • реализация  субъект – субъектного подхода в организации учебной деятельности;

  • формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • усиление мотивации к изучению предмета;

  • создание комфортной, благоприятной атмосферы на уроке;

  • исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

  • отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

Отсюда видно, что  интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

  • познавательную, которая связана с учебной ситуацией и овладением учебной информацией;

  • коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой  основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы;

  • социально-ориентационную, которая связана с воспитанием  гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Отметим, что при обучении математике поиск путей   для реализации целей и задач, которые ставятся и достигаются  при интерактивном обучении, очень актуален. Для осуществления   интерактивного обучения необходимо внести определенные изменения во все основные  компоненты дидактической системы обучения: содержание, методы и приемы, организационные формы, средства. 

Итак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Философская основа: гуманистическая, природосообразная

Методологический подход: коммуникативный

Ведущие факторы развития: социогенные

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение

Преобладающие методы: диалогические

Организационные формы: любые

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

  • Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся

  • Возбуждение внутреннего диалога у учащегося

  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена

  • Индивидуализация педагогического взаимодействия

  • Вывод учащегося на позицию субъекта обучения

  • Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися

Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту участников;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта участников;

- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

- поощрение творчества участников.

КОНЦЕПТУАЬНЫЕ ПОЗИЦИИ

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

  • Интерактивное общение способствует умственному развитию

  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя

  • Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой)

  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации

  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи

  • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

В традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.


Некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока являются:

— работа в малых группах

— работа в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

— метод карусели;

— лекции с проблемным изложением;

— эвристическая беседа;

— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

— конференции;

— деловые игры;

— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

— технология полноценного сотрудничества;

— технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность).

В заключение хотелось сказать , что в законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

И еще один немало важный момент, о котором хотелось упомянуть, непосредственно связанный с темой нашего разговора.

Среди отечественных исследователей методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в которой сущность обучения не будет сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. И именно только такая модель обучения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности. будет пригодной для реализации главной цели — всестороннего и гармоничного развития личности.

А коль так, то перед нами учителями открывается широкое поле деятельности — творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

Свое выступление хотелось бы закончить словами известного дидакта И.П.Подласового: «Педагогическая теория — абстракция. Ее практическое применение — всегда высокое искусство».


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Автор: Зайцева Елена Семёновна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интерактивные технологии обучения – создание ситуации успеха в учебной деятельности лицеистов "
    ["seo_title"] => string(110) "intieraktivnyie-tiekhnologhii-obuchieniia-sozdaniie-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-litsieistov"
    ["file_id"] => string(6) "155221"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421251962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Внедрение интерактивной технологии обучения студентов"
    ["seo_title"] => string(60) "vniedrieniieintieraktivnoitiekhnologhiiobuchieniiastudientov"
    ["file_id"] => string(6) "270834"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451290052"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Интерактивные технологии обучения. Игра на занятиях английского языка в условиях внеурочной деятельности."
    ["seo_title"] => string(125) "intieraktivnyie-tiekhnologhii-obuchieniia-ighra-na-zaniatiiakh-anghliiskogho-iazyka-v-usloviiakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "257363"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448303530"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Интерактивные технологии обучения на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(73) "intieraktivnyie_tiekhnologhii_obuchieniia_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "357845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478879202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Формирование познавательных УУД младших школьников посредством интерактивных технологий обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_poznavatelnykh_uud_mladshikh_shkolnikov_posredstvom_interaktivnykh_"
    ["file_id"] => string(6) "496547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1548094307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства