ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Целью данной работы является выявление необходимости использования информационных технологий при обучении математике школьников.
Специфика компетентностного обучения средствами информационных технологий состоит в том, что учащимися усваивается не готовое знание, предложенное учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
Использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.
При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:
· переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
· проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.
Методика использования информационных технологий предполагает:
· совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
· усиление мотивации учения;
· улучшение качества обучения и воспитания;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
1.1 Понятие «информационные технологии»
1.2 Роль информационных технологий в процессе обучения
1.3 Виды информационных технологий, используемых на уроках
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Информационные технологии можно использовать при ознакомлении детей с новым материалом на школьных предметах, так же их можно использовать для закрепления и повторения изученного. В частности, на уроке математики информационные технологии служат не только для разнообразия на уроке, но и для того, чтобы учебный материал обладал большей наглядностью, был более понятен.
Тема данной курсовой работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Образование - процесс, устремленный в будущее, поэтому управлять сложившейся информационной системой предстоит сегодняшним школьникам и, прежде всего, нынешним учащимся начальных классов. В связи с этим основным направлением совершенствования образования начальной школы становиться информатизация, точнее, формирование у младших школьников информационной компетентности, включая информационную культуру и информационную грамотность.
Целью данной работы является выявление необходимости использования информационных технологий при обучении математике школьников.
Цель реализуется путем решения следующих задач:
· анализ научно-практической и методической литературы по вопросам использования информационных технологий в обучении школьников;
· изучение основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационных технологий;
Объект - использование информационных технологий при обучении младших школьников.
Предметом исследования является урок математики.
В процессе «обучения-учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
ГЛАВА I ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЗЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
1.1 Понятие «информационные технологии»
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.
Информатизация общества - повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности
Информационные технологии (англ. information technology) -- широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения тру-доемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Цель создания и широкого распространения информационных технологий - решение проблемы развития информатизации общества и всей жизнедеятельности в стране
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов
1.2 Роль информационных технологий
Поскольку возможности информационных технологий являются безграничными, возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в социуме. Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Поток информации, с которым ежедневно, ежечасно сталкивается человек, становиться все более мощным. Стремительно нарастающий поток информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении.
Современный ученик должен:
· уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
· приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
· развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью
В связи с этим приоритеты в способах и методах обучения меняются от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, хранения, выбора, качественной обработки информации и ее использования.
Программа информатизации - это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах школьной деятельности.
Цель современного урока - это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе.
Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Это дает два основных преимущества - качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности.
Развитие новых информационных технологий в образовании, стимулирует разработку программных средств и приложений, реализующих методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и так далее.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Современный специалист должен обладать фундаментальной информационной подготовкой, так как при возрастании объема научно-технической информации учебное заведение не в состоянии обеспечить субъекта обучения полным объемом знаний на всю его сознательную жизнь. Поэтому «стержнем» профессиональной компетентности является не информированность обучаемого, а умение использовать новые технологии, имеющие общественную ценность и огромное мотивационное стимулирующее значение; разрешать возникшие проблемы в разных сферах деятельности
Информационные технологии имеют особое значение во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в обучении. Благодаря информационным технологиям и интернету, учащиеся получают возможность совместной работы над проектами, доступа к информационным банкам не только своей школы или ВУЗа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они могут участвовать в телеконференциях.
Специфика компетентностного обучения средствами информационных технологий состоит в том, что учащимися усваивается не готовое знание, предложенное учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
Использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.
При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:
· переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
· проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.
При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.
В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным. Они позволяют говорить о формировании ключевых компетенций школьников, заключающихся в:
· способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
· готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;
· способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
· готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;
· способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;
· способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
· готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;
· понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
· способности к субъективной самооценке, рефлексии и другому.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня. С помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения можно заинтересовать учеников, облегчить усвоение материала
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по предмету;
· систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:
· переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
· появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.
1.3 Виды информационных технологий, используемых на уроках математики
На уроках математики используются два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.
Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов. Основные формы данной информации - текст, рисунки, чертежи
Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации - это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.
На уроках используются электронные приложения разного вида:
· иллюстрации и демонстрации аудио- видеоряда;
· приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;
· разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете;
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)
2. технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы)
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Информационные технологии могут использоваться:
1. Для обозначения темы урока
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса
2. Как сопровождение объяснения учителя
В практике обучения школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:
· диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;
· в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
· в обучающем режиме;
· при работе с отстающими учениками;
· в режиме самообучения;
· в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Методика использования информационных технологий предполагает:
· совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
· усиление мотивации учения;
· улучшение качества обучения и воспитания;
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по теме;
· систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целом;
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Организация уроков с компьютерной поддержкой.
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.
Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
· комбинированный урок,
· урок - контроль и коррекции,
· урок совершенствования знаний и умений
Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:
· фронтальная форма;
· групповая форма (по типу КСО);
· индивидуальная форма обучения.
Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:
1. Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.
Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю начальных классов необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.
При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:
1. какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;
5. как организовать компьютерные занятия.
Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:
1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
2. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;
4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;
5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.
Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.
При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используя информационные технологии можно сделать следующие выводы:
1. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.
Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Проанализировав опыт работы с информационными технологиями учителей начальных классов, мною были сделаны следующие выводы:
· происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
· проявляется способность к сотрудничеству.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. К одному из важнейших методов относится внедрение информационных технологий в обучении младших школьников и использование их на таких предметах, как математика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. ЯГПУ, 2009
5. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. - М.: 1999.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат,1975.- 304с.
7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.
Инновационный подход в обучении математике.
Конец формы
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь и любить тех, кому
преподаешь»
В.О. Ключевский
Одной из проблем процесса обучения в школе остается проблема повышения качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения. Важность проблемы мотивации обучения математике всегда осознавалась педагогами–новаторами, которые предлагают разные пути её решения, а именно, разно-уровневый и дифференцированный подход к обучению. Однако, в настоящее время необходимы новые подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Уже сейчас на смену традиционным способам передачи знаний пришли новые модели обучения, где характер деятельности ученика может быть либо технологическим (по схеме, выстроенной учителем), либо поисковым (позволяющим ученику участвовать в исследовательской деятельности). В своей работе я больше склоняюсь к поисковой модели обучения.
В настоящее время исследовательская деятельность учащихся становится популярной формой учебной работы и необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода их к жизни. Цель учебного исследования, по моему мнению, не только конечный результат (знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков. В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает именно этот метод обучения, обеспечивающий возможность овладения способами научного познания в процессе поиска; формирующий мотивацию обучения, потребность в исследовательской деятельности; способный дать полноценные, хорошо осознанные, гибко используемые знания; помогающий развитию творческого мышления каждого ученика.
На мой взгляд, всплеск эмоций, удовлетворение своей работой, проявление творческой активности ученика, всё это возможно только на уроках, проводимых в нетрадиционной форме. А в настоящее время – это нетрадиционные формы уроков с применением инновационных и интерактивных технологий обучения. Поэтому в своей работе я для себя определила цель так: разработка и апробация нетрадиционных форм уроков математики с применением новых информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности школьника и повышения качества знаний. Многие скажут, что не возможно каждый урок провести нетрадиционно, якобы форм уроков для этого не хватит. Да, соглашусь с ними, но нужно в каждый урок внести хотя бы частичку новизны, отходя от традиций проведения уроков «комбинированного» вида. А в этом и помогают учителю современные модели обучения, неотъемлемой частью которых являются использование проектной, информационных и компьютерных технологий. Актуальность применения этих технологий в процессе обучения, по-моему, неоспорима. Ведь они позволяют решать такие задачи, как:
1) формирование умений работать с информацией; развитие коммуникативных способностей;
2) формирование исследовательских умений и умений принимать оптимальные решения; формирование нестандартных методов и приемов решения той или иной поставленной задачи;
3) воспитание личности «информационного общества»;
4) каждому обучаемому предоставляется столько учебного материала, сколько он может усвоить.
Решение этих задач позволит учителю с максимальной отдачей организовать учебный процесс на уровне ученика, класса и в конечном итоге на уровне своего предмета. Хочу рассказать о некоторых формах работы, которые мы с моими учениками освоили. Создание презентаций к урокам, электронные таблицы, тренажеры с тестовыми заданиями все эти приемы интерактивных форм обучения я стараюсь использовать на каждом уроке. Почти на каждом уроке использую проверку выполнения домашнего задания или его части в электронном виде, например в 5-ом или 7-ом классах демонстрирую решение домашнего задания на слайдах, чтобы учащиеся ещё раз могли видеть образец правильного решения и оформления того или иного задания. В 10-х и 11-х классах использую в своей работе не только создание презентаций к урокам, работу с ЭУ, но и элементы проектной технологии, как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Это, конечно же, не ежедневная процедура, так как достаточно трудоемкая. Но она позволит вовлечь учеников в работу, а кроме того при этом происходит экономия времени (если необходимо вернуться к тому или иному заданию, или его решению) т.к. можно всегда вернуться к слайду и разобрать именно то, что вызвало затруднение у ваших учеников. И к тому же ученики развивают зрительную память. Для своей работы формирую медиаресурсы по математике: так мною составлены презентации для проведения уроков математики в 5-ом, 10-ом и 11-ом классах. Эти комплекты презентаций созданы по всем темам календарного планирования. Кроме того в комплекты презентаций к урокам включены творческие работы моих учеников. В 10-ом 11-ом классе на уроках геометрии использую программу «Конструктор» из ЭУ «Геометрия 10-11». С помощью этой программы создаем с ребятами красочные, варьируемые и редактируемы чертежи к геометрическим задачам, что позволяет развивать у учащихся «пространственное видение» и интерес к изучаемому предмету. А так же на уроках алгебры или практикума по математике использую интерактивные тренажеры из Единой коллекции ЦОР, которые позволяют формировать тематические тесты в тренировочном режиме, а так же дают возможность учащимся развивать «чувство времени», т.к. эти задания ограничены временными рамками.
В заключении хочу сказать, что использование метода проектов, инновационных и информационных технологий на своих уроках позволяют мне расширить информационную область по математике, интегрировать предметы и самое важное заинтересовать процессом обучения большинство школьников. Ну а в дальнейшем это позволит повысить качество знаний по математике. В настоящее время я, как учитель, девизом своей работы выбрала слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Хочется, чтобы «завтра» наших учеников было достойным.
Для написания статьи была использована следующая литература:
1. Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. Н.Н. Мельникова «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга».
2. О.Б. Даутова, О.Н. Крылова «Современные педагогические технологии в профильном обучении»