kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование практико-ориентированных задач на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье описывается собственный опыт работы по использованию практико-ориентированных задач на уроках математики в 5 - 9 классах. В статье рассматривается воспитательный потенциал урока математики посредством применения практико-ориентированных задач, приводятся примеры таких задач с указанием тем (на которых уроках используются такие задачи)и классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики »

Главатских Н.В.,

учитель математики МКОУ «СОШ № 2»,

г. Ревда

Использование практико-ориетированных задач на уроках математики.

«Обучение само по себе,

вне воспитания, есть бессмыслица,

ничего кроме вреда, не приносящая»

К.Д. Ушинский


Современное общество постоянно меняется, вместе с ним меняются условия жизни людей их потребности, возможности. Но меняются не только люди, но и требования к ним, к их умениям, знаниям, образованию. Последнее время много говориться о новом подходе к получению знаний, об изменениях в самой системе образования. Ещё относительно недавно главной целью образования было сформировать личность, обладающую определенными знаниями, умениями и навыками. Теперь же Закон об образовании ставит перед педагогами более объёмные задачи. "Содержание образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества" (Закон РФ «Об образовании»). Значит, на современном этапе мало снабдить учеников совокупностью определённых знаний и умений, необходимо воспитать в них человека активного, способного к саморазвитию, готового к жизни в современном быстро меняющемся мире. Многое в успешном решении этой проблемы зависит от нас, учителей. Конечно, основы воспитания должны закладываться в семье, но большую часть своей жизни подростки проводят в стенах школы. Статистика утверждает, что каждый школьник в те­чение 11 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени су­ток занят «школьным обучением» и проживает в школе с 1 -го по 11-й классы около 10900 уроков.

Поэтому сейчас очень много говорят о воспитательных аспектах образования в свете концепции модернизации российского образования и при внедрении ФГОС ООО. А ведь помимо огромной воспитательной работы, проводимой во внеурочное время (классные часы, беседы, тренинги и т.д.), воспитание, формирование личности и характера школьника идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. И учить детей быть воспитанными и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И педагогу самому приходится учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Развитие ребенка – целостный процесс, не учитывать этого в воспитательной работе нельзя. Я считаю, что смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения. Воспитание в процессе обучения не стихийный процесс, а сознательно осуществляемая учителем деятельность, направленная на умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Главное, на мой взгляд, состоит в том, что ученик должен не только усвоить тот или иной материал, но и сформироваться как личность. Значительная часть воспитанного воздействия осуществляется именно во время уроков.

Но в этой статье мне хотелось бы поговорить о воспитательном потенциале уроков математики не столько с точки зрения воспитания творческого мышления, смелости суждений, культуры речи, а больше о воспитании нравственных ценностей на уроках математики в среднем звене. Конечно, считается, что благоприятными для включения тех или иных воспитательных моментов в канву урока являются такие предметы как литература, история, анатомия, иностранный язык и т.д. Именно на этих предметах больше всего возможностей приводить примеры «хорошего» и «плохого», что даёт возможность ученикам усваивать истинные ценности. А вот на уроках математики, физики, химии кажется можно воспи­тывать лишь на относительно не­большом материале. Но это делать просто необходимо. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали, что математика не является неодушевлённой наукой. Очень важно, с точки зрения воспитания, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических эмоций, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. Именно отношение ученика к тому или иному объекту или явлению определяет его поведение. Сознательное, ответственное отношение формируется в специально создаваемых воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором.

Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно уже с 5 класса использую так называемые практико-ориентированные задания. Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Такие задачи можно включать в урок по любой теме. Например, в 5 классе при работе над темой «Все действия с натуральными числами»:

Задача: В таблице приведены названия и стоимость игрушек в магазине:

НАИМЕНОВАНИЯ

ЦЕНА

Кукла

800 р

Машинка

750 р

Набор солдатиков

280 р

Набор игрушечной посуды

300 р

Домик для Барби

5 600 р

Настольная игра

210 р

Машинка на радиоуправлении

5 800 р

Мяч

120 р

Скакалка

50 р

Набор фигурок зверей

72 р

Танк

83 р

Заяц плюшевый

230 р

Нужно купить игрушки для детского дома на сумму 10 000 р. Не забывайте, что в детском доме есть и мальчики и девочки.

Решение такой задачи может подразумевать групповую работу или работу в парах (тройках). Я позволяю в этой ситуации ученикам самим разбиться на группы (по их желанию). Конечно, включая в ход урока такую задачу, вы должны понимать, что на её решение уйдёт не три привычные минуты, а минут 15 – 25(в зависимость от мобильности класса). Ведь перед тем, как дети начнут работать, необходимо провести своеобразную подготовку: обратить внимание на последнее предложение в задаче; проговорить, что может быть куплено несколько одинаковых игрушек и почему это возможно. После того, как группы поработают, необходимо опять обсудить предложенные варианты решения задач. Обсудить с детьми, почему в этой ситуации будет не очень правильно большую часть суммы на покупку дорогой игрушки (хотя такие варианты наверняка тоже будут предложены). Именно такие моменты и воспитывают в наших учениках человеколюбие, гуманность, ответственность. Приведу ещё несколько примеров подобных задач.

Задача 6 класс, тема «Задачи на проценты»:

Музыканты, давшие благотворительный концерт, передали городу 4,5 млн. р. На ремонт Дома Культуры было потрачено 20% этой суммы, а на покупку мебели в дом престарелых выделено 40% этой суммы. Остальная сумма была потрачена на закупку лекарств для больницы. Какая сумма была потрачена на лекарства? (задача из сборника задач УМК «Сферы» Е.К.Бунимович и др.).

Задача 6 класс, тема «Действия с десятичными дробями»:

Для благотворительной поездки в питомник для брошенных зверей ученики собрали 8000 р. Ими были закуплены на эти деньги: корм для собак 15 мешков по цене 189,9 р; корм для кошек 50 пачек по цене 43,8р. 2/5 оставшихся денег они потратили на ошейники, поводки и игрушки для зверей. На остальные деньги они купили лекарства и перевязочные материалы. Сколько денег потрачено на лекарства и перевязочные материалы?

Эта задача была включена в урок на кануне поездки шестиклассников в питомник. После чего они долго обсуждали, что они возьмут с собой.

В 8 – 9 классах я начинаю включать в работу задачи экономической направленности. Так как одной из основных задач, стоящих перед школой, является выяснение многообразия применения школьного курса математики при изучении смежных предметов, в технике, экономике. Примерами таких задач могут служить задания части В тренировочных тестов для подготовки ЕГЭ. Многие из этих задач могут решать даже пятиклассники. Приведу примеры таких задач:

Задача 1: На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 30 рублей за штуку. У Вани есть 500 рублей. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет маме на день рождения?

Задача 2: Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток?

Задача 3: Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

Задача 4: По мнению учёных, увеличение жилой площади до 9 м кв. на человека вдвое снижает количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. В России примерно 150 млн. человек. В каждой семье приблизительно 3,6 человек. Жилищные условия каждой третьей семьи ниже нормы. В каждой такой семье по 1 больному человеку. Насколько снизилось бы количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний в этих семьях, если бы их жилая площадь увеличилась до 9 м кв. на человека?

Задача 5: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых вёдер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?

Конечно воспитательный эффект урока зависит во многом и от личности педагога, от его умения вести диалог с учениками, быть интересным для своих учеников. Но, несомненно, используя на уроках практико-ориентированные задачи такого плана, педагог может заложить и развить основы для формирования нравственных отношений, которые станут углубляться у школьника затем в его общении с окружающим миром. Ведь недаром ещё римский философ Луций Аней Сенека говорил: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней".



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование практико-ориентированных задач на уроках математики

Автор: Главатских Надежда Вилегановна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства