Использование практико-ориентированных задач на уроках математики
Использование практико-ориентированных задач на уроках математики
В этой статье описывается собственный опыт работы по использованию практико-ориентированных задач на уроках математики в 5 - 9 классах. В статье рассматривается воспитательный потенциал урока математики посредством применения практико-ориентированных задач, приводятся примеры таких задач с указанием тем (на которых уроках используются такие задачи)и классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики »
Главатских Н.В.,
учитель математики МКОУ «СОШ № 2»,
г. Ревда
Использование практико-ориетированных задач на уроках математики.
«Обучение само по себе,
вне воспитания, есть бессмыслица,
ничего кроме вреда, не приносящая»
К.Д. Ушинский
Современное общество постоянно меняется, вместе с ним меняются условия жизни людей их потребности, возможности. Но меняются не только люди, но и требования к ним, к их умениям, знаниям, образованию. Последнее время много говориться о новом подходе к получению знаний, об изменениях в самой системе образования. Ещё относительно недавно главной целью образования было сформировать личность, обладающую определенными знаниями, умениями и навыками. Теперь же Закон об образовании ставит перед педагогами более объёмные задачи. "Содержание образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества" (Закон РФ «Об образовании»). Значит, на современном этапе мало снабдить учеников совокупностью определённых знаний и умений, необходимо воспитать в них человека активного, способного к саморазвитию, готового к жизни в современном быстро меняющемся мире. Многое в успешном решении этой проблемы зависит от нас, учителей. Конечно, основы воспитания должны закладываться в семье, но большую часть своей жизни подростки проводят в стенах школы. Статистика утверждает, что каждый школьник в течение 11 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени суток занят «школьным обучением» и проживает в школе с 1 -го по 11-й классы около 10900 уроков.
Поэтому сейчас очень много говорят о воспитательных аспектах образования в свете концепции модернизации российского образования и при внедрении ФГОС ООО. А ведь помимо огромной воспитательной работы, проводимой во внеурочное время (классные часы, беседы, тренинги и т.д.), воспитание, формирование личности и характера школьника идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. И учить детей быть воспитанными и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И педагогу самому приходится учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Развитие ребенка – целостный процесс, не учитывать этого в воспитательной работе нельзя. Я считаю, что смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения. Воспитание в процессе обучения не стихийный процесс, а сознательно осуществляемая учителем деятельность, направленная на умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Главное, на мой взгляд, состоит в том, что ученик должен не только усвоить тот или иной материал, но и сформироваться как личность. Значительная часть воспитанного воздействия осуществляется именно во время уроков.
Но в этой статье мне хотелось бы поговорить о воспитательном потенциале уроков математики не столько с точки зрения воспитания творческого мышления, смелости суждений, культуры речи, а больше о воспитании нравственных ценностей на уроках математики в среднем звене. Конечно, считается, что благоприятными для включения тех или иных воспитательных моментов в канву урока являются такие предметы как литература, история, анатомия, иностранный язык и т.д. Именно на этих предметах больше всего возможностей приводить примеры «хорошего» и «плохого», что даёт возможность ученикам усваивать истинные ценности. А вот на уроках математики, физики, химии кажется можно воспитывать лишь на относительно небольшом материале. Но это делать просто необходимо. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали, что математика не является неодушевлённой наукой. Очень важно, с точки зрения воспитания, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических эмоций, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. Именно отношение ученика к тому или иному объекту или явлению определяет его поведение. Сознательное, ответственное отношение формируется в специально создаваемых воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором.
Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно уже с 5 класса использую так называемые практико-ориентированные задания. Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Такие задачи можно включать в урок по любой теме. Например, в 5 классе при работе над темой «Все действия с натуральными числами»:
Задача: В таблице приведены названия и стоимость игрушек в магазине:
НАИМЕНОВАНИЯ
ЦЕНА
Кукла
800 р
Машинка
750 р
Набор солдатиков
280 р
Набор игрушечной посуды
300 р
Домик для Барби
5 600 р
Настольная игра
210 р
Машинка на радиоуправлении
5 800 р
Мяч
120 р
Скакалка
50 р
Набор фигурок зверей
72 р
Танк
83 р
Заяц плюшевый
230 р
Нужно купить игрушки для детского дома на сумму 10 000 р. Не забывайте, что в детском доме есть и мальчики и девочки.
Решение такой задачи может подразумевать групповую работу или работу в парах (тройках). Я позволяю в этой ситуации ученикам самим разбиться на группы (по их желанию). Конечно, включая в ход урока такую задачу, вы должны понимать, что на её решение уйдёт не три привычные минуты, а минут 15 – 25(в зависимость от мобильности класса). Ведь перед тем, как дети начнут работать, необходимо провести своеобразную подготовку: обратить внимание на последнее предложение в задаче; проговорить, что может быть куплено несколько одинаковых игрушек и почему это возможно. После того, как группы поработают, необходимо опять обсудить предложенные варианты решения задач. Обсудить с детьми, почему в этой ситуации будет не очень правильно большую часть суммы на покупку дорогой игрушки (хотя такие варианты наверняка тоже будут предложены). Именно такие моменты и воспитывают в наших учениках человеколюбие, гуманность, ответственность. Приведу ещё несколько примеров подобных задач.
Задача 6 класс, тема «Задачи на проценты»:
Музыканты, давшие благотворительный концерт, передали городу 4,5 млн. р. На ремонт Дома Культуры было потрачено 20% этой суммы, а на покупку мебели в дом престарелых выделено 40% этой суммы. Остальная сумма была потрачена на закупку лекарств для больницы. Какая сумма была потрачена на лекарства? (задача из сборника задач УМК «Сферы» Е.К.Бунимович и др.).
Задача 6 класс, тема «Действия с десятичными дробями»:
Для благотворительной поездки в питомник для брошенных зверей ученики собрали 8000 р. Ими были закуплены на эти деньги: корм для собак 15 мешков по цене 189,9 р; корм для кошек 50 пачек по цене 43,8р. 2/5 оставшихся денег они потратили на ошейники, поводки и игрушки для зверей. На остальные деньги они купили лекарства и перевязочные материалы. Сколько денег потрачено на лекарства и перевязочные материалы?
Эта задача была включена в урок на кануне поездки шестиклассников в питомник. После чего они долго обсуждали, что они возьмут с собой.
В 8 – 9 классах я начинаю включать в работу задачи экономической направленности. Так как одной из основных задач, стоящих перед школой, является выяснение многообразия применения школьного курса математики при изучении смежных предметов, в технике, экономике. Примерами таких задач могут служить задания части В тренировочных тестов для подготовки ЕГЭ. Многие из этих задач могут решать даже пятиклассники. Приведу примеры таких задач:
Задача 1: На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 30 рублей за штуку. У Вани есть 500 рублей. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет маме на день рождения?
Задача 2: Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток?
Задача 3: Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Задача 4: По мнению учёных, увеличение жилой площади до 9 м кв. на человека вдвое снижает количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. В России примерно 150 млн. человек. В каждой семье приблизительно 3,6 человек. Жилищные условия каждой третьей семьи ниже нормы. В каждой такой семье по 1 больному человеку. Насколько снизилось бы количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний в этих семьях, если бы их жилая площадь увеличилась до 9 м кв. на человека?
Задача 5: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых вёдер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?
Конечно воспитательный эффект урока зависит во многом и от личности педагога, от его умения вести диалог с учениками, быть интересным для своих учеников. Но, несомненно, используя на уроках практико-ориентированные задачи такого плана, педагог может заложить и развить основы для формирования нравственных отношений, которые станут углубляться у школьника затем в его общении с окружающим миром. Ведь недаром ещё римский философ Луций Аней Сенека говорил: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней".