Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике (ФГОС).
Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике (ФГОС).
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. В своей работе я использую в основном ресурсы из коллекций Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В данной статье даётся подробное описание всех образовательных ресурсов по математике, которые есть на этих сайтах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике (ФГОС). »
Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике с внедрением ФГОС.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).
ФГОС включает в себя:
- требования к структуре основных образовательных программ,
- условия реализации основных образовательных программ,
- результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся:
получают представление о математических моделях
развивают логическое и математическое мышление
овладевают математической логикой
учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты
овладевают умениями решения учебных задач
развивают математическую интуицию
Использование ЦОР и ЭОР на уроках стало ещё актуальнее с вступлением в силу ФГОС. В нашей школе открыта региональная экспериментальная площадка «Введение ФГОС основного общего образования». На уроках я активно использую ресурсы http://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.edu.ru/.
Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьном математическом образовании станут:
переход от репродуктивного процесса обучения к активно - деятельностному;
поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;
реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.
Основные инновационные качества ЭОР:
1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса:
получение информации;
практические занятия;
аттестация (контроль учебных достижений).
При работе с традиционным учебником обеспечивается только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.
Четыре типа ресурсов раздела «Математика» в Единой коллекции
Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты.
Образовательный инструментарий - инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.
Методические материалы по формированию уроков.
Регламенты и нормативные документы.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР.
Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов (с помощью графики, фото, видео, анимации и звука).
Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты логически связаны.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Начиная работать с цифровыми и электронными образовательными ресурсами (ЦОР и ЭОР) на уроках математики я понимала, что именно яркий, динамичный, выразительный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить учащихся в активную работу. То, что учащийся видит на интерактивном экране зачастую с музыкальным сопровождением и анимацией, надолго остаётся у него в памяти.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. В своей работе я использую в основном ресурсы из коллекций Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
На сайте ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.edu.ru/ ЭОР представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
Структурной единицей образовательной модульной мультимедиа системы является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Первый признак равенства треугольников», ТЭ «Отношения и пропорции», ТЭ «Производная» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
модуль получения информации (И-тип);
модуль практических занятий (П-тип);
модуль контроля (К-тип).
Каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт. И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для обучения новому материалу, если ученику не совсем был понятен материал, то он имеет возможность дома ещё раз поработать с этой темой. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме.
Для каждого ЭУМ разработаны аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
Вариативы могут отличаться друг от друга:
глубиной изложения материала;
методикой;
характером учебной работы;
технологией представления учебных материалов;
наличием специальных возможностей;
способом достижения учебной цели.
Важными следствиями использования ЦОР в школьном математическом образовании по замыслу разработчиков станут:
переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;
поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;
реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.
Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:
В коллекции ФЦИОР в разделе «Основное общее образование» для предметной области «Математика» имеются модули и задания различной направленности.
По функциям в учебном процессе:
информационный модуль на знакомство с понятием;
практическое задание на знакомство с понятием;
контрольное задание на знакомство с понятием;
модуль – практикум;
модуль, содержащий задания повышенной сложности;
модуль, содержащий задания исследовательского типа.
По типам заданий:
задания, направленные на проверку уровня овладения понятием;
задания, направленные на закрепление учащимися понятий;
задания, направленные на отработку умений и навыков учащихся;
задания, направленные на проверку овладения учащимся умений;
задания, направленные на проверку усвоения умения;
задания, направленные на проверку знаний и умений;
задания, направленные на проверку усвоения способов действий.
По специальным потребностям:
модуль для слабовидящих учащихся;
модуль для слабослышащих учащихся с признаками отставания в развитии.
По профилю класса:
задания для учащихся естественнонаучного или технического профиля;
задания для учащихся гуманитарного профиля
По уровням сложности:
модуль для слабых учащихся;
модуль для сильных учащихся.
Вторая коллекция – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ была создана в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).
В настоящее время в Единой коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов. В ней представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу.
Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие четыре типа:
1. Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты.
2. Образовательный инструментарий. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.
3. Методические материалы по формированию уроков.
4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов.
Таким образом, использование ЦОР и ЭОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Использованные информационные источники.
1. Кузнецова М.В. Конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. «Математика». Академия АйТи.
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/