Использование занимательных приемов при изучении темы:"Сложение положительных и отрицательных чисел".
Использование занимательных приемов при изучении темы:"Сложение положительных и отрицательных чисел".
Такая работа нравится ребятам.Кроме этого, у нее много и других методических достоинств:
1.Экономится время на уроке.Примеры не надо записывать.Поэтому учебное время расходуется на вычисление.При этом учителю очень легко проверять правильность ответов.
2.Ученик в уме просчитывает больше примеров, чем у него выложено на парте.
Все это говорит в пользу данного методического приема.Важно только его органически увязать с обычными подходами и не потерять чувство меры в его использовании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование занимательных приемов при изучении темы:"Сложение положительных и отрицательных чисел". »
Использование занимательных приемов при изучении темы
“Сложение положительных и отрицательных чисел.”
Из опыта работы известно ,что нелегко формируется у учащихся навык сложения положительных и отрицательных чисел.Ученик, четко отвечающий правила сложения чисел с разными знаками, при решении упражнений нередко ошибается. Для выработки стойкого навыка необходимо выполнить значительное количество однообразных примеров.
Первые два урока направить на выработку интуитивного представления о сложении чисел без введения соответствующих правил.
На третьем уроке введем правило сложения отрицательных и положительных чисел, первичное закрепление навыка.
На 4-8 уроках-основательное закрепление навыка. На 9-контрольная работа.
10урок-резервный.
Пусть дана т.А(7). Как найти координату новой точки, если координата 7 меняется на 3 единицы? На -3 единицы?
Аналогично точки В(-7), С(-2).
Если координата 7 меняется на 3 единицы, то получится координата 10.Учитель предлагает это говорить короче: 7 да 3 будет 10, 7 да -3 будет…, -6 да 4 будет… и т.д.
Учащиеся с помощью координатной прямой находят искомые координаты, записывают эти фразы.
Теперь ученики готовы к самостоятельному выполнению подобных упражнений.
На экран проецируется запись:
-6 да -4 будет…
-5 да -3 будет…
-1 да -13 будет…
-7 да -2 будет…
Ученики, используя координатную прямую, выкладывают на парте равенства из “квадратиков “:
- 6 - 4 = -10
- 5 - 3 = -8
- 1 - 12 = -13
- 7 - 2 = -9.
Учитель проверяет правильность решения.Потом следует парная проверка среди учащихся.Они приобрели некоторый опыт, уловили суть и подготовлены к вопросу: -20 да -30 будет?
Квадратики возвращаются в исходное положение, и на экран проецируется другая группа упражнений: сложение чисел с разными знаками (не надо переходить через 0)
- 7 да 4 будет…
15 да – 10 будет…
- 14 да 10 будет…
7 да – 5 будет…
Не надо обращаться к координатной прямой.
- 30 да 20 будет…?
Третья группа заданий, для которых надо переходить через 0:
-2 да 3 будет …
- 8 да 10 будет…
14 да -15 будет…
8 да -11 будет…
-20 да 30 будет…
При необходимости количество упражнений можно увеличивать в каждой группе, но одинаковые числа чтобы не встречались.
Для быстрых учеников даются примеры типа – 25 да 55 будет…
Дома составить примеры типа – 2 да 5 будет 3, -5 да -9 будет – 14 и т.д.
На третьем уроке выясняется: все, что делалось на предыдущих уроках, есть не что иное, как сложение чисел. Рассматриваются 3-4 примера с использованием координатной прямой.Ребята делятся секретом быстрого сложения. Самостоятельный вывод правил сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.Эти правила кратко записываются на доске и отрабатываются учащимися. Выполняются примеры.
Начиная с 4-5 уроков алгоритм сложения свертывается:
сначала ставим знак суммы
складываем или вычитаем модули слагаемых.
На доске записано 40-50 примеров несложных на сложение. Учитель за 1-1,5минуты устно находит и называет все ответы ,чем приводит ребят в восхищение.Так считать все должны, если хорошо тренироваться.
На этом уроке мы начинаем тренировку.
На доске записаны 10 примеров на сложение:
-4+(-5) 6) 13+(-7)
9+(-11) 7) 14+(-15)
-10+4 8) 0+(-3)
-6+(-3) 9) -9+9
-7+7 10) 13+(-16)
а) назовите знак каждой суммы в порядке возрастания номеров
б) назовите знак каждой суммы в порядке убывания номеров
в) что нужно делать с модулями в каждом примере в порядке убывания.
Потом учитель показывает пример, ученик называет знак, что делаем с модулями, и ответ.
На следующем уроке 10 примеров на доске решает желающий ученик. Учитель показывает на пример, ученик называет ответ.Итак , почти все захотят выйти к доске.
Дома повесьте листок с 20 примерами и в свободную минуту тренируйтесь.Соревнуйтесь с родителями, играя.
На следующих уроках примените заполнение квадратиков:
*+*=-12
*+*+*+*=-3
*+*=*
*+*=*+*
*+*=*+1 и т. д.
Придумайте свои задания.Предпоследний урок –контрольная работа, а на доске такой текст:
Я буду внимателен!
Я буду внимателен!
Я буду сначала ставить знак и лишь потом складывать или вычитать модули.
Я буду внимателен!
Я буду внимателен!
Цель: научить правильно складывать и вычитать числа с разными знаками и отрицательные числа.
Подготовила учитель математики Альзонова Людмила Даниловна