Использование визуального компонента интеллекта учащихся на уроках математики
Использование визуального компонента интеллекта учащихся на уроках математики
На современном этапе развития общества, доминирующее положение в жизни школьника, занимают ``устройства`` создающие зрительные образы Книга, как источник информации, устная речь. -как передатчик информации уходят на второй план,оттесняемые компьютером и телевизором. Ученик становится инфантильным потребителем ``готовых`` образов, созданных целыми ``киношными`` командами и группами программистов. У детей перестаёт работать воображение – готовые ``киногерой`` участники компьютерных игр созданные режиссером, как эталон держат воображение ребёнка в жёстких рамках. Но это реалии сегодняшнего дня и учителю необходимо перестраивать правила ведения урока. Это означает, не только использование интерактивной доски и работа но компьютере, но и по сути изменение подачи учебного материала от вербального к визуальному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование визуального компонента интеллекта учащихся на уроках математики»
Использование визуального компонента интеллекта учащихся на уроках математики.
На современном этапе развития общества, доминирующее положение в жизни школьника, занимают ``устройства`` создающие зрительные образы Книга, как источник информации, устная речь. -как передатчик информации уходят на второй план ,оттесняемые компьютером и телевизором. Ученик становится инфантильным потребителем ``готовых`` образов, созданных целыми ``киношными`` командами и группами программистов. У детей перестаёт работать воображение – готовые ``киногерой`` участники компьютерных игр созданные режиссером, как эталон держат воображение ребёнка в жёстких рамках. Но это реалии сегодняшнего дня и учителю необходимо перестраивать правила ведения урока. Это означает, не только использование интерактивной доски и работа но компьютере, но и по сути изменение подачи учебного материала от вербального к визуальному.
Психологи рассматривают визуальный интеллект (Говард Гарднер), как тип интеллекта, мало используемый и мало развиваемый в современной системе образования, наряду с такими, другими`` дискриминирующими интеллектами, как музыкальный, кинетический, межличностный, интроспективный .Видение относится психологами к одному ( и даже первому) из шести путей, ведущих к мозгу одним из шести способов узнавания и восприятия мира (включая самого себя) : видеть, слышать, пробовать, трогать, нюхать, делать. Визуализация учебного материала школьных учебников, бедных на ярки, интересные, занимательные образы, должна осуществляться учителем так, чтобы школьник смог ``увидеть`` учебный материал, ибо зрительное восприятие на сегодня, преобладает над вербальным созданием зрительных образов в математике 5-6 кл. в виде схем, таблиц и подчас полноценных рисунков по условию задачи во-первых развивает интерес к предмету и во-вторых активизирует мыслительную деятельность, так как мозг начинает работать в привычном для себя режиме, когда информация поступает через зрение.
Доктор Бетти Эдвардс, преподаватель изобразительного искусства в Калифорнийском университете в Лонг-Биг, автор известного во всём мире учебника по рисованию, исследуя творчество, обнаружила что:
1). ``невозможно достаточно точно описать творческий процесс``
2). ``истинное творчество требует, чтобы мы каким-то образом отошли от привычного режимы мышления и попытались увидеть вещи по иному, взглянули на мир с другой стороны ``
3).``вербальный язык может быть не подходящим для решения некоторых творческих задач``
4).``слово порой даже мешает мышлению ``
5).``человечество должно научиться широко использовать параллельно с вербально-аналитическим мышлением , визуальное мышление ``
Именно Б.Эдвардс назвала ``идеей нашей эпохи`` идею `` о том, что мы могли бы извлечь пользу из визуального языка, языка образного восприятия, как чего-то параллельного процессам вербально-аналитического мышления``
Конечно согласно учебнику 5 класса (Алдамуратова. Т., Байшолаков Е. 2010г. Алтамұра), которой мы сегодня пользуемся, нельзя все задания ``изобразить``, да что и не нужно. На первом этапе для развития интереса и активизации мыслительной деятельности, достаточно обязать учащихся выполнять рисунки к условию задач в домашнем задании и частично к условию задач, решаемым на уроке. Из личного опыта, могу сказать, что первое время это будет занимать достаточно много времени – рисунки будут неопределёнными (не отражающими содержание условия задачи) и даже некоторые учащиеся, будут изображать цифры в решении с ногами, руками, глазами и т.п. На этом этапе детям необходимо подробно объяснять суть рисунка, его функции, отбрасывая всё лишнее, чтобы урок математики превратился в занятие по изобразительному искусству.
В зависимости от индивидуальных способностей учащихся, через 10-15 уроков, школьники начинают``видеть`` задачу,что позволяет более качественно находить правила (алгоритм)
её решения. Постепенно переходим к подобному решению задач только из домашего и то,
сводя рисунки к минимуму и тогда они становятся ``набросками``- схемами, логически раскрывающие содержание задачи, но не ограничивающими ``полёт фантазий`` ребёнка.
Самыми удачными ``задачами решаемыми по рисунку`` становятся задачи на движение –
Здесь и рисунки на карте, и изображение различных транспортных средств и препятствий, которые они вынуждены преодолевать.Следует обратить внимание на то, что и у так называемых ``слабых`` учащихся, появляется стимул в работе над задачей, ибо, если они не считают, что умеют решать, то каждый уверен в своих художественных способностях. Первое время мы больше оцениваем рисунок вышеназванных школьников, нежели решение задачи. Но постепенно акцентируем внимание внимание ученика более более на решении задачи и менее на рисунок к ней, поясняя что даже самый яркий и красивый- всего-лишь
``помошник `` в решении. И отдельные учащиеся ( из ``слабых``) уделяя большее внимание к решению, выходят на более высокий уровень в понимании предмета, проявляя интерес и
определённый стимул к приобретению знаний.
По П.Я. Гальперину- полноценное формирование действия требует последовательного прохождении шести этапов. Из них предварительные – мотивационный и ориентировочный.
Второй этап включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит осознанию, составления схемы – ориентировочной основы будущего действия, составления модели.
Если у учащегося не сформирован этот этап, то и действие сформировать невозможно. Наверняка –рисунок, схема, некоторая таблица отображающая условие задачи,``увиденное``
Учащимся и есть основа будущего действия (решения).
Усиление визуального фактора, позволяет учащимся преодолевать препятствия при осознании содержания учебной задачи и выбора верного решения, что позитивно влияет на подготовку к экзаменам и в перспективе к решению тестовых задание ЕНТ.
Жёсткое соблюдение государственного стандарта качество результата (компетенция учащегося) заставляет учителя быть внимательным к тому, как именно каждый каждый отдельно взятый ученик преодолевает трудности в освоении школьного курса математики.
И возможно визуализация непрерывного образования позволит усилить не только интерес
к предмету, но и существенно повысит качество знаний.
Литература: 1. Математика 5кл. 2010г. Алтамұра Т. Алдамуратова, Байшолаков Е.
``Работа учителя в контексте глобальной тенденции визуализация непрерывного образования`` Тихомирова В.Т. доц. кафедры общей и этнической педагогики, конд. пед.
наук КазНу им. Альфараби.
3. Эдвардс Б. ``Художник внутри вас``/ Пер с англ№-Мн.ООО ``Попурри``2000г. С 6.
Трескин И.И. Алматинская обл. Жамбылский р/н с. Каргалы Каргалинская СШ№1 с ДМЦ.