kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность рассматривает такие вопросы как формирование социального опыта школьников в труде и общении, способствование их интеллектуальному росту, расширение кругозора, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, возможность лучше раскрыть собственный потенциал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения»»

Учитель математики МБОУ « Псеевская СОШ»

Менделеевского муниципального района РТ

Хамидуллина Гульнура Рафкатовна


«Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения

ФГОС нового поколения»



Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими.

Стремление исследовать окружающий мир заложено в каждом человеке. Но, как сформировать исследовательские навыки для работы с огромным информационным потоком, обрушивающимся на современного человека? Компетенция исследователя одна из самых важных в современном мире.

Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы ученик мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше.

Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной групп по их творческому потенциалу достаточно значительна. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.

Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.

Этапы проектной деятельности:

1. Изучение фактов и явлений

2. Постановка проблемы

3. Построение плана деятельности (использование инструктивной карты, составленной учителем)

4. Осуществление плана, объяснение

5. Графическое или теоретическое составление проекта

6. Защита проекта (решение проблемы)


Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

Мы ученикам предлагаем огромный выбор учебных предметов и наша задача снабдить их теми необходимыми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употреблять.

    На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и решать определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.

     Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. 

Различные типы проектов позволяют нам решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках учащегося, в его общеучебных умениях и навыках, его компетенциях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

   Выбирая тип проекта в соответствии с доминирующей деятельностью ребенка, мы можем направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащимися знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков. Это позволяет нам реализовать цели обучения в интересной для ученика, а значит, и в весьма эффективной форме. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Другая проблема – руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически, так как учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности.

       

 Можно определить такую классификацию проектов.

1.  По продолжительности подготовки:

 - краткосрочный

 - средней продолжительности

 - долгосрочный

 2. По количеству участников:

 - индивидуальный

 - работа в парах

 - групповой (4-6 человек)

3. По методу:

 - творческий

 - исследовательский

 - информационный (ознакомительно-ориентированный).

  Ученики 8 класса Хасанянов Ю. и Ситдиков Д. работали над проектом о жизни и деятельности Пифагора, занимались поиском различных доказательств теоремы Пифагора. Результатом работы явилась презентация и реферат о жизни и деятельности Пифагора.

 Ученицы 9 класса Динмухаметова А. и Шаймуллина З. работали над проектом «Занимательная математика». Результатом их проекта стала подборка  занимательных задач и интересных математических фактов, которые представлены на стенде.

Ученик 9 класса Мухаматгалеев И. работал над проектом « Золотое сечение в математике и в жизни». Итог его работы – он участвовал на региональной научно-практической конференции  “Инновационные изобретательские идеи школьников”, которую организовали муниципальное учреждение «Управление образования Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Псеевская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.



Паспорт проектной работы.

1.Название проекта. Золотое сечение в математике и в жизни .

   Предмет, класс. Математика, 9 класс

2.Краткое описание проекта:

        Предлагаемый проект может быть реализован в рамках программы по математике  по теме: « Коэффициент пропорциональности» и направлен на формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них. В результате самостоятельных исследований, учащиеся ответят на вопросы о том, что такое золотое сечение (историческая справка), что нужно знать для нахождения золотого сечения. В ходе проектной деятельности у учащихся развиваются способности самостоятельного поиска информаций, умения решать геометрические задачи. Ученики приобретают навыки преодоления поставленной проблемы методом решения геометрических задач, учатся использовать приобретенные навыки в практической деятельности и жизни.

Основополагающий вопрос

        Что такое золотое сечение?

Проблемные вопросы

        Как вычислять золотое сечение различных фигур?

        Для чего необходимо знать золотое сечение фигуры?

Цели и задачи

  • Основная цель проекта:

  • Познакомиться с историческими сведениями;

  • Проиллюстрировать применение математики на практике;

Методические задачи:

  • расширить сферу математических знаний учащихся: познакомить учащихся с нахождением коэффициента золотого сечения;

  • продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни;

  • научить обрабатывать  и представлять полученную информацию.

    Ожидаемые результаты:

После реализации данного проекта учащиеся смогут:

        - распознавать изученные фигуры с коэффициентом золотого сечения- усовершенствовать навыки вычисления - сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в реальной жизни;

- получить навыки выполнения проектной работы.

   Источники: дополнительная литература по истории математики.

   Методы исследования: сбор материала; отбор; анализ; использование в практических измерениях.

   Оформление результатов: доклад; рисунки; задачи.

3.Календарь работы:

   Сроки: неделя

   Этапы реализации проекта.

Подготовительный:

актуализация знаний; Решение проблемной задачи на нахождение коэффициента золотого сечения актуализирует имеющиеся у учащихся знания по теме учебного предмета, и  они осуществляют постановку целей.

 выявление проблем для исследования; Мозговой штурм позволяет участвовать в структурированном взаимодействии всех учеников, развивает навыки эффективной коммуникации; в ходе обсуждения учитель совместно с учащимися составляется план работы над проектом.

распределение по группам; выбор тем исследования учащимися; обсуждение с учащимися возможных источников информации; критериев оценки результата исследования.  Математики-историки готовят буклет с исторической справки. Математики- практики рассчитывают коэффициенты предметов, встречающиеся в быту. Математики-исследователи изучают вопрос о нахождении коэффициента золотого сечения стихов, в музыке и т. д.

Основной этап – консультация в группах

  • сбор необходимой информации;

  • консультации по сбору и обработки материала;

  • разрешение проблем, возникших в ходе самостоятельной работы;

  • оформление итогов поисковой и исследовательской работы.

Заключительный  этап – защита и представление проекта

  • подготовка устной защиты проекта;

  • демонстрация творческих разработок учащихся по группам;

  • обсуждение, оценка результатов деятельности одноклассниками, учителем; рефлексия.

4.Критерии оценки:

  • Исследовательская работа оценивается, исходя из следующих критериев:

  • соответствие исследования общей проблеме;

  • грамотное изложение материала при защите;

  • оформление презентации.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Подводя итог выступления хочу подчеркнуть, что проектная и исследовательская деятельность позволяют вводить новое содержание в образование, которое позволяет решать проблему формирования ключевых компетенций у учащихся согласно новых требований к образованию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хамидуллина Гульнура Рафкатовна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»"
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "260185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448902331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства