Просмотр содержимого документа
«Исторические сведения в процессе изучения математики в школе»
Исторические сведения в процессе изучения математики в школе.
…я просматриваю сокровища древних мудрых мужей, которые оставили нам последние в своих сочинениях;
и если мы встретим что-либо хорошее,
заимствуем и считаем великой для себя прибылью...
(Сократ)
Современный выпускник должен быть не только образованной, но и творчески мыслящей личностью, умеющим применять знания в практической жизни, быть инициативным и способным анализировать и принимать верные решения.
Математика не самый легкий предмет для изучения. Много знаний и усилий необходимо приложить учителю, чтобы научить и ученику, чтобы научиться. Учителя довольно часто слышат вопрос: «Зачем нам это нужно учить и где нам это пригодится?». Поэтому основной своей задачей считаю в своей педагогической работе не только научить математическим понятиям, но и показать их практическое применение.
Одним из важных факторов который помогает развить интерес у учащихся, а также помогает показать необходимость математических знаний, практическую их направленность - это применение исторического материала.
Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики повышают интерес школьника к изучению предмета и углубляют понимание ими изученного раздела программы, ознакомление с историческими фактами расширяет умственный кругозор учеников и повышает их общую культуру, позволяет лучше понять роль математики в современном обществе, способствует развитию патриотических чувств.
Формы работы с историческим материалом могут быть разными (беседа учителя, короткие сообщения учеников на заданную тему, решение исторических задач, а так же историко-математическая конференция, защита рефератов, проектов по вопросам истории математики и т.д.)
Инновационная площадка нашей школы – музейная педагогика. Этот проект у нас действует второй год, но лет пять назад мы сделали раздел музея истории развития математики и вычислительной техники.
Я и мои коллеги начали эту работу с создания музейных уголков, в которых постарались собрать уже не используемые на уроках предметы, но помогающие увидеть эволюцию развития математики и вычислительной техники в жизнедеятельности человека. Участие в этой работе приняли и ребята. Они творчески подошли к этому процессу : своими руками изготовили макет (строительство пирамид в древнем Египте), несколько вариантов «абак», принесли логарифмические линейки, арифмометр , счеты, первые вычислительные машинки. Учениками была проведена большая работа по сбору исторического материала о великих математиках. Все сообщения были оформлены в отдельные папки.
Исторический материал я также широко применяю на уроках, как средство повышения мотивации изучения предмета. С помощью исторических фактов в уроке, педагог может дать возможность ученикам самостоятельно «открывать» формулировки теорем, искать их доказательства ( Шиповская Валерия нашла 144 способа доказательства теоремы Пифагора, а Кузик Александра -76), побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории (краткие сообщения на уроках), связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками. Обычно всё это способствует обучению школьников умению самостоятельно искать новые знания, учиться быть уверенным в своих возможностях и отстаивать собственные взгляды.
Вводимый на уроках исторический материал развивает творческие способности учащихся. Это происходит в процессе поиска новых способов решения интересных исторических задач, через обзоры жизни и деятельности великих математиков. Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры. Исторический материал способствует улучшению математических способностей.
Особую роль в использовании исторических сведений я отвожу проектно- поисковой деятельности учащихся . Эта работа помогает очень грамотно ответить на вопрос: «Зачем нам это нужно учить и где нам это пригодится?». История развития геометрии и история развития алгебры, золотое сечение , симметрия в жизнедеятельности человека и в природе, математические софизмы, живопись и геометрия (перспектива), проект молодежного кафе с применением элементов древнегреческой архитектуры – это примерный перечень работ выполненных учащимися, с которыми они выступали на научно –практических конференциях.
Замечательное высказывание есть у Конфуция: « Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин, быть учителем».
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело. Поэтому: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». (Б.Шоу)