kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кодирование информации на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в индивидуальном опыте отражается окружающий мир и которые обеспечивают организацию этого опыта для будущего интеллектуального поведения.

Овладению словесно-символическим способом кодирования информации служит учебный материал, который:

ориентирует на самостоятельную формулировку признаков и определения, а так же на сравнение разных словесно-символических форм представления объекта;

осуществление перевода информации с родного языка на язык математики,
и наоборот;

стимулирует к работе со справочниками, словарями, историческими материалами и т.д.

Визуальный способ кодирования информации используется и развивается
с помощью учебного материала, побуждающего школьников:

  • к созданию нормативных образов и работе с ними;
  • к активному преобразованию наглядного или мысленного образа – вычленение  его отдельных элементов, перестройке исходного образа в соответствии
    с требованиями задачи;
  • к развитию образа в ходе рассуждения;
  • к установлению связей данного образа с рядом других образов;
  • к передаче в образных формах существенных характеристик математического объекта и т.д.

Сенсорный способ кодирования информации развивается благодаря наличию 
в учебном материале:
•    практических работ, требующих осуществление предметных действий;
•    заданий, обеспечивающих подключение житейских впечатлений учащихся;
•    метафор и ассоциаций, стимулирующих учеников к эмоциональным оценкам изучаемого материала и т.д.

На все способы кодирования информации в статье приведены примеры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кодирование информации на уроках математики »

Кодирование информации на уроках математики.


Будущее любой страны зависит от количества умных людей в общем составе населения. Поэтому основное назначение современной школы – развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, всестороннее развитие каждой личности.

Как вы, в первую очередь, отреагируете, если неожиданно для себя испытаете чувство огромной радости?

а) сделаете обрадованное лицо
б) закричите от радости
в) запрыгаете от радости

Если у вас ответ «а», вы полагаетесь на зрительное восприятие.
Вы - визуал и учитесь глазами;

если у вас «б», вы полагаетесь на слуховое восприятие.
Вы – аудиал и учитесь ушами;

если у вас «в», вы полагаетесь на кинестетическое восприятие.
Вы кинестетик и учитесь в движении и руками.

В составе любой аудитории будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики.

Также и в каждом классе, перед нами - девчонки и мальчишки, которые различными способами воспринимают информацию. А учить надо всех!

Успешность педагогической деятельности, в первую очередь, зависит от того, насколько применяемые формы, методы и средства обучения соответствуют закономерностям детской психологии. При обучении в психологически комфортном режиме у ребёнка появляется чувство интеллектуальной состоятельности и успешности
в своей учебной деятельности.

За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше
и доступнее донести до школьников основы математических знаний. Для меня, учителя математики, открыт огромный набор различных программ. Как сделать нужный выбор? Выбор учебно - методического комплекса, прогнозирование результатов обучения, подбор дополнительной литературы и дидактического материала – первая ступенька
к реализации комплекса задач, стоящих передо мною. За годы работы в школе мне пришлось освоить учебники разных авторов.

Мне приходится работать в классах самого разного типа. Кроме того, работаю
с детьми, обучающимися по разным системам: и по традиционной, и по программе развивающего обучения, и по программе 2100.

Именно эти обстоятельства и побудили меня выбрать такую модель обучения,
в которой я смогла найти те учебные математические и дидактические материалы, которые учитывают закономерности умственного развития учащегося.

Я остановилась на учебных пособиях по математике для учащихся 5-6 классов МПИ-проекта.

МПИ – математика, психология, интеллект. Это образовательный проект, ориентированный на интеллектуальное развитие и интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального (умственного) опыта. Руководители проекта - Эмануила Григорьевна Гельфман (г.Томск), доктор педагогических наук, профессор и Марина Александровна Холодная (г. Москва) – доктор психологических наук, профессор.

Учебники разработаны с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного математического образования.

В целом, учебные пособия МПИ-проекта отличает то, что они построены с учетом психологических закономерностей развития учащихся.

Математический материал представлен по принципу «текст в контексте», а именно: математические сведения излагаются в нематематическом контексте с использованием сюжетных историй (в виде истории жизни обитателей Муми-дома, сказочного путешествия Ивана-царевича, детективного происшествия), психологических комментариев, размышлений физика, историко-культурных материалов.

Основная часть учебных текстов организована в виде прямых и косвенных диалогов (общаются между собой персонажи сюжетных историй, через текст идут постоянные обращения к ребенку как читателю и т.д.).

Изложение материала ведется проблемно, эмоционально, учащиеся учатся перерабатывать информацию, планировать и контролировать свою умственную деятельность. Учебники МПИ-проекта создают условия для самообразования учащихся. Учебный текст учитывает различные интеллектуальные склонности учащихся, опирается на их личный опыт. Учащиеся вместе с авторами переходят от незнания к знанию.

Как показал многолетний опыт, учебные пособия МПИ-проекта не только обеспечивают обязательный минимум, но создают условия для расширения математического кругозора учащихся. Кроме того, в каждом учебном пособии имеется материал для поддержки тех учащихся, которые испытывают затруднения в усвоении математики.

Особое внимание уделяется индивидуализации обучения средствами учебных текстов за счет учета индивидуальных познавательных стилей учащихся.

МПИ-проект представляет обогащающую модель обучения. Основное назначение которой – интеллектуальное воспитание учащихся на основе актуализации и обогащения индивидуального ментального (т.е. умственного) опыта каждого ребенка в процессе изучения математики, что означает, во-первых, формирование основных его компонентов (когнитивного, метакогнитивного и интенционального) и, во-вторых, рост его индивидуального склада ума.

Когнитивный опыт – психические механизмы, отвечающие за эффективную переработку информации, а именно: способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и понятийные структуры.

Способы кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в индивидуальном опыте отражается окружающий мир и которые обеспечивают организацию этого опыта для будущего интеллектуального поведения.
«В информационном обмене человека с окружающей средой, по-видимому, участвуют три основные формы опыта:
1) в виде знаков (словесно-речевой способ кодирования информации);
2) в виде образов (визуально-пространственный способ кодирования информации);
3) в виде чувственно-сенсорных впечатлений (чувственно-сенсорный способ кодирования информации)».

Овладению словесно-символическим способом кодирования информации служит учебный материал, который:

ориентирует на самостоятельную формулировку признаков и определения, а так же на сравнение разных словесно-символических форм представления объекта;

осуществление перевода информации с родного языка на язык математики,
и наоборот;

стимулирует к работе со справочниками, словарями, историческими материалами и т.д.

Примеры заданий:

  • Из данных выражений: а) а – (в+с); б) а-в-с; в) а – (в-с);
    г) а+в-с

выберите те, которые соответствуют условию задачи: «После того, как я положил на свой счет в банке В рублей, (например 1540 р.), а затем еще С рублей (230 р.),
на счету стало А рублей (3000 р.). Сколько рублей было на счету первоначально?»

  • В каких случаях сумма целых чисел положительно? Отрицательна? В каких случаях для нахождения суммы целых чисел вам придется а) складывать натуральные числа; б) вычитать натуральные числа?

  • Сформулируйте универсальный метод сравнения дробей и оформите свою работу
    в виде грамотки.

Эти задания учащиеся выполняют по-разному, согласно своим познавательным стилям.

Визуальный способ кодирования информации используется и развивается
с помощью учебного материала, побуждающего школьников:

  • к созданию нормативных образов и работе с ними;

  • к активному преобразованию наглядного или мысленного образа – вычленение его отдельных элементов, перестройке исходного образа в соответствии
    с требованиями задачи;

  • к развитию образа в ходе рассуждения;

  • к установлению связей данного образа с рядом других образов;

  • к передаче в образных формах существенных характеристик математического объекта и т.д.

Но перед тем как перейти к созданию образов математических понятий учащиеся пробуют рисовать портреты слов «доброта», «тайна».

А затем уже к образам математических понятий.


К такого типа заданиям относятся упражнения, в которых учащиеся используют нормативные образы: числовой, числовая прямая, таблица разрядов.

Большое значение в переработке информации имеют личностно-своеобразные образы, возникающие у учащихся.

Например: иллюстрация понятия «Модуль».


│Карабас-Барабас│= добрый дядя;
│Мальвина │= Мальвина;

│пустой карман│= пустой карман


Сенсорный способ кодирования информации развивается благодаря наличию
в учебном материале:

  • практических работ, требующих осуществление предметных действий;

  • заданий, обеспечивающих подключение житейских впечатлений учащихся;

  • метафор и ассоциаций, стимулирующих учеников к эмоциональным оценкам изучаемого материала и т.д.

Пример задания:

Какой смысл придают паре противоположных чисел, если речь идет:
а) о температуре воздуха;
б) об изменении количества денег в банке?

Формированию семантических структур, то есть системы значений вводимых математических терминов, способствует учебный материал, который:

  • раскрывает различные значения одного и того же термина;

  • показывает историю развития понятия;

  • позволяет устанавливать разнообразные связи между рассматриваемыми математическими понятиями и т.д.

Пример задания

«Сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов – долг, имущества и долга – есть разность, а если они равны – нуль. Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля – имущество, двух нулей - нуль». Переведите эти тексты на современный математический язык.

Слово «имущество» будет соответствовать математическому слову – положительный, а слово «долг» - отрицательный.

Работа, направленная на овладение способами кодирования информации, развитие семантических структур, способствует формированию понятийных структур.

Выстраивание в ментальном опыте ребенка понятийных структур предполагает постепенное введение математических понятий. Одной из фаз формирования понятия является свертывание – экстренная реорганизация всего множества имеющихся у ребенка сведений относительно данного понятия и превращение их в обобщенную структуру знаний. Т.е. субъективный образ понятия должен быть поставленным в сжатой, концентрированной форме.

Именно на этой фазе детям предоставляется широкое поле деятельности для проявления творчества, фантазии.

Вот одно из таких заданий – написать рекламу или антирекламу дроби 8/12.

Ребята с удовольствием берутся за сочинение стихов по теме, изготовление рекламы и антирекламы математических понятий. Важно, чтобы была организована работа по формированию у учащихся умения переходить от одного способа представления информации к другому.

Именно механизм взаимоперехода в системе трёх способов кодирования информации оказывает влияние на две основные линии интеллектуального развития ребёнка. Его сформированность определяет, во-первых, рост понятийной компетентности за счёт интеграции различных форм опыта, во-вторых, рост индивидуализации интеллектуальной деятельности за счёт выявления индивидуальных стилей кодирования информации. Задания на представление учебной информации
в разных формах позволяет учителю реализовать личностно-ориентированный подход на уроках математики. А ученикам с разными познавательными склонностями успешно усваивать материал; активно использовать свои житейские знания и личный опыт; предоставляется возможность проявить свои интуитивные впечатления, догадки
и предположения.






Литература:

  1. Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект». Математика 5-9 классы – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999 г.

  2. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.И., Лобаненко Н.Б., Малова И.Е. Обогащающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические указания, книга для учителя - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998 г.

  3. М.А.Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997г.-С.176

  4. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.И., Лобаненко Н.Б. «Десятичные дроби в Муми-доме». Учебное пособие по математике для 5-го класса. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998г.

  5. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.И., Лобаненко Н.Б. «Положительные и отрицательные числа» Учебное пособие по математике для 6-го класса. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кодирование информации на уроках математики

Автор: Лемешова Ольга Петровна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок математики в 1 классе "Сантиметр." Система Л.В.Занкова "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-matiematiki-v-1-klassie-santimietr-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "136546"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417116784"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок математики в 1 классе  по теме: "Сантиметр." Система Л.В.Занкова "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-matiematiki-v-1-klassie-po-tiemie-santimietr-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "136550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417117044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока математики в 1 классе "Задача. Знакомство с понятием". Система Л.В.Занкова."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_zadacha_znakomstvo_s_poniatiiem_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "354280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478017071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока"Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "105819"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402913850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства