kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«КОЛЛЕКЦИЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Коллекция педагогического инструментария" рассматривает вопрос: «Какие изменения должны произойти в учителе? Эти изменения должны затрагивать только профессиональные качества учителя или личностные тоже?», чтобы  система образования выполняла заказ общества на образовательные услуги в полном объеме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««КОЛЛЕКЦИЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ»

«КОЛЛЕКЦИЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ


В. Г. Кармазина,

учитель математики

Макеевского лицея №2 «Престиж»



Передается не опыт, а идея.

Мысль, выведенная из опыта.

К.Д. Ушинский


Во все времена общепринятым было мнение о том, что система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги, и это положение педагогики осталось неизменным и сегодня.

В современной трактовке этот заказ выглядит так: «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, , нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

Из этого требования можно сделать цепочку следующих выводов.

Вывод 1. Если меняется общество, то правомерно предположить, что меняется и его заказ системе образования, выраженный в целях и задачах.

Вывод 2. Если меняется заказ системе образования, то должна измениться и сама образовательная система, чтобы выполнить этот заказ.

Вывод 3. Изменения, которые происходят в образовательной системе, непосредственно реализуют учителя, следовательно, они тоже должны измениться, чтобы соответствовать новым требованиям, предъявляемым обществом к системе образования.

В связи с этим возникает вопрос: «Какие изменения должны произойти в учителе? Эти изменения должны затрагивать только профессиональные качества учителя или личностные тоже?»

Обобщая мнение руководителей образовательных учреждений, методистов и самих учителей, можно констатировать, что современному учителю в первую очередь необходимо:

  • стремление к самообразованию, к постоянному повышению профессионального уровня всеми доступными средствами;

  • владение современными педагогическими и информационными технологиями;

  • знание смежных образовательных областей;

  • владение психологическими знаниями о возрастных особенностях учащихся, коммуникативными знаниями для организации нетрадиционных форм деятельности не только с учащимися, но и с родителями учащихся;

  • изменение стиля традиционного педагогического мышления (переход в позицию тьютора).

Для оказания помощи учителю работает методическая служба как отдельно взятого образовательного учреждения, так и более высоких уровней.

Итак: «Чему и как учить педагогов?».

Учитель-профессионал уже имеет знания, которые привели его к определенному успеху. У него сложился свой педагогический «почерк». Чему же его можно научить?

Полезность новых знаний учитель может оценивать по следующим критериям:

  • актуальность для решения важных в настоящий момент практических задач;

  • эффективность по сравнению с ранее применяемыми;

  • технологичность предлагаемых способов обучения.

Предлагаемая вашему вниманию «коллекция» собрана автором (Пономарева Е.А.) с позиции «полезности» знаний. Как любая коллекция, эта тоже проходит определенные этапы в своем развитии. Она апробирована в педагогических коллективах, на курсах повышения квалификации методистов, учителей и руководителей школ.


«Коллекция» педагогического инструментария


Экспонат № 1


Схема деятельности


Педагогический понятийный аппарат изобилует словосочетаниями, в которых употребляется слово «деятельность»: «учебная деятельность» «экспериментальная деятельность» «проектная деятельность» «управленческая деятельность» и т.п. В связи с этим есть смысл обратиться к методологии – учению об организации деятельности.

Деятельность человека может подразделяться на репродуктивную деятельность и продуктивную деятельность. Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. В применении методологии не нуждается. Продуктивная инновационная деятельность направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата. Требует применения методологии.

Организовать деятельность – значит упорядочить ее, привести в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.


Схема деятельности

средства,

методы,

способы


Результат

условия

Цель

Мотив

Потребность




Коррекция




Расшифруем компоненты этой схемы.

Потребность – надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.

Цель – это ожидаемый результата деятельности за определенный период.

Средства – приемы, способы действия для достижения чего-либо.

Условия – обстоятельства, обстановка, от которых что-то зависит.

Результат – достигнутая цель.


Акт деятельности



Н

4

3





5

2


6


1





1 – деятель,

2 – исходный материал деятельности,

3 – средства,

4 – процесс изменения свойств исходного материала,

5 – способы изменения свойств,

6 – продукт деятельности (результат),

Н – норма деятельности.


В чем же полезность этого знания для учителя?


Любой педагог (по общему мнению, хороший, посредственный или просто слабый), идя на урок , несет в своем сознании представления о том, каким должно быть занятие, что надо предусмотреть, какие могут встретиться трудности и каковы пути их преодоления.

Если условно изобразить пространство урока в виде следующей схемы, то видно, что в этом пространстве множество деятелей, которые наполняют его своими представлениями о целях, задачах, способах деятельности и т.д.






Обучение = преподавание + учение


Пространство урока







д



д





Ученики


Учитель

д








При этом надо отметить, что в гуманитарных системах, к которым относится система образования, как правило, поставленная цель «не равна» полученному результату, так как одним из элементов таких систем является человек, со всеми присущими ему особенностями и непредсказуемостью поступков.




t 0

ЦЕЛЬ


t



РЕЗУЛЬТАТ





При всех различиях в этих представлениях задача учителя, используя весь арсенал педагогических средств, способствовать сближению целей деятельности. Только в том случае, когда ученик становится сознательным участником обучения, а учитель это понимает, создает соответствующие условия, можно говорить о взаимном стремлении получить качественный результат обучения.



«Полезность» знаний

Посмотрим на этот инструментарий с дидактических позиций, отражающих то общее, что свойственно обучению вообще.

Чем выше уровень обобщенности теоретических знаний и глубже их осмысление, тем выше уровень профессионального мастерства учителя.

Дидактическое знание может достигнуть разных степеней обобщения.

Теоретический уровень отражает самый высокий уровень обобщенности. К нему относится, к примеру, положение о том, что обучение – это совместное распределение деятельности или что ему свойственны инвариантные и вариативные признаки. Можно хорошо учить, не зная этих идей, охватывающих всякое обучение. Многие учителя приходят к этому знанию через многолетний практический опыт.

Длину этого пути можно и нужно сокращать целенаправленной методической работой с педагогическими затруднениями конкретного учителя.

Другая группа дидактических идей лежит в области знаний о необходимости контроля в обучении.

Эти знания относятся к частнодидактическому уровню дидактических знаний. Однако, обладая этими знаниями, учителя далеко не всегда умеют применять их на практике. При этом большая часть учителей разного возраста и стажа полагает, что этот аспект в их деятельности не нуждается в какой-либо коррекции.

Третья группа дидактических знаний – конкретно-дидактические знания. Они непосредственно связаны с повседневной педагогической деятельностью учителя, с воспитанием, обучением и развитием учащихся.

В реальной действительности немало педагогов, в большей или меньшей степени осведомленных о дидактических идеях третьего уровня, в какой-то мере об идеях второго уровня, и совсем малоподготовленных в отношении первого уровня.

Может показаться, что третьего уровня достаточно, лишь бы он был полон. Тем более что для практики он более всего значим.

Но все дело в том, что прежде, чем появляется третий уровень современных дидактических знаний, он проходит через два первых. Его не создают сами преподаватели, хотя и участвуют в его конструировании. Он становится ими известен из наблюдений практики, чтения методических пособий, путем знакомства с идеями других уровней, из которых легко выводятся приемы обучения, воспитания и развития.

Именно поэтому и бывают хорошие учителя, знающие только третий уровень, но их мало. При этом они упускают ряд аспектов полноценного обучения и сталкиваются с различными педагогическими затруднениями. Происходит это потому, что они не контролируют нижние уровни обучения верхними, являющимися ориентиром.




Экспонат № 2


Условия эффективности совместной деятельности


Этот экспонат коллекции тесным образом связан с первым. Выше было сказано о необходимости контроля в обучении. Кто с этим будет спорить? Конечно, необходим.

Условия эффективности совместной деятельности:

  • совместная работа хорошо спланирована и организована;

  • исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают;

  • исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы;

  • социально-психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы;

  • управленческий аппарат собирает информацию о происходящих изменениях и своевременно на них реагирует.

Получение такой информации и выявление необходимости внести коррективы в ход работ обеспечивается таким управленческим действием, как контроль.

Благодаря контролю управление получает принципиально важный компонент, без которого нет управленческой деятельности, – обратную связь.


Экспонат № 3


Практическая работа


1. Введение

Урок – это то пространство деятельности, где качество образования принимает конкретные формы и осознается участниками УВП – учителями и учащимися – на уровне получения реальных результатов и ожиданий.

А вот НАСКОЛЬКО осознается этот результат?

Это могут проверить сами участники УВП, если знают как, а также, конечно, администратор, пришедший на урок.

2. Условия выполнения задания

а) Обратимся к практике традиционного урока «объяснение нового». Он, как известно, структурно состоит из следующих компонентов:

  • оргмомента (1-2),

  • актуализации знаний (подготовка к объяснению нового) (2-3),

  • объяснение нового (3-4),

  • закрепления (4-5),

  • контроля (5-6),

  • итога урока.

Эта структура урока и будет основой для выполнения задания

Закрепление

Актуализация знаний





6

5

41

3

2

1




Контроль

Оргмомент

Объяснение нового




3. Задание 1: опираясь на свой профессиональный опыт и схему акта деятельности (экспонат № 1), пожалуйста, заполните данные таблицы. В первом столбце приведены основные этапы объяснительно-иллюстративного урока. Второй и третий столбцы вы заполняете самостоятельно.

4. Ответ найдете в…


Таблица 2

Субъект деятельности – ученик

(таблица заполняется с позиции ученика)

Этап

Исходный материал

Результат деятельности

1. Оргмомент (сообщениетемы и цели урока)



2. Актуализация знаний



3. Объяснение нового материала



4. Закрепление



5. Контроль




Таблица 2

Субъект деятельности – учитель

Этап

Исходный материал

Результат деятельности

1. Оргмомент (сообщениетемы и цели урока)



2. Актуализация знаний



3. Объяснение нового материала



4. Закрепление



5. Контроль




«Полезность» знаний

Осознание права ученика « не на словах, а наделе» быть активным участником урока, понимать на своем уровне цели урока, выбирать средства деятельности, осознавать непосредственно личный результат учебной деятельности – все это позволит достичь эффективности совместной деятельности (экспонат № 2) и создать образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальной траектории обучения.


Экспонат № 4


Зависимость работоспособности от времени урока


Мы давно и много говорим и пишем о тех нагрузках, которые испытывает ученик, а в равной степени и учитель, современной школы. Предлагаемая схема позволяет наглядно показать администратору ОУ, учителю, учащимся, родителям учащихся, стремящимся «загрузить» свое детище всем, чем только можно, зависимость работоспособности от времени.



max








0 4 23 34 40 Т (мин)




Описание схемы

1. По горизонтальной оси расположено время урока по минутам (единичного отрезка нет, так как его величина не играет роли для понимания сути схемы).

2. По вертикальной оси (также без единичного отрезка) отмечена максимальная работоспособность (ученика, учителя, любого человека, занимающегося деятельностью). При этом надо помнить, что работоспособность у людей разная.

3. Максимальной работоспособности ученик достигает за 4 минуты от начала урока. Как раз на это время приходится оргмомент (см. экспонат № 3). Если начало урока плохо организовано, то понятно, что максимальная работоспособность достигнута не будет.

4. Максимальная работоспособность держится все 19 минут, с 4-й по 23-ю минуту. Это время и необходимо использовать для самого главного, самого трудного на уроке.

5. С 23-й по 34-ю минуту – первый спад работоспособности.

6. С 34-й по 40-ю (45-ю) минуту – второй спад.

Теперь представьте, что учитель на 2-3 минуты опоздал с началом урока (это, к сожалению, бывает), 2-3 минуты отмечал отсутствующих, заполнял журнал, 10-12 минут проверял выполнение домашнего задания (хорошо еще, если оно имеет отношение к новому материалу, который предполагается изучить). Арифметика простая: объяснение нового материала начнется на 18-й минуте урока, когда до первого спада работоспособности останется 5 минут, а у детей с ослабленным здоровьем спад уже мог начаться.

Эта схема применима ко всему рабочему дню, ко всей рабочей неделе.

работоспособность


max

1 урок




max

2 урок



5 урок




0 4 23 34 40 Т (мин)




«Полезность» знаний

Некоторые дети, особенно младшие школьники, к 3-4 уроку практически теряют работоспособность. Где выход?

Во-первых, надо знать эту закономерность и строить урок, рабочий день, рабочую неделю, принимая во внимание это знание. Во-вторых, подбирать соответствующие формы работы. Например, самостоятельная работа позволяет ученику выполнять задания в удобном для него ритме. В-третьих, учитывать это знание при составлении графика контрольных работ, и, что самое главное, этот график выполнять. В-четвертых, неплохо провести мониторинг работоспособности класса, чтобы представлять хотя бы его средний уровень и наиболее слабых в этом плане детей. Такие методики есть. Вот только один пример.


Методика по выявлению настроения каждого ученика и класса в целом (начальная школа)


1. Цель: создание комфортных условий для работы в классе.

2. Время: по решению учителя.

3. Задачи:

  • Наблюдать и контролировать уровень эмоционального состояния отдельного ученика и класса в целом.

  • Выявлять детей с пониженным (повышенным) тонусом активности.

  • Выявлять отношение детей к различным предметам.

4. Наблюдение опрос.

5. Форма отражения результатов табличная или графическая.

Описание методики

У каждого ученика имеется набор квадратиков из цветной бумаги.

Каждый цвет – это условный знак настроения, эмоционального комфорта ребенка на уроке: красный (радостное), желтый (приятное), зеленый (спокойное), черный (плохое), белый (затруднение в ответе).

Учитель может в соответствии со своими задачами установить эмоциональное состояние как класса в целом, так и отдельного ребенка, если попросит детей положить на парту квадратик, который им в данный момент захочется взять в руки.


«Полезность» знаний

Систематическое использование этого очень простого, но информационно емкого теста позволяет регулировать комфортное состояние детей в классе, а также выявлять детей с пониженным тонусом активности, ослабленных, порой больных. Кроме того, этот тест помогает выявить личностное отношение детей к учебным предметам и стимулировать мотивацию их деятельности на уроке.

Вот такая простая и любопытная схема!


Экспонат № 5


Степень обученности учащихся

(по материалам В.П. Симонова)


Степень обученности – это совокупность определенных знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися. Показатели степени обученности могут быть положены в основу контроля эффективности образовательного процесса (и, соответственно, образовательной деятельности учителя).

1-й показатель (4%) – «различение» (распознавание), или уровень знакомства. Самая низкая степень овладения знаниями – возможность только узнавать.

2-й показатель (12%) – «запоминание». Учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку закона, определения, но «сплошное воспроизведение текста не может служить доказательством его понимания». Можно запоминать материал без уяснения его сущности на уровне «зазубривания». Учителю важно помнить, что «опора по преимуществу на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усвоения знаний – одна из причин формализма в обучении».

Привычка к «зазубриванию нередко проявляет себя как негативное явление при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, когда увеличивается число предметов, возрастают требования к выявлению закономерностей, логических последовательностей, высказыванию собственного мнения. Если «зазубривание» как способ учебной деятельности не изживает себя, ребенок может остаться только на уровне репродуктивной деятельности.

3-й показатель (20%) – «понимание». Понимание – способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-либо. Для того чтобы понимать, надо владеть некоторой совокупностью понятий и навыками мыслительной деятельности.

4-й показатель (28%) – простейшие умения и навыки. Психологи определяют умения как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности: решает типовые задачи, обнаруживает причинно-следственные связи и т.п. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки. Элементарные умения и навыки – показатель довольно высокой степени обученности, позволяющей учащемуся реализовать свой «багаж знаний».

5-й показатель (36%) – перенос, который можно понимать как положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми (по В.А. Крутецкому). Учащийся, показывающий эту степень обученности, умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в нее ранее изученное. Перенос характеризуется способностью к обобщению.

Учащегося, степень обученности которого при проверке соответствует степени переноса, условно будем считать обученным на 100%. Тогда общую степень обученности составят пять приведенных показателей I + II + III + +IV + V=100% (или 4%+12%+20%+28%+36%=100%).



IV эл. умения и навыки



III понимание


36%


II запоминание


I различение




4

28%

4

4



Умения и навыки

ЗНАНИЯ




Посмотрим, как степень обученности учащихся связана с существующей в школе балльной шкалой. Например, оценка «3» выставляется и за 4%, и за 16% (4%+12%), и за 36% (4%+12%+20%;) содержания, т.е. за «воспроизведение».


«Полезность» знаний

Необходимо отметить одну особенность показателей степени обученности учащихся, имеющих важное практическое значение. Когда учитель формирует новые знания, умения и навыки, они следуют в несколько иной последовательности, чем тогда, когда он проверяет и оценивает их усвоение. Выглядит это следующим образом.

Деятельность преподавателя и учащихся

По формированию новых знаний, умений и навыков

По проверке и оценке усвоенных знаний, умений и навыков

Знания

  1. Распознавание

  2. Понимание

  3. Запоминание

  1. Распознавание

  2. Запоминание

    воспроизведение

  3. Понимание

Умения и навыки

  1. Элементарные умения и навыки

  2. Перенос (творческий уровень)

  1. Элементарные умения и навыки

  1. Перенос (творческий уровень)


Из таблицы видно, что алгоритмизированные (элементарные) умения и навыки – один из первейших показателей практической обученности учащихся. Этот показатель может считаться одной из первостепенных целей образовательной деятельности педагога. Это важно еще и потому, что по результатам исследований П.Я. Гальперина «знания формируются без предварительного заучивания в процессе применения к решению задач.


Экспонат № 6


Диагностическая контрольная работа по алгебре

(методика разработана д.п.н., проф. В.Н. Максимовой)


Диагностическая контрольная работа используется для выявления уровня обученности. Работа проводится в течение одного урока, составляется в 2 вариантах, содержит 6 вопросов. Каждый вопрос оценивается в баллах:

на узнавание – 0, 1;

на запоминание – 0, 1, 2;

на понимание – 0, 1, 2, 3;

на обобщение внутри темы – 0, 1, 2, 3, 4;

на межтемные обобщения (внутри предмета) – 0, 1, 2, 3, 4, 5;

на межпредметные обобщения – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6.


Максимальная сумма знаний, которую может получить один ученик, – 21 балл. Перевод баллов в школьную оценку производится таким образом:

20 – 21 балл – «5», 18 – 19 баллов – «4» 16 – 17 баллов – «3» 15 баллов и меньше – «2».

Вычисление параметров, входящих в итоговые таблицы:

  • средний балл за каждый вопрос исчисляется как отношение общего числа баллов, набранных за данный вопрос, к общему числу учеников, ответивших на данный вопрос;

  • коэффициент обученности по данному вопросу исчисляется как отношение среднего балла за данный вопрос к максимальному числу баллов, полученному за данный вопрос;

  • коэффициент обученности по предмету исчисляется как отношение средней суммы баллов, полученных за все вопросы, к максимальному числу баллов, набранных всеми учащимися за работу.

Процесс обучения можно считать удовлетворительным, если коэффициент обученности равен 0,7.

Данная методика также позволяет учитывать нормы поуровневых коэффициентов усвоения изученного материала:

  1. Репродуктивный (Ко0,8).

  2. Алгоритмический (частично-поисковый) (Ко0,7).

  3. Эвристический (творческий) (Ко0,6).

  4. Средний коэффициент усвоения материала (Ко0,7).


Пример Алгебра. Автор Г.Н. Бабичева

Тема: Квадрат разности. Разность квадратов. Квадрат суммы.

1 вариант

2 вариант

Этап узнавания

  1. Выберите формулы квадрата разности:

а) (3а+5в)2; б) 3а2- 5в2;

в) 9а2-25в2; г) (3а-5в)2

  1. Выберите формулы квадрата разности:

а) (7а+2в)2; б) 7а2- 2в2;

в) 49а2-4в2; г) (7а-2в)2

Этап запоминания

  1. Запишите формулу квадрата суммы двух чисел в буквенном виде и в словесной формулировке

  1. Запишите формулу квадрата суммы двух чисел в буквенном виде и в словесной формулировке

Этап понимания

  1. Решите уравнение:

(3х – 5)2 – (3х-5)(3х+5) = -5

  1. Решите уравнение:

(2х + 7)2 – (2х-3)2 = -5

  1. Выделите полный квадрат двучлена:

а) 9х4 – 12х2 + 4; б) 25х2 + 50х - 1

  1. Выделите полный квадрат двучлена:

а) 4х2 – 8х - 9; б) 16х2 + 40х + 25

Этап межтемного обобщения

  1. Упростите и вычислите значение выражения при х = -3:

-2х2 – 7х + (х+5)2.

  1. Упростите и вычислите значение выражения при х = -3:

-3х3 + 2х - (х-3)(х+3).

Этап межпредметных связей

  1. Сторона одного квадрата на 3 дм больше стороны другого квадрата. Найдите периметр данных квадратов, если разность их площадей равна 22,5 дм2

Сторона одного квадрата на 2 дм меньше стороны другого квадрата. Найдите периметр данных квадратов, если разность их площадей равна 26,5 дм2







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«КОЛЛЕКЦИЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Автор: Кармазина Виталия Генриховна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ "
    ["seo_title"] => string(92) "innovatsionnyie-tiekhnologii-v-formirovanii-aktivnoi-zhizniennoi-pozitsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "150430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420476291"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) ""Алюминий: химический элемент и простое вещество" "
    ["seo_title"] => string(58) "aliuminii-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421683676"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-ramkakh-dou-kak-usloviie-uspieshnoi-adaptatsii-i-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106240"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402986216"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Занятие для слушателей осенней школы учителей Работа с интерактивным оборудованием  на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(119) "zaniatiie-dlia-slushatieliei-osienniei-shkoly-uchitieliei-rabota-s-intieraktivnym-oborudovaniiem-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "127527"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415333033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства