1. Шесть граней игрального кубика помечены цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Кубик бросают дважды и записывают выпадающие цифры.
а) Найдите число всех возможных вариантов.
б) Укажите те из них, в которых произведение выпавших чисел кратно 10.
в) Составьте таблицу из двух строк. В первой строке запишите суммы выпавших очков, во второй - количество вариантов, в которых выпадает эта сумма.
г) Составьте аналогичную таблицу для модуля разности выпавших очков.
Решение.
Ответ: а) 36; б) 6.
2. В шахматном кружке занимаются 16 человек. Сколькими способами тренер может выбрать из них для предстоящего турнира:
а) команду из четырех человек;
б) команду из четырех человек, указав при этом, кто из членов команды будет играть на первой, второй, третьей и четвертой досках?
Решение.
Ответ: а) 1 820 способов; б) 43 680 способов.
3. Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составили все возможные трехзначные числа (без повторения цифр). Сколько среди них таких, которые: а) кратны 2; б) кратны 3?
Решение.
Ответ: а) 24 числа; б) 24 числа.
4. Сколькими способами из класса, где учатся I учащихся, можно выбрать: а) двух дежурных; б) старосту и помощника старосты?
Решение.
Ответ: а) 276; б) 552.
5. Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составили все возможные трехзначные числа (с повторением цифр). Сколько среди них таких, сумма цифр которых равна: а) 3; б) 4; в) 6?
Решение.
Ответ: а) 1; б) 3; в) 10 чисел.
6. Из цифр 0, 1,2, 3, 4, 5 составили все возможные трехзначные числа (без повторения цифр). Сколько среди них таких, сумма цифр которых равна: а) 6; б) 9?
Решение.
Ответ: а) 14 чисел; б) 16 чисел.
7. В Сети связь происходит через узлы, которые нумеруются восьмизначными номерами (номер, например» 00011122 возможен).
а) Сколько в Сети может быть узлов?
б) Сколько в Сети узлов с суммой цифр номера, равной 71?
в) Сколько в Сети узлов с суммой цифр номера меньше 3?
Решение.
Ответ: а) 100 000 000; б) 8; в) 45.
8. Вова услышал в песне, что «.у зим бывают имена.». Он вспомнил семь самых хороших зим своей жизни, написал семь женских имен и решил дать каждой вспомнившейся зиме женское имя из своего списка (всем - разное).
а) Сколькими способами он может это сделать?
б) Сколько способов существует, если первая зима – точно Татьяна, а последняя - несомненно, Анна?
в) Сколько способов существует, если женских имен восемь, а не семь?
Решение.
Ответ: а) 5 040; б) 120; в) 40 320; г) 0.
9. Ася помнит, что в ответе задачи на правило умножения для двух испытаний получалось число 48 и что испытания с одним исходом не рассматривались. Ей надо вспомнить число исходов в обоих испытаниях.
а) Из скольких вариантов Асе придется выбирать правильный ответ?
б) Сколько из них вариантов, состоящих из чисел разной четности?
в) Сколько из них вариантов, состоящих из чисел, которые отличаются друг от друга более чем на 10?
г) А сколько всего вариантов, если испытаний было три?
Решение.
Ответ: а) 8; б) 2; в) 4; г) 18.
10. «Вороне как-то Бог послал кусочек сыра», брынзы, колбасы, сухарика и шоколада. «На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась»:
а) если есть кусочки по очереди, то из скольких вариантов придется выбирать;
б) сколько получится «бутербродов» из двух кусочков;
в) если съесть сразу три кусочка, а остальные спрятать, то из скольких вариантов придется выбирать;
г) сколько получится вариантов, если какой-то кусочек все-таки бросить Лисе, а потом ответить на вопрос пункта а)?
Решение.
Ответ: а) 120; б) 10; в) 10; г) 120.
11. «Проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет». Сколькими способами они могут:
а) по одному сесть за выбранные четыре инструмента;
б) выбрать 5 инструментов из 12 данных;
в) по одному сесть за какие-то 4 из выбранных 5 инструментов из 12 данных?
г) выгнать одного, не имеющего слуха, и потом сыграть на каких-то 3 из выбранных 5 инструментов из 12 данных?
Решение.
Ответ: а) 24; б) 792; в) 120; г) 40.
12. В чемпионате России по футболу в высшей лиге участвуют 16 команд. Перед началом чемпионата газета «Спорт» провела Интернет-опрос читателей, задав им два вопроса: 1) какая команда получит золотые, какая - серебряные и какая - бронзовые медали? 2) какие две команды окажутся среди неудачников, т. е. займут два последних места? Читатели в своих ответах указали все возможные варианты и при ответе на первый, и при ответе на второй вопросы.
а) Сколько вариантов состава неудачников указали участники опроса?
б) Сколько из них тех, в которые входит команда «Динамо»?
в) Сколько вариантов тройки призеров указали участники опроса?
г) Сколько из них тех, в которые входят «Спартак» и «Зенит»-
Решение.
Ответ: а) 120; б) 15; в) 3 360; г) 84.
13. Из 20 вопросов к экзамену Вова 12 вопросов выучил, 5 совсем не смотрел, а в остальных что-то знает, а что-то нет. На экзамене в билете будет три вопроса.
а) Сколько существует вариантов билетов?
б) Сколько из них тех, в которых Вова знает все вопросы?
в) Сколько из них тех, в которых есть вопросы всех трех типов?
г) Сколько из них тех, в которых Вова выучил большинство вопросов?
Решение.
Ответ: а)1140; б)220; в)180; г)748.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комбинаторика. Решение комбинированных задач»
Комбинаторика. Комбинированные задачи
1. Шесть граней игрального кубика помечены цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Кубик бросают дважды и записывают выпадающие цифры.
а) Найдите число всех возможных вариантов.
б) Укажите те из них, в которых произведение выпавших чисел кратно 10.
в) Составьте таблицу из двух строк. В первой строке запишите суммы выпавших очков, во второй - количество вариантов, в которых выпадает эта сумма.
г) Составьте аналогичную таблицу для модуля разности выпавших очков.
Решение.
а) При первом бросании кубика может выпасть любая из 6 цифр, после этого при втором бросании - тоже любая из 6 цифр; по правилу произведения число возможных вариантов равно 6 • 6 = 36.
б) Произведение выпавших чисел кратно 10 при следующих вариантах:
2. В шахматном кружке занимаются 16 человек. Сколькими способами тренер может выбрать из них для предстоящего турнира:
а) команду из четырех человек;
б) команду из четырех человек, указав при этом, кто из членов команды будет играть на первой, второй, третьей и четвертой досках?
Решение.
а) Выбираем 4 шахматистов из 16 без указания порядка; количество способов = 1 820 способов.
б) Выбираем 4 шахматистов из 16 с указанием порядка их расположения в команде; количество способов
А = 16-15-14-13 = 43 680 способов.
Ответ: а) 1 820 способов; б) 43 680 способов.
3. Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составили все возможные трехзначные числа (без повторения цифр). Сколько среди них таких, которые: а) кратны 2; б) кратны 3?
Решение.
Выбираем из 5 цифр три (без повторений), причем порядок вы бора имеет значение (123 и 312 - разные числа).
а) Составленное трехзначное число кратно 2, если оно оканчивается 2 или 4. Фиксируем 2, количество чисел равно А= 4-3 = 12. Фиксируем 4, количество чисел равно А= 4-3 = 12.
По комбинаторному правилу суммы количество чисел, кратных 2, равно:
А+ А=2 А=
б) Составленное трехзначное число кратно 3, если сумма составляющих его цифр делится на 3. Из пяти цифр можно составить С =С=С троек цифр, отличающихся хотя бы одной цифрой. Чтобы определить, сколько среди этих троек таких, сумма которых делится на 3, составим все эти сочетания и для каждого из них найдем сумму цифр (метод полного перебора):
123 234 345
124 235
125 245
134
135
Из С = 10 полученных наборов только четыре набора дают в сумме число, кратное 3: 123, 135, 234, 345.
Каждый из четырех полученных наборов цифр порождает Р3= 3! = 6 различных чисел (всевозможные перестановки из трех цифр), поэтому количество трехзначных чисел, кратных 3, которые можно составить из пяти данных цифр, равно 4 • Р3 = 4 3! = 4 6 = 24.
Ответ: а) 24 числа; б) 24 числа.
4. Сколькими способами из класса, где учатся I учащихся, можно выбрать: а) двух дежурных; б) старосту и помощника старосты?
Решение.
а) При выборе двух дежурных порядок выбора не имеет значения (дежурные неразличимы), поэтому общее количество способов выбора равно
б) При выборе старосты и помощника порядок выбора имеет значение (Иванов - староста, Петров - помощник и Петров - староста, Иванов - помощник - это разные выборы), поэтому общее количество способов выбора равно А = 2423 = 552.
Ответ: а) 276; б) 552.
5. Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составили все возможные трехзначные числа (с повторением цифр). Сколько среди них таких, сумма цифр которых равна: а) 3; б) 4; в) 6?
Решение.
Для каждой из данных сумм цифр нужно выбрать наборы из трех цифр, входящих в перечень 1, 2, 3, 4, 5; при этом допускается повторение цифр.
После этого в каждой тройке сделаем все возможные перестановки и найдем общее число трехзначных чисел с данной суммой Цифр (по правилу суммы).
а) Сумма цифр равна 3. Такую сумму имеет единственный трехзначный набор 111, в котором перестановки невозможны, т. к. все три цифры одинаковые. В этом случае получаем 1 число.
б) Сумма цифр равна 4. Такую сумму имеет единственный трехзначный набор 112, но в этом наборе возможны 3 перестановки 2 может стоять на первом, втором или третьем месте). В этом случае получаем 3 числа.
в) Сумма цифр равна 6. Такую сумму имеют следующие трехзначные наборы: 114; 123 и 222.
В первом наборе возможны 3 перестановки, во втором – Р3=3!=6 перестановок, в третьем - ни одной. По правилу суммы в этом случае получаем 3 + 6+1 = 10 различных чисел.
Ответ: а) 1; б) 3; в) 10 чисел.
6. Из цифр 0, 1,2, 3, 4, 5 составили все возможные трехзначные числа (без повторения цифр). Сколько среди них таких, сумма цифр которых равна: а) 6; б) 9?
Решение.
Сначала составим все возможные наборы из трех цифр, входящих в перечень 0, 1,2, 3, 4, 5, сумма цифр в которых равна соответственно 6 или 9 (повторение цифр не допускается; ноль не может стоять на первом месте).
После этого в каждой тройке сделаем всевозможные перестановки и найдем общее число трехзначных чисел с данной суммой цифр (по правилу суммы).
а) Сумма цифр равна 6. Такую сумму имеют следующие трехзначные наборы: 510; 420; 321.
В первом наборе возможны 221=4 перестановки, во втором также 2 • 2 • 1 = 4 перестановки, в третьем – Р3= 3! =6 перестановок. По правилу суммы в этом случае получаем 4 + 4 + 6 = 14 различных трехзначных чисел.
б) Сумма цифр равна 9. Такую сумму имеют следующие трехзначные наборы: 540; 531; 432.
В первом наборе возможны 2-2-1=4 перестановки (ноль не может стоять на первом месте), во втором и третьем наборах - по Р3 = 3! = 6 перестановок. Общее количество трехзначных чисел с суммой цифр 9 по правилу суммы равно 4 + 6 + 6 = 16.
Ответ: а) 14 чисел; б) 16 чисел.
7. В Сети связь происходит через узлы, которые нумеруются восьмизначными номерами (номер, например» 00011122 возможен).
а) Сколько в Сети может быть узлов?
б) Сколько в Сети узлов с суммой цифр номера, равной 71?
в) Сколько в Сети узлов с суммой цифр номера меньше 3?
Решение.
Приведенный пример номера показывает, что цифры в номерах могут повторяться, и номера могут начинаться с нуля.
а) При образовании номера в каждый из восьми разрядов можно выбрать любую из 10 цифр (от 0 до 9); общее число узлов по правилу произведения равно = 108 = 100 000 000.
б) Максимальная сумма цифр в номере будет, если во всех восьми разрядах стоят 9; сумма цифр при этом равна 72. Сумма цифр будет 71, если в одном из разрядов стоит 8, а во всех осталь ных-9. Для размещения одной 8 в номере можно выбрать любое из восьми мест, поэтому количество узлов с суммой цифр номера 71 равно 8.
в) Сумма цифр номера меньше 3 - это или 0, или 1, или 2. Сумма цифр равна 0, если во всех восьми разрядах номера стоят нули; такой номер один. Сумма цифр равна 1, если в одном из восьми разрядов номера стоит единица, а во всех остальных - нули; таких номеров 8. Сумма цифр равна 2, если:
а) в одном из разрядов стоит 2, в остальных - нули; таких номеров 8;
б) в двух разрядах стоят 1, в остальных - нули. Для первой единицы можно выбрать одно из 8 мест, для второй - одно из 7 оставшихся, всего будет 8-7 = 56 вариантов. Но при этом учитывается порядок расположения единиц (первая - в третьем разряде, вторая - в пятом, и наоборот, первая - в пятом разряде, вторая в третьем; однако оба таких варианта дают один номер: 00101000, поскольку единицы неразличимы и их перестановка ничего не меняет в номере). Таким образом, количество разных номеров с двумя
единицами будет не а Если учащиеся уже знают формулу для числа сочетаний, то количество таких номеров будет
( выбираем два места из восьми без учета порядка). Итак, общее количество номеров с суммой цифр меньше 3 равно: 1 +8+ (8+ 28) = 45.
Ответ: а) 100 000 000; б) 8; в) 45.
8. Вова услышал в песне, что «...у зим бывают имена...». Он вспомнил семь самых хороших зим своей жизни, написал семь женских имен и решил дать каждой вспомнившейся зиме женское имя из своего списка (всем - разное).
а) Сколькими способами он может это сделать?
б) Сколько способов существует, если первая зима – точно Татьяна, а последняя - несомненно, Анна?
в) Сколько способов существует, если женских имен восемь, а не семь?
Решение.
Пронумеруем зимы и будем выбирать для каждой из них имя из списка семи имен.
а) Присваивая каждой из семи зим одно из семи имен, мы осуществляем перестановки семи элементов (имен); число перестановок равно 7! = 1 -2-3-4-5-6-7 = 5040.Таким образом, семи зимам можно присвоить разные имена (из 7 отобранных) 5 040 разными способами.
б) Если два имени закреплены за двумя зимами, то остается пять зим, которым можно присваивать разные имена из пяти оставшихся; количество вариантов равно числу перестановок из пяти элементов:5! = 1-2-3-4-5 = 120.
в) Если в списке имен для 7 зим будет не 7, а 8 имен, то количество способов присвоения имен можно найти по правилу произведения: для первой зимы можно выбрать одно из 8 имен, для второй - одно из 7 оставшихся, и т. д., для седьмой зимы - одно из оставшихся; общее число способов равно 8-7-6-5-4-3-2 = 40 320.
Если учащиеся знают формулу для числа размещений, то это число равно АI.
г) Если имен семь, а зим восемь, то, очевидно, нет ни одного способа присвоить каждой зиме свое имя, отличное от других. Количество способов равно 0.
Ответ: а) 5 040; б) 120; в) 40 320; г) 0.
9. Ася помнит, что в ответе задачи на правило умножения для двух испытаний получалось число 48 и что испытания с одним исходом не рассматривались. Ей надо вспомнить число исходов в обоих испытаниях.
а) Из скольких вариантов Асе придется выбирать правильный ответ?
б) Сколько из них вариантов, состоящих из чисел разной четности?
в) Сколько из них вариантов, состоящих из чисел, которые отличаются друг от друга более чем на 10?
г) А сколько всего вариантов, если испытаний было три?
Решение.
По правилу умножения общее число исходов двух испытаний, одно из которых имеет n1 исходов, а второе – n2 исходов, равно n1 n2. По условию задачи это произведение равно 48, т. е. n1 n2 = 48, и испытания с одним исходом не рассматривались, т. е. n1 1 и n2 1.
а) Количество вариантов, из которых придется выбирать все, равно количеству всевозможных пар чисел (с учетом их порядка в паре), произведение которых равно 48. Поскольку 48 = 2 • 2 2 • 2 • 3, то для n1 можно выбрать одно из следующих значений: 2, 3, 4, 6, 8, 12, 16, 24. В результате можно составить следующие 8 вариантов произведений n1 n2 , которые учитывают и порядок множителей.
Таким образом, все придется выбирать из восьми указанных вариантов.
б) Среди 8 вариантов произведений только 2 варианта содержатся разной четности(3•1616•3).
в) Среди 8 вариантов произведений 4 варианта состоят из чисел, которые отличаются друг от друга более чем на 10: 2-24, 3- 16, 16-3, 24-2.
г) Если испытаний было 3, то n1При этом можно составить следующие произведения, отличающиеся хотя бы одним множителем (фиксируем первый элемент, последовательно увеличиваем второй, третьим произведение до 48)
Каждый из этих четырех наборов можно изменять, переставляя в нем множители. В первом наборе перестановка двоек ничего не дает, поэтому можно менять только место, на котором стоит 12. Получим 3 разных набора множителей. Во втором и третьем наборах все множители разные, можно получить по 3! = 6 перестановок из каждого набора.
В четвертом наборе два элемента одинаковые, можно менять только месторасположение тройки; получаем 3 разных набора. Общее число вариантов при трех испытаниях равно: 3 + 6 + 6 + 3 = 18.
Ответ: а) 8; б) 2; в) 4; г) 18.
10. «Вороне как-то Бог послал кусочек сыра», брынзы, колбасы, сухарика и шоколада. «На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась»:
а) если есть кусочки по очереди, то из скольких вариантов придется выбирать;
б) сколько получится «бутербродов» из двух кусочков;
в) если съесть сразу три кусочка, а остальные спрятать, то из скольких вариантов придется выбирать;
г) сколько получится вариантов, если какой-то кусочек все-таки бросить Лисе, а потом ответить на вопрос пункта а)?
Решение.
Вороне Бог послал кусочки 5 разных видов.
а) Есть все кусочки по очереди - это значит выбирать только порядок их расположения, т. е. образовывать разные перестановки й3 5 элементов. Количество вариантов:
б) Делать бутерброды из двух кусочков - это значит выбирать разные пары из 5 данных кусочков; при этом порядок выбора не важен; количество вариантов:
в) Спрятать какие-то два кусочка -это значит выбрать пару из 5 данных кусочков без учета порядка, а остальные три съесть сразу; количество вариантов то же:
г) Если бросить Лисе кусочек, то останутся 4 кусочка, которые можно съесть одним из Р4 = 4! = 24 способов (меняется только порядок поедания). Но Лисе можно бросить любой из 5 имеющихся кусочков, при этом в каждом случае будут оставаться 4 разных набора кусочков, каждый из которых можно съесть 24 способами. Поэтому общее число вариантов по правилу умножения будет равно:
5-Р4= 5-24= 120.
Ответ: а) 120; б) 10; в) 10; г) 120.
11. «Проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет». Сколькими способами они могут:
а) по одному сесть за выбранные четыре инструмента;
б) выбрать 5 инструментов из 12 данных;
в) по одному сесть за какие-то 4 из выбранных 5 инструментов из 12 данных?
г) выгнать одного, не имеющего слуха, и потом сыграть на каких-то 3 из выбранных 5 инструментов из 12 данных?
Решение.
а) Четыре «музыканта» могут сесть за 4 выбранные инструмента Р4 =4!= 24 различными способами (меняется только порядок расположения«музыкантов»; это перестановки).
б) Выбрать 5 инструментов из 12 данных без учета порядка выбора можно
= 792 разными способами.
в) Выбрать 4 инструмента из 5 можно C = С = 5 различными способами; после этого рассесться за 4 инструментами можно Р4 =4! = 24 различными способами общее число вариантов по правилу произведения равно
г) Выгнать одного из четырех музыкантов можно одним из С =4 разных способов; после этого выбрать какие-то 3 из выбранных пяти инструментов можно С = =10 разными способами. Далее в условии задачи не говорится о том, что оставшиеся 3 музыканта будут рассаживаться за выбранными 3 инструментами; они «сыграют на каких-то трех из выбранных 5 инструментов», видимо, каким-то одним, произвольным способом разобрав инструменты. При таком толковании условия задачи общее число способов по правилу произведения будет равно: С С =410 = 40.
Ответ: а) 24; б) 792; в) 120; г) 40.
12. В чемпионате России по футболу в высшей лиге участвуют 16 команд. Перед началом чемпионата газета «Спорт» провела Интернет-опрос читателей, задав им два вопроса: 1) какая команда получит золотые, какая - серебряные и какая - бронзовые медали? 2) какие две команды окажутся среди неудачников, т. е. займут два последних места? Читатели в своих ответах указали все возможные варианты и при ответе на первый, и при ответе на второй вопросы.
а) Сколько вариантов состава неудачников указали участники опроса?
б) Сколько из них тех, в которые входит команда «Динамо»?
в) Сколько вариантов тройки призеров указали участники опроса?
г) Сколько из них тех, в которые входят «Спартак» и «Зенит»-
Решение.
а) Выбрать двух неудачников из 16 команд (без учета порядка выбора) можно С = 120 различными способами.
б) Если мы будем считать одним из неудачников команду «Динамо», т. е. фиксируем один элемент, то вторую команду - неудачника можно выбрать из 15 остальных команд С = 15 разными способами. Таким образом, среди 120 вариантов выбора двух не удачников в 15 вариантов входит команда «Динамо».
в) При выборе тройки призеров по условию задачи должен учитываться порядок выбора, поэтому общее количество вариантов равно = 3 360.
г) Если «Спартак» и «Зенит» входят в тройку призеров, то «Спартак» может занять любое из трех мест (3 варианта выбора), после этого «Зенит» может занять любое из двух оставшихся мест (2 варианта выбора), а на одно остающееся место можно выбрать еще одного призера из остальных 14 команд, т. е .14вариантоввыбора. По правилу произведения общее число вариантов с участием «Спартака» и «Зенита» равно 3 • 2 14 = 84.
Ответ: а) 120; б) 15; в) 3 360; г) 84.
13. Из 20 вопросов к экзамену Вова 12 вопросов выучил, 5 совсем не смотрел, а в остальных что-то знает, а что-то нет. На экзамене в билете будет три вопроса.
а) Сколько существует вариантов билетов?
б) Сколько из них тех, в которых Вова знает все вопросы?
в) Сколько из них тех, в которых есть вопросы всех трех типов?
г) Сколько из них тех, в которых Вова выучил большинство вопросов?
Решение.
а) Для составления билета выбираются 3 вопроса из 20 имеющихся, при этом порядок выбора значения не имеет. Общее число вариантов билетов равно:
б) Вова выучил 12 вопросов; из этих вопросов можно составить
разных билетов.
в) Количество билетов, в которых есть вопросы всех трех типов, равно: 12 вариантов выбора вопроса, который выучил, умножить на 5 вариантов выбора вопроса, который совсем не смотрел, и умножить на 20 - 12 - 5 = 3 варианта выбора вопроса, в котором кое-что знает, всего = 180 разных билетов.
г) Билеты, в которых Вова выучил большинство вопросов, это билеты, в которых он знает два или все три вопроса. Билетов, в которых Вова выучил все 3 вопроса - 220 (см. пункт б). Найдем, сколько есть билетов, в которых Вова выучил 2 вопроса: выбрать 2 вопроса из 12 изученных можно Cf2 разными способами; третий вопрос можно выбрать из 8 остальных вопросов (8 вариантов выбора). По правилу произведения количество билетов, в которых Вова выучил два вопроса, равно
Таким образом, количество билетов, в которых Вова выучил большинство вопросов, по комбинаторному правилу сложения равно 220+ 528=728.