kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностно-ориентированные задания при обучении математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников является разрешение проблемных ситуаций, решение задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).

Поскольку КОЗ являются одновременно компонентом и содержания, и технологии, и мониторинга, в совокупности обеспечивают оптимальное достижение наилучшего результата, заданного целями учебно-воспитательного процесса при максимальных затратах интеллектуального потенциала и способностей учащихся и минимальном расходе физических и временных затрат – повышение математической грамотности. Такие задачи предлагаются учащимся в ходе международного исследования PISA.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания при обучении математике. »

Компетентностно-ориентированные задания при обучении математике.


«Хороших методов существует ровно

столько, сколько хороших учителей»

Д. Пойа


Современный урок требует от учителя творческого поиска новых подходов в обучении. Изменяется роль учителя на современном уроке, требуется системный подход в управлении познавательной самостоятельностью учащихся. Сегодня учитель, даже умелый и добросовестный, с большим опытом, не может полностью выполнять свои функции, если не будет постоянно совершенствоваться. Принципиальная необходимость творческого поиска для каждого из нас продиктована современными требованиями, а так же неудовлетворённостью состоянием и результатами обучения.

Творчество в школе – сфера особая, личностная. Она начинается с вопросов к самому себе. Если учитель взял под самоконтроль процесс и результат своей педагогической деятельности с тем, чтобы повысить её качество – он уже не ремесленник, он – творец.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников является разрешение проблемных ситуаций, решение задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).

Поскольку КОЗ являются одновременно компонентом и содержания, и технологии, и мониторинга, в совокупности обеспечивают оптимальное достижение наилучшего результата, заданного целями учебно-воспитательного процесса при максимальных затратах интеллектуального потенциала и способностей учащихся и минимальном расходе физических и временных затрат – повышение математической грамотности. Такие задачи предлагаются учащимся в ходе международного исследования PISA.

С точки зрения разработчиков международных исследований PISA под математической грамотностью понимается «способность человека определять и понимать роль математики в современном мире, применять математику для решения проблем» [ 2].
Но, к сожалению, в современных учебниках немного КОЗ (в основном, это задачи первого уровня). Таким образом, каждому учителю необходимо научиться проектировать такие задания на базе действующего УМК.

Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Эти задания легко узнаваемы:

  • Во-первых, это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию.

  • Во–вторых, они строятся на актуальном материале.

  • В–третьих, данные задания имеют четкую структуру.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

«Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:

•  Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.

•  Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя    соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

•  Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного    взаимодействия    и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

•  Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

•  Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

•  Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности   (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).» [1]

За счёт увеличения учебных часов появляется возможность выполнения детьми компетентностно-ориентированных заданий. Считаю, что компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению математики   

во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания;                                                                                               

во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов  деятельности.

Для формирования ключевых компетентностей у учащихся я использую компетентностно-ориентированные задания на различных этапах урока.

Ниже приведены примеры заданий, которые можно включать в уроки математики.

  1. Класс: 5-6

Тема: «Действия с десятичными дробями»

Проверяемая компетентность: коммуникативная

Аспект компетентности: письменная коммуникация

Задание: Создайте памятку «Сложение / вычитание десятичных дробей». В Вашей памятке должны найти отражение следующие вопросы: как записать дроби, как выполнить действие, как поставить запятую в результате.

Источник: правило сложения десятичных дробей, представленное в учебнике.

Инструмент проверки: модельный ответ –

  1. Записать дроби – запятая под запятой.

  2. Выполнить сложение / вычитание, не обращая внимания на запятые.

  3. В результате отметить запятую под запятыми.


  1. Класс: 9

Тема: «Системы уравнений»

Проверяемая компетентность: компетентность разрешения проблем

Аспект компетентности: целеполагание и планирование деятельности

Задание: Вам нужно решить систему уравнений Выберите наиболее подходящий для этой системы способ решения из предложенных. Обоснуйте свой выбор.

Источник:

  1. Способ сложения – удобно применять в случае, когда коэффициенты при одной из переменных – противоположные числа.

  2. Способ подстановки – чаще всего применяется, если одно из уравнений линейное.

  3. Способ введения новых переменных – применяется, если в уравнениях системы встречаются повторяющиеся выражения.

  4. Графический способ – чаще всего применяется, если требуется найти только число решений системы или когда другие способы решения затруднены (невозможны).


3. 6 класс. Тема: «Решение задач на проценты».

-Слесарь и ученик изготовили 1200 деталей. Ученик сделал 30% всех деталей. Сколько деталей сделал ученик?

-Площадь одной комнаты равна 12 кв. м., что составляет 25% площади всей квартиры. Найти площадь всей квартиры?

Структура компетентностно-ориентированного задания подчинена определённым требованиям, а именно наличие: стимула, задачной формулировки, источника, инструмента проверки.

При решении КОЗ основное внимание уделяю формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Содержание заданий связываю с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения.



Список литературы

1.  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 г. – №5;

2. Коллеги - педагогический журнал Казахстана «Компетентностно-ориентированные задания в преподавании математики». Ковалева Ольга Александровна


3. Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Компетентностно-ориентированные задания при обучении математике.

Автор: Тимофеева Светлана Александровна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства