kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "ТРИЗ-технология творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс – «ТРИЗ – технология творчества»  был создан для конкурса «Учитель года». Конспект мастер-класса написан учителем математики Зуевой Татьяной Михайловной МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода». Мастер- класс был проведен на конкурсе, он рассчитан на 15 минут.

«ТРИЗ – технология творчества» - это авторский продукт, созданный в компьютерной среде Photo Shop, PowerPoint. Мастер-класс, проводимый для обучения преподавателей включает,  в себя данную презентацию и является одним из этапов данного конкурсного мероприятия. Благодаря данному мастер-классу учитель может поэтапно изучить все возможности составления изобретательских задач для своего предмета.

Цели:

Образовательная

 – повышение эффективности и качества преподавания и усвоения материала.

Развивающая – работа по развитию навыков составления изобретательских задач, работа по развитию умения выделять нужные вопросы для составления задач, развивать интерес к предмету.

Воспитательная – воспитание умения работать в сотрудничестве с учащимися, оценивать работу товарища.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "ТРИЗ-технология творчества" »

МБОУ «Гимназия №22 г. Белгорода», учитель Зуева Татьяна Михайловна.












Мастер-класс


«ТРИЗ – технология творчества»























Белгород-2014



Слайд 1 Современный мир наполнен информацией и на все вопросы есть ответы, но главное это правильно задать вопрос. Учебники, энциклопедии дают ответы на вопросы, мы даже не сомневаемся в их правильности. Но исчезает главное – это неизведанное, неизвестное. В силу загруженности и необходимости проходить программу, мы лишаем детей ставить вопросы и самим находить на них ответы.

Национальный образовательный проект «Наша новая школа» отмечает, что слайд 2 «Ребята будут вовлечены …в творческие занятия, чтобы научиться изобретать…» Что значит изобретать? (придумывать, выискивать, решать проблемы)

Слайд 3. Изобрести - 1. Творчески мысля, работая, создать что-н. новое, неизвестное прежде. 2. Придумать, выдумать. Словарь ОЖЕГОВА.


Чтобы научить детей изобретать, необходимо научить их решать творческие задачи. Я как учитель математики столкнулась с проблемой решения задач при подготовке к ЕГЭ, особенно при решении части. С, что бы решать задачи повышенного уровня необходимо уйти от стереотипов. Решая эту проблему я обратилась, к ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Слайд 4. Тема моего мастер-класса «ТРИЗ-технология творчества». В основе ТРИЗ лежит функционально-системный подход, а образовательный процесс – процесс системный. ТРИЗ позволяет в ходе учебного процесса формировать культуру мышления и успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения.


Слайд 5. Немного о создателе ТРИЗ. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) основана Генрихом Сауловичем Альштуллером, он изобретатель и педагог. Генрих Саулович был глубоко убежден, что изобретать можно научить, и это можно сделать с помощью ТРИЗ.


Что эта теория дает реально? Слайд 6.

Во-первых, позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям. Во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов. В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие. В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы.


Слайд 7. Инженер, владеющий ТРИЗ, эффективно совершенствует технические системы.

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям технологии ТРИЗ помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты.

Тризовцы-бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов...

Неважно, какую задачу Ты решаешь сегодня: техническую, рекламную или любовную. Владея ТРИЗ, Ты владеешь универсальным инструментом.


Наша с вами задача научить детей решать изобретательские задачи. Для этого надо знать главный вопрос изобретательской задачи и алгоритм решения.

Главный вопрос изобретательской задачи: «КАК БЫТЬ?». Алгоритм решения изобретательских задач: Слайд 8.

  • Определить достаточность условия

  • Установить корректность вопроса

  • Выявить противоречия

  • Проанализировать решения

  • Выбрать оптимальный вариант решения

Сейчас на примере математической задачи, мы с вами научимся составлять и решать изобретательскую задачу.


ЗАДАЧА: слайд 9.

1)Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпича. Надо перевезти кирпич.


Достаточно ли условия для решения задачи? Если мы добавим, сколько кирпича надо, то задача станет стандартной, а нам нужна изобретательская.


2)Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпич, второй грузовик перевозит (10 тонн). Надо перевезти кирпич.


Установим корректность вопроса. Как вы считаете?


3) Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпич, второй грузовик перевозит (10 тонн). Надо перевезти весь кирпич, используя два грузовика, как быть?


Найдите противоречие в данной задаче? Давайте добавим, ваши предложения?


4)Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпича, второй грузовик перевозит (10 тонн), но он постоянно ломается. Надо перевезти весь кирпич, используя оба грузовика, как быть?


5) Проанализируем решение и выберем оптимальный вариант (самому отремонтировать второй грузовик и перевезти кирпич или нанять не поломанный грузовик и т.д.)



У вас на столах лежит задача, необходимо добавить условие, откорректировать вопрос и добавить противоречие, которое нужно преодолеть. Слайд 10.


ЗАДАЧА

Посадил дед репку. Кого позвать?

  1. Добавим условие задачи. (Ваши предложения….)

  2. Откорректируем вопрос в задаче (ваши предложения….)

  3. Найдем противоречие, если его нет, давайте добавим, чтобы задача стала изобретательской (ваши предложения)

  4. Предложите несколько решений задачи (выслушать всех…)

  5. Выберите оптимальный вариант (выслушать предложения…)



РЕФЛЕКСИЯ:

Как вы считаете, на каких типах урока можно решать изобретательские задачи? …..

Можно ли составлять и решать изобретательские задачи на ваших предметах….



Слайд 11. Я вас приглашаю на страницу сайта «сеть творческих учителей», где я являюсь руководителем творческой группы ТРИЗ и приглашаю вас к сотрудничеству,



С лайд 12. Свое выступление хочу закончить словами: «Люди имеют одинаковое право на счастье, а право это включает, прежде всего, возможность творчества, развитие - для творчества - соответствующих способностей».

1. Материал Официального Фонда Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru

2. Использованы материалы сайта: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "ТРИЗ-технология творчества"

Автор: Зуева Татьяна Михайловна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства