Мастер-класс – «ТРИЗ – технология творчества» был создан для конкурса «Учитель года». Конспект мастер-класса написан учителем математики Зуевой Татьяной Михайловной МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода». Мастер- класс был проведен на конкурсе, он рассчитан на 15 минут.
«ТРИЗ – технология творчества» - это авторский продукт, созданный в компьютерной среде Photo Shop, PowerPoint. Мастер-класс, проводимый для обучения преподавателей включает, в себя данную презентацию и является одним из этапов данного конкурсного мероприятия. Благодаря данному мастер-классу учитель может поэтапно изучить все возможности составления изобретательских задач для своего предмета.
Цели:
Образовательная
– повышение эффективности и качества преподавания и усвоения материала.
Развивающая – работа по развитию навыков составления изобретательских задач, работа по развитию умения выделять нужные вопросы для составления задач, развивать интерес к предмету.
Воспитательная – воспитание умения работать в сотрудничестве с учащимися, оценивать работу товарища.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "ТРИЗ-технология творчества" »
МБОУ «Гимназия №22 г. Белгорода», учитель Зуева Татьяна Михайловна.
Мастер-класс
«ТРИЗ – технология творчества»
Белгород-2014
Слайд 1 Современный мир наполнен информацией и на все вопросы есть ответы, но главное это правильно задать вопрос. Учебники, энциклопедии дают ответы на вопросы, мы даже не сомневаемся в их правильности. Но исчезает главное – это неизведанное, неизвестное. В силу загруженности и необходимости проходить программу, мы лишаем детей ставить вопросы и самим находить на них ответы.
Национальный образовательный проект «Наша новая школа» отмечает, что слайд 2 «Ребята будут вовлечены …в творческие занятия, чтобы научиться изобретать…» Что значит изобретать? (придумывать, выискивать, решать проблемы)
Чтобы научить детей изобретать, необходимо научить их решать творческие задачи. Я как учитель математики столкнулась с проблемой решения задач при подготовке к ЕГЭ, особенно при решении части. С, что бы решать задачи повышенного уровня необходимо уйти от стереотипов. Решая эту проблему я обратилась, к ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Слайд 4. Тема моего мастер-класса «ТРИЗ-технология творчества». В основе ТРИЗ лежит функционально-системный подход, а образовательный процесс – процесс системный. ТРИЗ позволяет в ходе учебного процесса формировать культуру мышления и успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения.
Слайд 5. Немного о создателе ТРИЗ. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) основана Генрихом Сауловичем Альштуллером, он изобретатель и педагог. Генрих Саулович был глубоко убежден, что изобретать можно научить, и это можно сделать с помощью ТРИЗ.
Что эта теория дает реально? Слайд 6.
Во-первых, позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям. Во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов. В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие. В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы.
Слайд 7. Инженер, владеющий ТРИЗ, эффективно совершенствует технические системы.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям технологии ТРИЗ помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты.
Тризовцы-бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов...
Неважно, какую задачу Ты решаешь сегодня: техническую, рекламную или любовную. Владея ТРИЗ, Ты владеешь универсальным инструментом.
Наша с вами задача научить детей решать изобретательские задачи. Для этого надо знать главный вопрос изобретательской задачи и алгоритм решения.
Главный вопрос изобретательской задачи: «КАК БЫТЬ?». Алгоритм решения изобретательских задач: Слайд 8.
Определить достаточность условия
Установить корректность вопроса
Выявить противоречия
Проанализировать решения
Выбрать оптимальный вариант решения
Сейчас на примере математической задачи, мы с вами научимся составлять и решать изобретательскую задачу.
ЗАДАЧА: слайд 9.
1)Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпича. Надо перевезти кирпич.
Достаточно ли условия для решения задачи? Если мы добавим, сколько кирпича надо, то задача станет стандартной, а нам нужна изобретательская.
2)Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпич, второй грузовик перевозит (10 тонн). Надо перевезти кирпич.
Установим корректность вопроса. Как вы считаете?
3) Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпич, второй грузовик перевозит (10 тонн). Надо перевезти весь кирпич, используя два грузовика, как быть?
Найдите противоречие в данной задаче? Давайте добавим, ваши предложения?
4)Вам для дома нужно купить кирпич. Кирпич перевозят два грузовика, один грузовик перевозит 5 тонн кирпича, второй грузовик перевозит (10 тонн), но он постоянно ломается. Надо перевезти весь кирпич, используя оба грузовика, как быть?
5) Проанализируем решение и выберем оптимальный вариант (самому отремонтировать второй грузовик и перевезти кирпич или нанять не поломанный грузовик и т.д.)
У вас на столах лежит задача, необходимо добавить условие, откорректировать вопрос и добавить противоречие, которое нужно преодолеть. Слайд 10.
ЗАДАЧА
Посадил дед репку. Кого позвать?
Добавим условие задачи. (Ваши предложения….)
Откорректируем вопрос в задаче (ваши предложения….)
Найдем противоречие, если его нет, давайте добавим, чтобы задача стала изобретательской (ваши предложения)
Предложите несколько решений задачи (выслушать всех…)
Выберите оптимальный вариант (выслушать предложения…)
РЕФЛЕКСИЯ:
Как вы считаете, на каких типах урока можно решать изобретательские задачи? …..
Можно ли составлять и решать изобретательские задачи на ваших предметах….
Слайд 11. Я вас приглашаю на страницу сайта «сеть творческих учителей», где я являюсь руководителем творческой группы ТРИЗ и приглашаю вас к сотрудничеству,
С лайд 12. Свое выступление хочу закончить словами: «Люди имеют одинаковое право на счастье, а право это включает, прежде всего, возможность творчества, развитие - для творчества - соответствующих способностей».
1. Материал Официального Фонда Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru
2. Использованы материалы сайта: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=1