kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме "Реализация модуля "Обучение критическому мышлению" для формирования математической компетенции учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит раскрыть возможности реализации приемов критического мышления на уроках математики для формирования математической компетенции учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Реализация модуля "Обучение критическому мышлению" для формирования математической компетенции учащихся"»



Мастер-класс

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для формирования математической компетенции учащихся.






Харина Галия Бирмахановна

учитель математики высшей категории

ГУ «Челгашинская средняя школа»

Карасуского района

Костанайской области












Тема: Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для формирования математической компетенции учащихся.

Цель: Раскрыть возможности реализации приемов критического мышления на уроках математики для формирования математической компетенции учащихся.

Задачи:

  1. создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса;

  2. показать приемы критического мышления в своей практической работе.

Критерии успеха:

1. коллеги будут знать приемы критического мышления;

2.уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.


Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Ход мастер-класса

I. Теоретическая часть.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу не всегда бывают успешными в жизни, чтобы им помочь стать успешными, нужно не просто давать готовые знания, а учить их самих находить эти знания и применять на практике. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Внедрение в учебный процесс идей 7 модулей Программы позволяют решить поставленные задачи перед современной школой. Из всех модулей я считаю самым актуальным - это модуль «Обучение критическому мышлению», так как именно мышление становится в центр развития ребенка в период его младшего школьного возраста. Одна из основных целей модуля критическое мышление - научить ребенка самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыка критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации», - подчеркнул Президент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании народу РК «Казахстанский путь-2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее».

II. Приемы критического мышления.

В своем выступлении, хочу привести несколько приемов, развивающих критическое мышление, которые чаще всего я использую на своих уроках. Такие уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют четкий технологический алгоритм, который содержит набор приемов и методов ведения урока, который состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление чего же он не знает и «Что хочу узнать?» (и на этой стадии происходит создание ситуации проблемы, ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме). Через эту стадию учащийся формирует собственный запрос на получение информации. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. На этой стадии можно использовать такие приемы как «Корзина идей» - этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока, прием «Мозговой штурм» - это создание банка идей, возможных решений проблемы, коллективное обсуждение в группах, выбор наиболее правильных решений, прием «Перепутанные логические цепочки» - на доске или на карточках написаны термины, предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи, прием «Верные и неверные утверждения» применяется для работы с памяткой, прием «Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения тем), прием «Бортовой журнал» - учащийся отвечает на вопросы: что я знаю по данной теме?, что я узнал нового? и т.д.

Вторая – стадия - осмысление нового материала, восприятие новой информации (каждый ребенок сам для себя делает открытие, при этом важно, чтобы учащиеся обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления). На этом этапе применяются такие приемы как прием «Инсерт» - который позволяет учащемуся отслеживать свое понимание, прочитанного задания, текста, уметь выделять новое, прием «Чтение с пометками» - работа с учебником, прием «Кластер» - суть этого приема заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово- идея, тема, а по сторонам от нее фиксируются идеи как то с ним связанные, прием «Кубик», прием «Знаю-Хочу знать-Узнал» - учащиеся формулируют свои познавательные запросы, определяют основные понятия и направления изучения темы.

Третья – стадия рефлексия предполагает целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации (закрепление и оценка того, что я узнал). Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему. На этом этапе можно использовать такие приемы как «Синквейн» - в переводе с французского означает стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определенным правилам, требует синтеза материала в кратких предложениях, прием «Пятиминутное эссе», прием «ромашка Блума», таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал», «Кластер», прием «Горячий стул» - учащиеся продумывают вопросы и задают сидящему в данный момент на «горячем стуле», прием обратная связь – через стикеры «Две звезды одно пожелание», «Лестница успеха», «Дерево пожеланий».


III. Использование приемов критического мышления на уроке математики.

Рассмотрим более подробно приемы критического мышления, которые наиболее часто я применяю на своих уроках:

1.Прием таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал».

Пример. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, 5 класс.

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

а/с+в/с=(а+в)/с



а/с-в/с=(а-в)/с

Как складывать дроби с разными знаменателями?


Как вычитать дроби с разными знаменателями?

Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

Алгоритм +, - дробей с разными знаменателями

Заполняя графу «Знаю», учащиеся составляют список знаний. Заполняя графу «Хочу узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые порождают мотивацию к их удовлетворению, самостоятельно определяют основные понятия, отбирают ту информацию, которая им необходима. В графу «Узнал» они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

2.Прием «Синквейн».

Слово «синквейн» в переводе с французского означает «5 строк». Для его написания существуют правила:

Первая строка-слово (существительное, местоимение), обозначающее обьект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

Вторая строка-два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного обьекта.

Третья строка-три глагола, описывающие характерные действия обьекта.

Четвертая строка-фраза из четырех строк, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому обьект.

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть обьекта.

Этот прием позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн применяют для рефлексии. Его можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома.

Пример. Масштаб, 6 класс.

Масштаб

Арифметический Географический

Делить находить вычислять

Дробь, которую нужно понять

Отношение

3.Прием «Инсерт».

Прием используется на стадии «Осмысление» (работа с текстом). Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Этот прием учитель использует при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области и на данном уроке они должны расширяться, уточняться. Если возникли вопросы, то учитель сам может прояснить затруднения. При индивидуальном чтении, ученик делает пометки в тексте: (V)-уже знал, (+)- новое, (-)- думал иначе, (?)- не понял, есть вопросы. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Это для ученика мини-конспект.

Пример. Многоугольники, 9 класс.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (-)

Есть вопросы (?)

Многоугольник.

Вершина многоугольника.

Р многоугольника.

Диагональ многоугольника.

Угол многоугольника.

Противоположные стороны, вершины четырехугольника.


Внутренняя, внешняя область многоугольника.

Выпуклый многоугольник

(п-2)1800

Определение многоугольника

Не понял как получили формулу

После заполнения таблицы идет процесс обсуждения.

4.Прием «Кластер».

Прием «Составление кластера» можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Этот прием может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при проведении итогов.

Пример. Линейная функция, 6 класс.

Если к



Если к


График функции будет расположен в I и III четверти

График функции будет расположен во II и IV четверти

































Линейная функция







У=2х-6

У=- 4х - 3

Графиком является прямая







5.Прием «Кубик».

Суть данного приема заключается в том, что на каждой стороне пишется одно из следующих заданий. Ученики делятся на группы, учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тем занятия.

Задания:

1. Опиши это…(Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это…(На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоцируй это…(Что это напоминает?)

4. Проанализируй это…(Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это…(Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это).

Пример. Треугольники, 7 класс.



Измерьте и определите углы данного треугольника






Измерьте и сравните стороны треугольника





Измерьте и сравните стороны треугольника


Измерьте и сравните стороны треугольника


Измерьте и определите углы данного треугольника







Измерьте и определите углы данного треугольника







Использование на уроках математики модуля «Обучение критическому мышлению» дает ученику повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умение критически мыслить, умение ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышение качества образования учеников, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность, стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» позволяет сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

Еще до прохождения уровневых курсов, я проводила уроки с применением некоторых приемов модуля критического мышления и заметила, какие изменения произошли у меня на практике. Если раньше ученики на уроке были пассивны, не было рефлексии, формативной оценки учащихся, не умели вести грамотно диалог, наблюдалась недостаточная мотивация к учебе, то сейчас на уроке наблюдается совсем другая картина:

  • Повысилась успеваемость и качество знаний учащихся в классах с 40% до 80%,  

  • Учащиеся стали более активны на уроках, умеют вести диалог и выражать свои мысли, умеют работать в группе. 

  • На уроках создается положительная психологическая обстановка. Каждый урок начинается с психологического настроя проведения тренинга. Создание коллаборативной среды дает стимул для дальнейшей работы учеников на уроке.

  • Учащиеся работая в группах оценивают друг друга как формативно, так и суммативно.

  • На всех этапах урока видна работа каждого ученика, даже того ученика, который всегда сидел и молча слушал остальных.

  • В конце урока во время рефлексии идет обратная связь от учащихся. Учащиеся пишут свои пожелания по уроку.

Хочу закончить свое выступление такими итогами: результаты ЕНТ:

Учебный год

% качества знаний

% успеваемости

Средний балл

2013-2014

75%

100%

16

2015 - 2016

57%

100%

12

2013-2014 учебного года: качество знаний-75%, средний балл-16; выпускница Бустекова Айгерим получила знак «Алтын белги», Амренов Олжас закончил основную школу с отличием. В 2014-2015 учебном году учащийся 10 класса Амренов Олжас занял 3-е призовое место в районной олимпиаде по математике и был награжден грамотой. В 2015 - 2016 учебном году учащаяся 10 класса Бустекова Амина приняла участие в районном этапе республиканского конкурса научных проектов по теме "Математика в медицине" и получила сертификат участника. В этом учебном году я прошла курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан и показатели ЕНТ общественно-гуманитарного класса качество -57%, средний балл -12.

Спасибо. Желаю творческих успехов!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Харина Галия Бирмахановна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства