kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика в устном народном творчестве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит дидактический материал для урока математики в начальной школе. Пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, задачи-шутки, фольклорные сказки – это интеграция художественного слова и математического содержания. Приведены примеры использования разных жанров устного народного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика в устном народном творчестве»

Пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, задачи-шутки, фольклорные сказки – это интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям младших школьников.

Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.



Ноль без палочки.

Ноль внимания.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Один пашет, а семеро – руками машут.

Руки поборют одного, а знанье – тысячу.

Делу время, потехе час.

Первый блин комом.

Два сапога – пара.

Лентяй дважды работает.

Ум хорошо, а два лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

Заблудиться в трёх соснах.

Обещанного три года ждут.

Плакать в три ручья.

Без четырёх углов изба не рубится.

На все четыре стороны.

Как свои пять пальцев.

Пятое колесо в телеге.

Лук от семи недуг.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Седьмая вода на киселе.

Семь пятниц на неделе.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

За тридевять земель.

Дело десятое.

Не трусливого десятка.

С пятого на десятое.

Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний младших школьников о числах, величинах, отношениях.

Примеры загадок:



Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

***

Много рук, а нога одна. (Дерево)

***

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Колосья в снопе)

***

Два братца в воду глядятся –

Век не сойдутся. (Берега)

***

Двое глядят, да двое слушают. (Глаза и уши)

***

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались в ладоши

Бусинки-дробинки. (Горох)

***

Два конца, два кольца,

А посредине гвоздик. (Ножницы)

***

Треугольная доска,

А на ней – три волоска.

Волосок – тонкий,

Голосок – звонкий. (Балалайка)

***

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром. (Зимние месяцы)

***

Четыре крыла, а не птица,

Крыльями машет, а не с места. (Мельница)

***

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

***

Пять братьев – всем одно имя.

Годами равные, ростом разные. (Пальцы)

***

Пять ступенек – лесенка.

На ступеньках песенка. (Ноты)

***

Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)

***

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет. (Жук)

***

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!» (Радуга)

***

Восемь ног, восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Как зовут его? (Паук).

***

Отгадайке-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (Девятка)

***

У двух матерей

По пяти сыновей,

А всем одно имя. (Руки и пальцы)

***

Две сестрёнки, две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными: «Эне-бене-раба, квинтер, финтер, жаба».

Сложился условный, тайный язык, тайная система счета. До нас дошли едва понятные остатки этих тайных языков. Когда-то считалка не была игрой: верили в числа. Припомним, что в сказках число "три" оказывается то счастливым, то несчастливым: на третий раз Ивану – крестьянскому  сыну удалось допрыгнуть на коне до окошка царевны и поцеловать ее, и, напротив, герой едва не гибнет, в третий раз встретившись с чудовищем. Наверное, был особый смысл и у чисел: семь, девять, двенадцать, тринадцать.

Считалка иногда искажает счет: вместо "раз" говорится "ази", вместо "два" - "двази", вместо "три" - "тризи" и т. д. Бывают и до неузнаваемости искаженные слова: "пятам, латам, шума, рума": оказывается, что это - пять, шесть, семь, восемь. Счет в считалке условный, понятный только играющим, игра была подражанием серьезным делам: охоте, работе в поле, военному походу. С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез. И считалки стали забавными стишками: о коне, который скачет по полям, о зайце, который бегает по болоту и ищет себе работу, о яблоке, которое катится мимо сада.

В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме – это счет. Счетом решали, кому водить. Если во время игры, например в прятки, надо выбрать того, кто будет водить, используют считалки.

Изменение роли считалки привело к появлению "детских" считалок. Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Считалки условно можно разделить на три группы.



1 ГРУППА - считалки, которые сохранились такими, какими были раньше. Это самая многочисленная группа.



Аты-баты - шли солдаты,

Аты -баты - на базар,

Аты-баты - что купили?

Аты- баты - самовар,

Аты-баты - сколько дали?

Аты-баты - три рубля.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

Пиф - паф. Ой. Ой. Ой.

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу -

Оказался он живой.



2 ГРУППА - это измененные считалки под влиянием нового времени, например, мультфильмов. В основе их - старые считалки. Осталось начало, та же композиция, но продолжение современное, концовка другая.

Вот  что было раньше:



На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король,королевич,

Сапожник, портной ...

Кто ты будешь такой?

Выходи поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей.



Нет больше царевичей и королевичей. Их заменили герои всеми любимых мультфильмов:



На златом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка

Выходи, ты будешь Понка.

Понка учится считать:

Раз, два, три, четыре, пять.



3 ГРУППА - вновь созданные современные считалки, которые не имеют аналогов в сборниках. Но, к сожалению, эти новые считалки являются далеко не лучшими.

Считалка несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

Целесообразно использовать считалки для закрепления умения вести счет
в прямом направлении и называть числа в обратном порядке, временных
представлений.



Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

***

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

***

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки пили, мышки ели,
Только сушками хрустели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик — чистый стол.
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот лишь глядел.

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

***

Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
***
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности.

Первое большое собрание скороговорок, помещённых в специальный отдел, опубликовал в своём хрестоматийном труде В.Даль (1862). Он и попытался ввести в научный язык народную терминологию ("прибаутки", "скороговорки" и др.). Мы говорим "большое собрание скороговорок", а ведь их всего 49 против 30 000 пословиц и поговорок! При этом большинство из них не рассчитано на детское восприятие, их следует отнести к фольклору для взрослых (в издания для детей чаще всего включают лишь 5 текстов). Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Интересна эволюция термина "скороговорка" в разных изданиях "Словаря русского языка" С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение: "Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь", то уже в 1990 внесена важная поправка: "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка"

На наш взгляд, наболее точное определение термина "скороговорка" дано в "Малом толковом словаре": "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь" (В.Лопатин, Л.Лопатина, 1990).

Приведём примеры (см. скороговорки в картинках):


Четыре

Чёрненьких,

Чумазеньких

Чертёнка

Чертили

Чёрными

Чернилами

Чертёж.

***

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

***

В один, Клим, клин колоти.

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (учитель в этом случае выступает в роли дирижёра).

Скороговорки и считалки служат удобным материалом для развития внимания и памяти детей, для изучения математических терминов. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить такую скороговорку: У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.

Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на уроке математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.

Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощью учителя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления учащихся, т.к. приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.

Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы учащихся на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.

Примеры задач-шуток.



Сколько раз твердили кошке:

Не красиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом,

Лижет кашу языком.

С поросенком ещё хуже:

Он опять купался в луже.

И козлёнок непослушный

Съел четыре грязных груши. (Сколько было непослушных?)



На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Два пятнистых леопарда

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело качаются. (Сколько всего зверей?)



Раз, два, три, четыре,

Кто живёт у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я –

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех начну считать опять! (Сколько всего членов семьи?)



С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.). Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Три поросёнка" и т.д.), такие произведения используются в дидактических целях. Широко используются сказки, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, в сюжете «Маша и медведи» смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов).

Присутствие сказочного героя на уроке математики придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Задачи со сказочным сюжетом помогают учащимся увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».



Математическая сказка "Курочка Ряба"

Жили - были дед и баба , и была у них курочка Ряба . Снесла как - то Ряба яичко - оно было золотым. бил, бил - не разбил. била, била - не разбила. Но тут появилась мышка , махнула хвостом, упало и разбилось.

плачет, плачет, а кудахчет:

- Не плачь !

- Не плачь !

Снесу я вам не круглое, а квадратное, чтобы не разбилось.



Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Математика в устном народном творчестве

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 20.11.2021

Номер свидетельства: 592017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока математики по теме: "Решение задач. Сложение и вычитание в пределах 100" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-rieshieniie-zadach-slozhieniie-i-vychitaniie-v-priedielakh-100"
    ["file_id"] => string(6) "154082"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421092872"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по математике на тему: «Простые и составные задачи»."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokapomatiematikienatiemuprostyieisostavnyiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "264705"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449758853"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Открытый  урок по математике  на тему  « Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» "
    ["seo_title"] => string(82) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-na-tiemu-chisla-ot-1-do-10-slozhieniie-i-vychitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "215823"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432804030"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Исследовательский проект "Математика и фольклор""
    ["seo_title"] => string(50) "issliedovatiel_skii_proiekt_matiematika_i_fol_klor"
    ["file_id"] => string(6) "411322"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493045679"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок математики на тему "Сложение и вычитание в случае 26+34 и 60-26" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-matiematiki-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-v-sluchaie-26-34-i-60-26"
    ["file_id"] => string(6) "192508"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427465338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства