Формирование индивидуальных особенностей личностей, развитие в ней начатков творческих способностей, интуиции, воображения и мышления является важнейшей задачей школы.Переход от этапа школьного к профессиональному образованию является достаточно тяжелым, сложным и многогранным. Поэтому на этапе профессионализации главная задача выявление симптоматики и основных параметров кризиса взаимоотношений с преподавателями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методический доклад»
Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности профессиональной деятельности.
Преподаватель высшей квалификационной категории
Жаурова Лидия Александровна
Формирование индивидуальных особенностей личностей, развитие в ней начатков творческих способностей, интуиции, воображения и мышления является важнейшей задачей школы.
Усилившиеся в последние годы внимание и требование к формированию ключевых компетенций школьников заменяет собой новый этап в образовании и культурном развитии нашего общества.
Специалисты считают, что сохранения традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму оценки деятельности учащихся и учителей, к невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. В связи с этим особую ценность представляет опыт развивающего обучения, одной из составляющих которым является развитие в учащихся творческого потенциала и качеств творческой личности. Сегодня в процессе обучения и воспитания такие понятия, как «творческая личность» , «исследовательская личность» , «поисковый, творческий подход», «творческие успехи», « думать творчески» соотносятся с профессионализмом а способностью к творчеству приравнивается к одарённости, таланту.
В меняющемся мире система образования должна формировать новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Вот с такими качествами выпускника школы готовы получить студента учебных заведений СПО для формирования психологической готовностью к профессиональной деятельности.
Переход от этапа школьного к профессиональному образованию является достаточно тяжелым, сложным и многогранным. Поэтому на этапе профессионализации главная задача выявление симптоматики и основных параметров кризиса взаимоотношений с преподавателями.
Основной причиной необходимости профессиональной адаптации является отсутствием тесной связи в обучении между школы и средними профессиональными учебными заведениями.
При зачислении абитуриента в техникум учитываются лишь результаты учёбы в школе. Вне поля зрения остаётся информация о результатах воспитания, особенностях личности студента первокурсников. Перед администрацией техникума, классными руководителями стоят большие задачи по воспитания специалиста.
Для выработки стратегии и тактики, обеспечивающих адаптацию студента важно знать жизненные планы и интересы первокурсников, мотивы и уровень притязаний, самооценку, способность к самостоятельной регуляции поведения и т.д.
Процесс адаптации включает 3 компонента: дидактический, социально-психологический, профессиональный.
Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит и к работе учебных заведений принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определена в целом спецификой конкретной профессиональной областью.
Однако связь между техникумами и сферой деятельности выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания учебного заведения требуется, как правило, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретенных в техникуме, немаловажную роль, а порой одну из главных, играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности. В виду того, что ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается как сложное комплексное психическое образование, как сплав функциональных и личностных компонентов.
Большинство учебных заведений страны в настоящее время используют информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направление: принять информацию, переработать ее, продемонстрировать степень ее освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формирование мотивов “избежание неудачи”, направление главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Ещё до недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется исключительно тем объемом знаний, который получил в процессе обучения однако уже известно, что даже степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. Важную роль в этом процессе играет не только характеристики познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, и др.), но также индивидуально-технологические особенности личности и ее мотивация, представленность образа профессионала, осознания и принятие студентом требований профессий к личности профессионала, адекватного образа будущей профессиональной деятельности. Нужно отменить, что адекватность и полнота представления студентов о выбранной профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе, т.е. чем меньше студентов знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе.
В настоящее время активно развивается наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающие закономерности и феномен развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии-акмеология. Ученые, занимающиеся ее разработкой указывают на то, что учета в вузах и средне специальных ученых заведениях, являющиеся подготовительным этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно достигнет человек своего “акме”(вершины) в профессиональной деятельности и насколько высока будет эта вершина. Исследуя условия и факторы, которые способствуют или препятствуют движению личности к “акме” и достижения его вершин развития, акмеология особое внимание уделяет поиску и систематизация субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, образования, эталонов “акме”, профессиональных и иных стандартов, отношению к профессионалам и профессионализму и т.д. В том числе на этапе профессиональной подготовки, акмеология обращает особое внимание на такие психологические особенности личности, как интеллектуальные, общие и специальные особенности, волевые качества, мотивация достижения, потребности, коммуникативные особенности и т.д.
Таким образом в психологической практике профессионального образования остро стоит вопрос о необходимости переноса акцента с технологизации учебного процесса на аспекты личностной готовности. Возникает необходимость формирования и развития элементов личностной готовности. Возникает необходимость формирование и развитие элементов личностной готовности к выполнению профессиональной деятельности, разработки комплексных методов диагностики личностной готовности.
Именно существующие в настоящие время несоответствие между предъявленными требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе профессионального образования, с другой, а также между требованиями профессии и соответствий им личности, является теми противоречиями, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития у студентов психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.
1.Готовность студентов к профессиональной деятельности является сложным комплексным образованием, сплавом компонентов, имеющих динамическую структуру: профессионального самосознания, ценностных ориентаций, профессионально важных качеств личности, профессиональной компетентности, осознание престижа профессии. Степень сформированности и единство данных компонентов служит критерием для определения уровней психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
2.В структуру профессионального самосознания студентов входят: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный и творческий компоненты, степень представленности которых определяет уровень профессионального самосознания студента и формирования психологической готовности студента к будущей профессиональной деятельности. Критериями и показателями профессионального самосознания студентов выступают: осознание студентом норм, правил, требований, образа будущей профессиональной деятельности и личности профессионала как этапов для осознания своих качеств; само оценивание студентом сторон своей личности–понимания себя, эмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, оценивание своих профессионально важных качеств; наличие у студентов профессионального содержания в образе “Я”; мотивы, побуждающие к самосознанию и саморазвитию; личностный смысл профессиональной деятельности; профессиональная направленность; творческая активность в ходе профессионального становления, умения творчески решать поставленные профессиональные задачи.
3.Компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности обнаруживают реальную динамику в профессии профессионального обучения техникуме:
–Динамическая составляющая профессионального самосознания студентов как субъективное отношение к профессиональной деятельности и к себе как профессионалу, находящаяся в период поступления в техникум на низком уровне развития, в большинстве случаев не достигает максимально возможного уровня, что в значительной степени влияет на формирование психологической готовности профессиональной деятельности.
–Необходимо, что бы молодой человек осознавал престиж профессии. Именно через понимание престижа выбранной профессии студенты стремиться удовлетворить желание социального благополучия и признания, профессионального и карьерного роста