Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по индивидуальному проекту»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАЛЛАСОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Председатель предметно-цикловой комиссии естественно-научных дисциплин
Директор ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум»
/_____________/ М.Ю.Искалиева
/_____________/ Е.В. Донцова
Протокол заседания ПЦК № ______
«_____»_____________ 20___г.
«_____»_____________ 20___г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»
Палласовка 2016 г.
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Математика» и предназначены для студентов государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Палласовский сельскохозяйственный техникум» для организации выполнения и защиты ими индивидуальных проектов по дисциплинам общеобразовательного цикла в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259.
Организация контроля за выполнением индивидуального проекта студентами
9
Формы контроля за выполнением индивидуального проекта студентами
9
Требования к защите индивидуального проекта
Критерии оценки индивидуального проетка
Темы индивидуальных проектов
Список рекомендованной литературы
10
Введение
Методические рекомендации определяют самостоятельную работу студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля. Проектная и исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой частью образования, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла и одним из приорететных направлений модернизации и практико-ориентированного обучения для подготовки конкурентоспособного специалиста.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение необходимых ресурсов и ожидаемых результатов, оценка результата исследования. Главной целью исследования является развитие личности, приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе.
Результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, представленный в форме:
- письменной работы (эссе, реферат, аналитические и обзорные материалы, мультимедийный продукт и т.д.);
- творческой работы (графический объект, презентация, аудио- и видео файлы и т.д.);
- демонстрации практической работы с программным обеспечением;
-макета или иного конструкторского изделия;
- отчета в рамках проведенного социального исследования.
Индивидуальный проект или исследование:
с точки зрения студента — это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально и показать публично достигнутый результат;
с точки зрения преподавателя — это интегрированное средство обучения, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у студентов, а именно:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполагания и планирования содержательной деятельности студента:
поиск и отбор актуальной информации;
выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведение исследования (выдвижение гипотезы, детализация, обобщение, анализ);
представление результатов своей деятельности и хода работы:
презентации в различных формах;
специально подготовленные продукты проектирования (макеты, плакаты, компьютерные презентации, чертежи, модели, театрализации, видео, аудио и сценические представления и др.).
Структура и содержание индивидуального проекта
Индивидуальный проект по дисциплине «Математика» является одним из методов формирования информационной компетентности студентов, направленной на достижение следующих целей:
формирование у студентов представлений о роли математики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе;
формирование у студентов умений осуществлять поиск и использование информации;
формирование у студентов умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ;
развитие у студентов познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
приобретение студентами опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Индивидуальный проект включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.
Подготовительный этап – выбор темы.
Основной этап – разработка и утверждение плана проекта, подбор и изучение литературы, анализ полученной информации, выбор способа представления полученных результатов, оформление и предварительная проверка работы руководителем проекта.
Заключительный этап – предзащита и защита индивидуального проекта.
В процессе выполнения индивидуального проекта по учебной дисциплине «Математика» студенты должны иметь возможность доступа:
к электронным учебным материалам по математике в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам);
к электронным периодическим изданиям, посвященным информационным технологиям;
к программному обеспечению, необходимому для подготовки проекта;
к прочим энцеклопедическим, специализированным ресурсам, необходимым для подготовки индивидуального проекта.
Структура индивидуального проекта:
титульный лист работы;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованной литературы и интернет ркесурсов;
приложения.
Введение раскрывает значение и актуальность выбранной темы, состояние изучаемых вопросов и необходимость проведения исследования. В нём формулируются цель работы, её основные задачи, указывается объект и методы исследования, теоретическая и методологическая основа.
Под актуальностью темы понимается её теоретическая и практическая значимость, важность для формирования информационной грамотности лиц, практического применения знаний основ информатики в профессиональной деятельности.
При формулировании цели и задач исследования необходимо исходить из того, что в них описываются как теоретические, так и практические результаты работы. Главная цель характеризует итог индивидуального проекта в целом, вклад, вносимый в разработку теоретического и практического аспектов обозначенной проблемы. Задачи конкретизируют содержание цели исследования, характеризуя промежуточные итоги работы.
В соответствии с поставленной целью в индивидуальном проекте выделяют задачи, которые перечисляются в повелительной форме: систематизировать…, изучить…, описать…, установить…, выяснить…, обосновать…, проанализировать…, разработать…, предложить… и т.д.
Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть чёткими и не иметь двояких толкований.
Описанию решений, указанных во введении целей и задач посвящается всё содержание индивидуального проета, поэтому в каждой части проекта должна решаться та или иная задача исследования.
Объект исследования представляет собой часть основ информатики в дальнейшей профессиональной деятельности.
Во введении должны быть указаны использованные в работе над проектом методы исследования.
Теоретической и методологической основой при работе над проектом могут послужить научные труды отечественных и зарубежных учёных в области исследуемой проблемы.
В конце введения можно раскрыть структуру работы, т.е. кратко описать перечень её структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объём введения не должен превышать 1-1,5 страниц.
Основная частьдолжна состоять из одного или двух разделов.
Первый разделносит теоретический характер. В ней автор определяет методологические и теоретические основы исследуемой проблемы. Для этого: изучает и делает обзор по изучаемой теме; рассматривает представленные в литературе точки зрения учёных по изучаемому вопросу, выявляет противоречия, критически оценивает представленные взгляды на освещаемый вопрос. В ходе такого размышления формируется собственная точка зрения на предмет и объект исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам.
Первый раздел исследования может содержать 2-3 теоретических вопроса, в которых:
- раскрываются сущность и значимость поставленной проблемы;
- даётся обзор литературных источников, касающихся темы исследования, обобщается отесчественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике, обосновывается возможность его применения для решения поставленной проблемы.
Объём первого раздела 3-4 страницы машинописного текста.
Второй раздел содержит 3–5 страниц машинописного текста и носит экпериментальный характер.
При изложении материала делаются ссылки на литературные источники путём указания в квадратных скобках их номера в списке литературы и страниц, с которых заимствованы цитаты или цифровой материал, например: [5, с. 77]. При произвольном изложении принципиальных вопросов достаточно указать номер источника, например: [5].
При работе над индивидуальным проектом допускаются промежуточные выводы, которые формируются по итогам написания разделов работы. Вывод по разделу не подлежит обособлению и представляет собой его заключительный абзац, в котором в тезисной форме излагаются полученные автором результаты.
При формулировке выводов по разделу проекта целесообразно использовать речевые конструкции: в работе систематизировано…; установлено…, предложено…, исследовано…, выявлено…, сформулировано…, разработано…, сформировано…
Заключение(1-1,5 страницы) содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования. В выводах кратко, но чётко отражаются ключевые положения каждого раздела индивидуального проекта, уделяется внимание решению поставленных задач и целей исследования.
Список литературыи интернет ресурсоввключает источники информации, которые студент прямо или косвенно использовал при подготовке и выполнении индивидуального проекта. Литературные источники указываются в алфавитном порядке.
Общее количество источников должно быть не менее 7, при этом на 50% из них должны быть ссылки в тексте работы.
Приложениямогут включать графики, схемы, рисунки, таблицы, копии документов и другие необходимые данные. Они располагаются в порядке их упоминания в тексте и служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых автором рекомендаций. Приложений может быть не более 10 страниц.
Текст индивидуального проекта необходимоизлагать от первого лица множественного лица: нами, по нашему мнению, на наш взгляд и т.д. Изложение материала должно быть последовательным, логичным и творческим. Пересказывать учебники, учебные пособия, другую специальную литературу не следует. Особое внимание следует обращать на «переходы» от одного раздела к другому, а внутри них – от вопроса к вопросу.
Изложение вопросов, при необходимости, должно иллюстрироваться таблицами, графиками, диаграммами, схемами. Наличие иллюстраций свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемой проблемы и помогает лучше воспринять материал. Содержание иллюстрированного материала должно быть понятно без обращения к тексту работы.
Общий объём работы должен быть не менее 12 и не более 15 страниц. В нормируемый объём не входят титульный лист, содержание, список использованной литературы и интернет ресурсов, приложения. Объём ниже нормы предполагает, что студент не владеет достаточным количеством информации для обоснованных выводов по исследуемой тематике, а превышение объёма говорит о неумении сортировать и обобщать информацию.
Оформление индивидуального проекта.
Готовый проект брошюруется в папку, предназначеную для такого оформления. В сброшюрованной работе не должно быть пустых страниц.
Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом (приложение 2) Положения об организации выполнения и защиты индивидуального проекта в ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум». Не допускается оформление титульного листа с применением рамок, цветного изображения, изменения шрифта, межстрочных расстояний, применение разрежённости, теней, контуров и других спецэффектов.
Содержание оформляетсяв соответствиисГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», заголовок «СОДЕРЖАНИЕ» пишется заглавными буквами посередине строки.
Содержание включает введение, наименование разделов, вопросов, заключение, список использованных источников и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
По ГОСТ 2.105-95 наименования, включённые в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
По ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта - чёрный. Размер шрифта (кегль) - 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно - шрифт «Times New Roman», строчные буквы, без разреженности, теней, контуров и др. спецэффектов, по тексту не допускается курсив, полужирные, подчёркивание в т.ч. при оформлении рисунков и таблиц. Не применяется перенос слов и их разрыв.
Не допускается располагать на странице менее пяти строк, а также заканчивать параграф работы таблицей, рисунком или формулой.
Интервал полуторный, без отступов перед и после абзаца, отключить опции «автоматический перенос слов». Выравнивание текста – «по - ширине».
В тексте работы не допускается сокращение, исключения составляют общепринятые описанные соответствующим стандартом или правилом русской орфографии или пунктуации. Например, и так далее – и т. д.; год (годы) - г (гг.); рубли, тысячи рублей, миллионы рублей – руб., тыс. руб., млн. руб., открытое акционерное общество – ОАО и т.д.
При выполнении индивидуального проекта следует использовать однотипные знаки препинания, например « » или " " , при перечислении однородных членов предложения следует использовать маркировку в виде точек, тире, арабских цифр и русских букв, недопустимо использовать знаки не указанные в приложении.
Размеры полей: правое - 1,5 см, верхнее и нижнее - 2,0 см, левое – 3,0 см.
Страницы проекта нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в правой нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нём не ставится.
По всей работе не допускается обрамление текста с применением рамок, уголков и т.п. объектов.
Оформление заголовков
По ГОСТ 7.32-2001 вопросы основной части работы не являются структурными элементами - таким элементом является только вся основная часть в целом. По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчеркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 или 4 интервалам (15мм). Если проект напечатан интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками раздела и вопросов - 2 интервала (8мм).
Для установки необходимых отступов необходимо использовать стандартное меню редактора MS WORD: «формат – абзац - интервал».
Вопрос раздела начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий, исключение составляют случаи, когда после названия структурного элемента помещается менее 4-х строк, в этой ситуации структурный элемент и его вопросы переносятся на следующую страницу.
Oрганизация контроля за выполнением индивидуального проекта обучающимися
Выполнение индивидуального проекта осуществляется в соответствии с утвержденным графиком консультаций под контролем руководителя проекта.
Студент 1раз в месяц представляет итоги реализации плана выполнения индивидуального проекта.
Заведующий отделением контролирует занятость студентов в проектной деятельности.
Формы контроля за выполнением индивидуального проекта обучающимися
Просмотр и проверка этапов выполнения индивидуального проекта.
Обсуждение результатов выполненной работы на конкретном этапе индивидуального проекта.
Требования к защите индивидуального проекта
Защита проектной работы проводится на открытом заседании предмено-цикловой комиссии. Студент публично представляет результаты проведенного исследования. Процедура защиты включает доклад (не более 5 -7 минут) с использованием мультимедийной презентации, в которой он отражает актуальность темы проекта; цель и задачи проекта; результаты проведенного теоретического и практического исследования, выявляет проблемы и выдвигает предполагаемые пути решения; а также делает общий вывод по теме исследования.
Если индивидуальный проект предусматривает демонстрацию практической работы студента, то кроме демонстрации студент предоставляет к индивидуальному проекту файл с выполненной работой.
Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера по теме проекта. Ему предоставляется возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали дискуссию, интерес к проблеме, дать необходимые пояснения, привести дополнительные материалы.
По итогам защиты руководитель проекта составляет отзыв и выставляет оценку. Форма отзыва приведена в Приложении 3 Положения об организации выполнения и защиты индивидуального проекта в ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум».
Работа не допускается к защите по следующим основаниям:
представлен отрицательный отзыв научного руководителя;
по мнению председателя ПЦК не соответствует требованиям по структуре и содержанию, или не соответствует теме исследования;
работа выполнена с грубым нарушением правил оформления или на её титульном листе указана тема отличная от заявленной студентом и закреплённой в приказе;
работа представлена на проверку и рецензирование с нарушением сроков.
Критерии оценки индивидуального проекта
Результаты защиты индивидуального проекта оцениваются по пятибалльной шкале и фиксируются в виде оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» при этом необходимо учитывать:
качество представленной работы и степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
аргументацию актуальности и значимости изучаемой проблемы;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень ее осмысления;
полноту раскрытия содержания выбранной темы индивидуального проекта;
логичность, четкость и связность выступления;
качество ответов на вопросы комиссии;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
использование презентации и творческий подход в подготовке наглядного и раздаточного материалов;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Результаты защиты индивидуального проекта объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания предметно-цикловой комиссии.
Темы индивидуальных проектов
Непрерывные дроби.
Применение сложных процентов в экономических расчетах.
Параллельное проектирование.
Средние значения и их применение в статистике.
Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве.
Сложение гармонических колебаний.
Графическое решение уравнений и неравенств.
Правильные и полуправильные многогранники.
Конические сечения и их применение в технике.
Понятие дифференциала и его приложения.
Схемы повторных испытаний Бернулли.
Исследование уравнений и неравенств с параметром.
Теория чисел и Пьер Ферма.
Треугольники с целочисленными сторонами.
Прикладное значение процентных задач в современной жизни.
Владение методом математической индукции.
Математика и литература – два крыла одной культуры.
Изопиранное неравенство.
Применение функции Эйлера при построении уникурсальных звёзд.
Квадратное уравнение с целыми коэффициентами. Критерии качества корней.
Исследование одной задачи на минимум.
Цепные дроби: скрытая красота.
Симметрия в природе.
Сечение многогранников.
Стереометрия вокруг нас.
Задачи на движение.
В мире функций.
Производная и её приложение.
Загадки пирамиды.
Геометрия Лобачевского.
Список рекомендованной литературы
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики.Элективный курс. – М.: 2005.
Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М.: Высшая школа. 2009.
Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике. – Издательский центр «Академия», 2011.
Дадаян А.А. Математика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 20133.
Математика и информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Виноградов Ю.Н., Гомола А.И., Потапов В.И., Соколова Е.В./ - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. образования / В.А. Гусев, С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Высшая математика для экономистов. Под ред. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2007.
Спирина М.С. дискретная математика: учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
www.osw.mit.edu/OcnWeb/Global/all-courses.htm/ обучающий сайт – Информационно-коммуникационные технологии в образовании. /http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf