Обмен опытом по теме : "Интеграция в процессе преподавания математики, как средство развития логического мышления"
Обмен опытом по теме : "Интеграция в процессе преподавания математики, как средство развития логического мышления"
Обмен опытом по теме :" Интеграция в процессе преподавания математики, как средство развития логического мышления".Внастоящеещее время, когда человеческий прогресс достиг высокого уровня, необходимы высоко квалифицированные специалисты ,люди, разбимрающиеся во многих областях жизнедеятельности.Поэтому, для того. чтобы добиться глубоких и прочных знаний у учащихся, нужно показать целостность и многообразие мира через интеграцию различных дисциплин, тем самым научить их логически мыслить, для чтобы адаптироваться в современной жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом по теме : "Интеграция в процессе преподавания математики, как средство развития логического мышления" »
Қарақоға орта мектебі
Карагугинская средняя школа
Интеграция в процессе преподавания математики как средство развития логического мышления
учитель : Кравченко Н.И.
Содержание
1.Информация об опыте
2.Технология опыта
3.Результативность опыта
Информация об опыте.
Педагогический стаж моей работы составляет 30 лет а, из них 20 лет работаю в Карагугинской средней школе .
Научно-методическая тема школы: «Совершенствование профессиональных и ключевых компетенций педагога, как средство повышения качества знаний». В связи с этим, перед педагогами стоит важная задача ,через самосовершенствование своих компетенций, добиться прочных и глубоких знаний у учащихся. Одним из моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Предугадать все аспекты применения математики в будущей деятельности учащихся практически невозможно, а тем более сложно рассмотреть все эти вопросы в школе. Научно – техническая революция во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической ,тем самым в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Все это и определило выбор темы моего педагогического опыта: «Интеграция в процессе преподавания математики, как средство развития логического мышления»
Условия возникновения и становления опыта.
Воспитательная цель школы: «Формирование и развитие личности, обладающей глубокими и прочными знаниями основ наук, духовно богатой и высоконравственной, физически здоровой, способной адаптироваться к реалиям современной жизни». Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Концепция развития школы предусматривает обучение школьников на доступном уровне сложности учебного материала, развитие личностного потенциала каждого ученика и воспитание в процессе деятельности в рамках образовательных программ, способствующих адаптации школьника к жизнедеятельности в обществе, к саморазвитию и самореализации. Исходя из проведенного исследования потребностей в образовательных услугах, школа ориентируется на развитие индивидуальности ребенка, на создание такого образовательного пространства, которое позволит развить их личностный потенциал. КГУ «Карагугинская средняя школа» является одной из самых больших школ района Магжана Жумабаева ,где обучаются дети не только села Каракога, но и из близ лежащих сел. При школе имеется интернат.
В школе обучается 303 человека. Для проведения исследования были взяты 9 «б», 10«б», 11 «б» классы (2011-2012уч.г., 2012-201 уч .г., 2013-2014уч.г. соответственно).
Данные классы характеризуются устойчивой мотивацией к обучению.
Актуальность опыта.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать учащийся.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
В настоящее время, я считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему интегрированных уроков, психологической и методической основой которых будет установление связей между понятиями, являющимися сквозными, общими в ряде учебных предметов. Причем межпредметные связи должны быть установлены на уровне содержательной стороны урока и обеспечены необходимыми средствами обучения.
Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в создании условий для индивидуального развития школь-ника через широкое применение интегрированного обучения. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации школьников.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой проведения, хотя и более творческим, раскрепощенным.
Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован учителями математики для повышения уровня индивидуального развития каждого ребенка.
Длительность работы над опытом
Разработка опыта продолжалась три года, в течении которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.
1-й этап 2011-2012 гг. Анализ теории и практики внедрения интегрированного обучения на уроках математики, осознание актуальности проблемы, выделением объекта исследования.
2-й этап 2012-2013 гг. Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий. Апробация и моделирование содержания с корректировкой действий. Подготовка и написание доклада.
3-й этап. 2013-20014гг. Обобщение результатов исследования, их апробация и литературное оформление. Публичное выступление на педагогическом совете, методическом объединении, семинарах учителей математики района.
Диапазон опыта
Просматривается в работе на уроках по темам : «Арифметическая прогрессия» , «Векторы», «Многогранники», «Производная и интеграл», « Показательная и логарифмическая функция» и т.д.Находит отражение во внеклассной работе «Час весёлой математики», «Математика и великие люди», «Искусство в математике» и т. д . Опыт «Интегрированное обучение на уроках математики , как средство развития логическоно мышления» предоставляет возможности реализации развивающих, проблемных технологий, использование информационно-коммуникационных технологий. Интернет ресурсов, электронных учебников. Часто изучение нового материала начинает с постановки перед учащимися проблемы, которая решается учителем или с привлечением учащихся. Учащиеся "сталкиваются" с трудностями, у них возникает желание найти способы преодоления их, желание приобрести новые, недостающие знания. Усвоение нового материала тогда становится для учащихся мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активно. Стержнем обучения математике в школе является решение задач на применение теоретических знаний. Овладение этим инструментарием позволило мне, как педагогу, расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявить нестандартность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать логическое мышление.
Теоретической базой
опыта явились работы Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, . В основе педагогического опыта лежат основные положения теории Л.С.Выготского (вспомним его мысль, которую можно рассматривать в качестве центральной для образовательного процесса: «Развитие есть результат обучения…»).
Считаю, что опыт моей работы можно определить как репродуктивно-поисковый.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.
По характеру содержания: обучающее – воспитательная, светская, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно – урочная, групповая
+ индивидуальная
По подходу к ребенку: личностно - ориентированная.
По преобладающему методу: контролирующая.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
Пути реализации концепции я вижу в том, что учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным познавательным интересом, полученные знания отражаются глубиной и прочностью.
Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения интегрированного обучения на уроках математики.
Трудоемкость опыта заключается в том, что учителю при разработке интегрированных уроков необходимо пользоваться следующими особенностями:
-предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
-логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом уроке;
- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован учителем в общеобразовательных школах.
Технология опыта.
Технологическая сторона моего опыта «Интегрированное обучение на уроках математики , как средство развития логического мышления» предполагает постановку следующей цели: создание оптимальных условий для успешного обучения в школе. Ян Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика» говорил о роли учителя в формировании у детей стремления к знанию «учитель прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению». Следовательно, Каменский призывал поддерживать у детей стремление к обучению, т.е. одной из главных задач школы является формирование и поддержание стойкого интереса к процессу обучения.
У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. С приходом в школу целостность нарушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно должно предстать перед учеником. Принцип целостности требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами явлениями, и сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
В последнее время в теории и практике обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания учебных дисциплин. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение. Идея интеграции в обучении стала предметом обсуждения в народном образовании в связи с дифференциацией и индивидуализацией обучения. Если в основе дифференциации обучения школьников лежит степень их готовности к самостоятельной работе с учебником, книгой и справочной литературой, а так же активное формирование интересов , то за основу интеграции обучения необходимо, взять как одно из составляющих углубление, уточнение и расширение некоторых общих понятий, которые являются объектом изучения различных наук. Задачами интегрированного обучения являются: создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения математики; преодоление противоречий процесса обучения; повышение и развитие интереса учащихся к математике. Интеграция в обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Интеграция-это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения. Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:
Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции - ребенок представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция-средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали).
В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления.
Школьной практикой и научными исследованиями ученых (А.Я.Данилюк, В.Т.Фоменко, К.Ю. Колесина, О.Г. Гилязова, А.Г.Кузнецов и др.) доказано, что содержание учебного материала осуществляется на различных уровнях интеграции и различными подходами.
По психологическим особенностям школьников увеличение умственной нагрузки на уроках математики ведёт к ослаблению интереса учащихся к изучаемому материалу. Необходимы задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, вызывающие неподдельный интерес и желание их решать . выход в жизнь. Поэтому в практике моей работы в течение многих лет я
Пыталась использовала задачи прикладной направленности, когда сталипоявляться материалы об интегрированном обучении, я очень заинтересовалась данной проблемой.
Занимаясь над проблемой углубленного изучения математики, разработала прикладной курс «Процентные расчеты на каждый день» «Избранные вопросы по математике», «Практикум по решению задач».На уроках алгебры и геометрии использую задачи прикладного и практического характера. Учащиеся изготовили модели геометрических тел. Проводила открытый интегрированный урок на районном семинаре: «Многогранники вокруг нас» .При прохождении тем: Логарифмическая и показательная функция. Производная. Интеграл. Первообразная. Учащиеся готовили материал о связи данных тем с другими науками, с жизнью .где это используется.
. Интегрирование математики и физики, математики и окружающего мира, математики и информатики дают большие возможности для развития пространственного мышления, усвоения изучаемого материала..
В результате такой целенаправленной работы мне удалось достичь стабильно высоких результатов. При 100% успеваемости и качество знаний составило
Учебный год
2013-2014 «5» «4» «3» «2» Качество знаний Качество успеваемости
1 четверть - 7 4 - 64% 100%
2 четверть 3 4 4 - 64% 100%
3 четверть 3 4 4 - 64% 100%
4 четверть 3 4 4 - 64% 100%
Хочу показать, как можно осуществлять интегральный подход на уроках.
Задачи практического содержания
1.Между электрическим столбом и зданием натянут кабель. Расстояние между зданием и столбом равно 10 метров, высота столба 8 м, а высота здания 4 м. Найдите длину электрического кабеля.
2.Из свинцового шара радиуса 10 мм делают цилиндрический диск толщиной 3 мм. Каков диаметр диска?
3.Сколько квадратных метров жести пойдёт на изготовление водосточной трубы длиной 6м и диаметром 22см если швы прибавляют 3 % площади поверхности трубы?
4. Нужно сделать ремонт в комнате с высотой 2,5 м , шириной 5 м и длиной 6 м. Найти площадь поверхности стен.
Сколько рулонов обоев понадобится для оклейки стен, если ширина одного рулона 60 см, длина 10м.
. Сколько при этом понадобится денег, если стоимость одного рулона 800 тенге, а одна пачка клея стоит 300 тенге. И ее расход 10 м2.
. Сколько % отходов обоев при этом получится?
В комнате имеются две двери 2 и три окна размерами 1,4 . Вычислите площадь стен без окон и дверей , если размеры комнаты : высота 2,5 м. , ширина 5 м. , длина 6 м.
Сколько потребуется рулонов обоев для оклейки данной комнаты , если обои размерами 0,6*10 м..
Каковы затраты если цена одного рулона 800 тенге, а цена пачки клея 300 тенге. Расход 10м2.
Сколько % отходов обоев при этом получится?
Задачи экологического содержания
1.Одно растение василька производит в среднем 1500 семян. Семена сохраняют всхожесть до 10 лет. Определите запасы семян этого сорняка в почве после5 лет засорения им посевов на одном поле.
2. В одной коробочке мака до 3000 семян Таких коробочек на растении до 10. Всхожесть семян до 10 лет. Подсчитайте потомство одного растения за 3 года.
3.В одном колосе пшеницы до 45 зерен . Всхожесть сохраняется до 32 лет . Подсчитайте урожай пшеницы за 7 лет.
4.Гидра размножается почкованием, при чём при каждом делении получается 5 новых особей. Сколько особей будет после восьми делений? Какое колличество делений необходимо для получения 625 особей?
5.Плодовитость дальневосточной горбуши 1,5 тыс. икринок . В гнезда попадают только 58 % икры , содержащейся в самке , остальная часть сносится течением. До весны сохраняется всего 4% икринок .Мальки выносятся течением в море, устья реки достигают не более 1,8% мальков. Через несколько лет взрослая горбуша возвращается из моря в реку, где она родилась, и приступает к размножению, после которого погибает. В среднем до половозрелого состояния доживает одна особь из 750 зародышей. Постройте кривую выживания потомства дальневосточной горбуши.
6.Осетр живёт 50 лет .Каждый год он мечет 300 тыс. икринок, выметывая за свою жизнь более15 млн. Подсчитайте потенциально возможное потомство 3 самок за 10лет.
Задачи экономического содержания
1.При цене билета на футбольный матч в 450 р. на стадион вместимостью 40 тысяч человек пришло 5 тысяч зрителей. При снижении цены билета до 200 р. На матч с участием тех же команд число болельщиков, решивших посетить матч. Увеличилось до 30 тыс. человек. НА основе анализа статистических данных было установлено. Что спрос на билеты задается линейной функцией. Определите какую цену на билет должна установить администрация стадиона, чтобы во время игры данных команд стадион был заполнен полностью.
2. На валютном рынке сложилась следующая ситуация : при курсе 10 р./долл. Объём рыночного предложения валюты равен нулю , а величина спроса составляет 60 мл. дол. Кроме того, известно , что при курсе 30 р./дол. Рынок находится в равновесии и равновесный объём продаж валюты составляет 40 мл. долл. Исследования финансовых аналитиков показали ,что зависимости величины спроса и объёма предложения валюты от её цены характеризуются линейными функциями. Определите какой объём валюты должен продать или купить Центральный банк , чтобы снизить равновесный курс до 25 р./долл. ?
4.Хватит ли 8500м2 изоляционной ленты для двукратного покрытия ею километра газопровода диаметром 1420мм?
5.Конусообразная палатка высотой 4м с диаметром основания 6м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку?
6. Сколько краски потребуется для покрытия фронтона дома с двух сторон? Крыша двускатная. Ширина дома 12 м., расстояние от конька крыши до кирпичной кладки стен 2 м. Расход краски на 1 кв. м. 300 грамм.
7.Угольный пласт обычно залегает так, что 7.Угольный пласт обычно залегает так, что его верхняя граница (конечно в грубом приближении) представляет собой часть плоскости Какое наименьшее число скважин следует пробурить, чтобы определить, как расположен пласт?
I. 8.Одному ученику в столовой на завтрак дают 20г сливочного масла. В школе 320 учеников. Сколько молока должно быть надоено на ферме, чтобы получить нужное количество масла? Молоко даёт 25% сливок, сливки дают 20% масла.
9.По итогам работы за год фирма получила 16 млн тг прибыли. Правление фирмы решило выделить на выплату дивидендов акционерам 25% от прибыли. Известно, что акционеры владели 8 000 акций стоимостью 1000тг каждая. Какую сумму дивидендов получит на каждую акцию акционер фирмы?
Задачи физического содержания
1. Материальная точка движется прямолинейно по закону Найдите скорость и ускорение в момент времени t=3с.
2. При торможении маховик за время t поворачивается на угол Найдите угловую скорость вращения маховика в момент времени t = 2
3. Точка движется по координатной прямой согласно закону , где x(t) – координата точки. В какой момент времени скорость точки будет равна 6? Найти ускорение точки в этот
момент времени.
4. Найдите силу F (F=ma), действующую на материальную точку с массой m, движущуюся прямолинейно по закону
5. Тело движется прямолинейно в вертикальном направлении (t -время движения, h- расстояние от поверхности земли до тела). Определить начальную скорость движения
6. Тело массой 2кг движется прямолинейно по закону .
Координата х измеряется в сантиметрах, время t – в секундах. Найдите кинетическую энергию Е тела через 2с после начала движения.
7.Материальная точка движется прямолинейно по закону Найдите скорость и ускорение в момент времени t=5с.
8. При торможении маховик за время t поворачивается на угол
Через какое время после начала движения угловая скорость вращения маховика будет равна 3.
9. Точка движется по координатной прямой согласно закону , где x(t) – координата точки. В какой момент времени скорость точки будет равна 12? Найти ускорение точки в этот момент времени.
10 . Найдите силу F (F=ma), действующую на материальную точку массой m, движущуюся прямолинейно по закону
11. Известно, что для любой точки С стержня АВ длиной 20 см, отстоящей от точки А на расстоянии, масса куска стержня АС в граммах определяется по формуле . Найти линейную плотность стержня в середине отрезка АВ.
Все выше сказанное показывает, что в целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин , их воспитательной значимости большое значение имеет использование межпредметных связей, т.е. введение в практику школьного обучения интегрированных уроков, когда в одном уроке объединяются 2-3 предмета.
Работая над проблемами интегрированного обучения, я не могла не учитывать одно из дидактических принципов - индивидуального подхода к ученику. Действительно, каждый ребенок имеет определенные, присущие именно ему особенности восприятия, мышления, памяти, интересов, свой уровень устойчивости психических процессов, свой темперамент. А учебный процесс в большинстве случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит, в общем, для всех те же, на одном содержании, рассчитан на какой-то универсальный уровень мыслительных процессов "среднего" школьника. Конечно, в классе есть дети, которые воспримут и усвоят именно это содержание, преподанное именно этими средствами обучения, в заданном темпе и на предлагаемом уровне. А остальные? Они ничуть не хуже этих "средних" детей, просто имеют свои психические и психологические особенности, на которые не был рассчитан урок. Пожалуй, не стоит винить учеников, которые не успели и не усвоили материал или, наоборот, заснули во время урока, так как не встретили на нем ничего нового. Просто такой урок учитель адресовал не им.
Поэтому я не делю детей на слабых - сильных, а отношу их к трем условным группам по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения.
Первая группа - ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения.
Вторая группа - ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.
Третья группа - ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Соотношение процессов возбуждения и торможения оказывает влияние на все психические процессы, на познавательную деятельность.
Ученики первой группы прежде всего попадают в разряд слабых: они медлительны, апатичны, не успевают за классом. Если учитель не примет к ним индивидуального подхода, они совершенно потеряют интерес к учебе, отстанут от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно. Именно интегрированный подход к обучению позволяет отходить от стандартных форм работы, активизировать учебный процесс, заинтересовывать учащихся, увлекать их.
В ходе обучения важно учесть, что такие ученики во время проведения наблюдений, вып, выделяют отдельные несущественные признаки предмета, не могут выполнить работу без руководства учителя. Но если процесс обучения проводится в более медленном темпе и в него включены регулярные повторения пройденного, у детей этой группы значительно улучшается восприятие, усвоенный материал они запоминают надолго.
Так при изучении темы "Призма" на интегрированном уроке математика- дети получают задание для самостоятельной работы.
1. Найди призму среди других геометрических тел.
2. Выполни соответствующие измерения..
3. Начерти такую фигуру на бумаге
4. Найти площадь полной поверхности. Объём.
5.Выполнить развёртку
6.Сделать модель
Ученики первой группы при индивидуальном подходе к ним имеют в конце года обучения развитые психические процессы, хороший уровень знаний, умений и навыков.
Ученики второй группы также не могут самостоятельно выделить признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запом-нить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их пси¬хические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несобранности. Дня этих детей особенно трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления очень низок. Первые задания для таких учеников должны быть особенно подробны, разбиты на этапы с постепенным переходом к более сокращен-ным. Дня этого ученику в самостоятельной работе предлагается серия вопросов (вроде алгоритма), которые подводят его к определенному выводу.
Индивидуализация обучения способствует развитию всех детей, лучшему усвоению программного материала. Появляется возможность создать здоровую психологическую атмосферу для каждого ученика класса, какими бы психологическими особенностями он ни обладал» Интеграция учебных и внеучебных дисциплин много вариантна. Только научный, вдумчивый подход к этой проблеме даст наибольший результат в процессе обучения и воспитания школьников.
Хорошая материально-техническая база, современный компьютерный класс, оснащение кабинетов школы компьютерами и программным обеспечением, наличие локальной сети в школе позволяют широко использовать информационно-коммуникационные технологии.
Компьютер на уроке - это педагогическая реальность, которая твердо вошла в нашу жизнь, при этом я рассматриваю компьютер как еще одно дополнение к процессу обучения, а не заменяющее учителя и учебник средство обучения. Компьютерные технологии могут осуществляться в различных вариантах. Мною компьютерное обучение применяется как при изучении отдельных тем, разделов, так и при решении отдельных дидактических задач. Использование новых информационных технологий непосредственно в рамках школьного урока может быть описано двумя моделями, различающимися по способу организации деятельности учащихся на уроке:
• урок с компьютерным сопровождением ;
• урок в компьютерном классе .
Мною используется как первая, так и вторая модели. Мультимедийная система, созданная в кабинете, используется для демонстрации наглядных образов, способствующих изучению математики .
Мультимедийная система обеспечивает:
• наглядность материала, в том числе, за счет звука, цвета, движения;
• ускорение темпа урока;
• свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения
методики преподавания;
• последовательный характер обучения за счет планомерного
накапливания наглядных электронных пособий, позволяющих с
легкостью в любой момент вернуться к уже знакомым, эмоционально
окрашенным образам пройденного материала, которые могут быть
гораздо экспрессивнее всем известных опорных сигналов.
Так при проведении интегрированных уроков математика - окружающий мир дети получают задание, наглядность которого обеспечивается за счет цвета и движения.
Результативность
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к предмету. В обучении активно работаю над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых, применяя разноуровневые задания.
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Мониторинг качества знаний учителя математики \кравченко Н.И.
Динамика учебных достижений учащихся
№
Предмет
Класс/Группа
Форма экспертизы
Результат (качество знаний)
Дата
1
Алгебра
геометрия
9 «б»
мониторинг
36%;
36%
2011-2012 г.
2
Алгебра
геометрия
10 «б», 10 «в»
мониторинг
63%/63%;
41%/54%
2012-2013 г.
3
Алгебра
геометрия
11 «б», 11 «в»
мониторинг
58%/58%;
50%/45%
2013-2014 г.
В результате моей работы по данной проблеме я пришла к выводу, что она благоприятно отражается на знаниях учащихся, развивает логическое мышление, необходимое при изучении различных дисциплин. По результатам ЕНТ за 2013-2014 учебный год ,средний балл составил 16 из 25 возможных,в то время ка районный составил 12,4 балла . Многие выпускники поступили в различные учебные заведения на ГРАНТ где предмет математика был необходим при поступлении и являлся профильным во многих специальностях. Так выпускники 2011 года: Темиров Марлен поступил в ЕНУ имени Гумелева г. Астана, Бахтыбаева Зарина в КАЗГУ г. Алматы – экономический факультет, Урбан Елена – ОмГАУ г. Омск – экономический факультет, Середа Ирина – ОмГАУ г. Омск – землеустроительный факультет, Конов Андрей – ОмГАУ г. Омск– механический факультет, Розбах Дмитрий – ОмГАУ г. Омск – механический факультет, Бер Татьяна – ОмГАУ г. Омск – технологический факультет. Все выпускники 2014 года поступили в высшие учебные заведения на ГРАНТ, как в Казахстане, так и в России. Темирова Диана – ЕНУ имени Гумелева г. Астана, Карымсакова Акнур – Мед. Академия г. Астана, Султанов Равиль СКГУ г. Петропавловск, Фарахова Лилия – СКГУ г. Петропавловск, Ахметов Рустам – Военная академия КНБ РК, Федоренко Юлия – Политехнический университет г. Омск, Таиров Закир – ОмГАУ г. Омск, Лежепеков Павел – ОмГАУ г. Омск, Проскурин Артем – СИБАДИ г. Омск, Солоха Артем – Политехнический университет г. Омск, Райле Анастасия – Политехнический университет г. Омск. Все учащиеся поступающие в Россию имели возможность обучаться в нескольких учебных заведениях, так как очень хорошо сдали экзамены, тем самым подтвердили оценки по математике.