kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме «Тестовая форма контроля знаний на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

    Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Тестовая форма контроля знаний на уроках математики» »







ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ





«Тестовая форма контроля знаний

на уроках математики»















учитель математики МБОУ СОШ №1 имени Н.Л. Мещерякова

Авдюхина Любовь Анатольевна

г. Зарайск Московская область





Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным, и он применяется именно при итоговом контроле знаний и умений учащихся для определения, соответствует или нет уровень подготовки выпускника уровню требований, заданному в стандарте. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков, оптимальным средством проверки многие педагоги считают тест.

Методикой тестового контроля я заинтересовалась с начала своей педагогической деятельности; и наряду с другими формами контроля знаний применяю тестовый.

Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках математики, для меня послужили следующие факторы:

Во-первых, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

  1. более рационально использовать время урока;

  2. охватить больший объем содержания;

  3. быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;

  4. сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

  5. тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их;

  6. контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;

  7. во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;

  8. тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся - заниматься, опережая группу с расширением знаний, а слабым - освоить обязательный минимум в приемлемом для них темпе;

  9. правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность.

  10. использование тестов на уроках повышает интерес к предмету.

Во-вторых, каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования. При этом опыт предыдущих лет показал, что учащиеся не всегда могут продемонстрировать свой уровень знаний из-за излишнего волнения. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.


Достоинства - тесты имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

  1. учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

  2. проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

  3. оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

  4. сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и время, идущее на проверку результатов выполненной работы;

  5. использовать тесты для компьютеризации;

  6. обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Основные признаки отличия школьных тестов, например, от контрольной работы, состоят в том, что с их помощью можно:

  • проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

  • быстро диагностировать овладение учебным материалом как каждого ученика, так и класса в целом.


Недостатки - метод тестирования обладает рядом недостатков:

  1. большая вероятность выбора ответа наугад;

  2. проверка лишь конечных результатов действий;

  3. затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;

  4. категоричность оценки выполнения задания - задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществляется поэтапно.

  • На первом этапе проводится только входной контроль и значительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.

  • На втором этапе проводится текущий контроль – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний.

  • Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

За последнее время появились новые оригинальные методы разработки и применения тестов. Современные тесты позволяют выявить скрытые от поверхностного взгляда знания и способности учащихся. Большие перспективы перед тестами открываются в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

  • Диагностическую;

  • Обучающую;

  • Организующую;

  • Развивающую;

  • Воспиывающую;

  • Контролирующую.

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор знаний нельзя назвать тестом.

1. Надежность контрольного задания – это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.

2.Валидность (или адекватность целям проверки)

а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались учащимися и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест должен соответствовать образовательному стандарту.

б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню, заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности. Другими словами, валидностью контрольного задания называется степень соответствия своему назначению.

Показатель валидности отвечает на вопрос: “А то ли, что сформулировано в назначении контрольного задания, измеряется с его помощью?”

3. Определенность.

После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.

4.Простота.

Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.

5.Однозначность.

Задание долно иметь единственно правильный ответ - эталон

6. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Алгоритм составления тестов

Контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма.

  1. Определение целей тестирования:

  • Оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;

  • Проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и обьем;

  • Проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;

  • Умение находить сходства и различия;

  • Умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.

  1. Определение вида контроля – входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

  2. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания. Выделяется два типа тестов:

1) Закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4, 5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.
2) Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.

  1. Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).

  2. Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.

  3. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

-основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
-каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
-задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
-избегать таких слов, как “иногда”, “часто”, “обычно” в правильных утверждениях и слов “всегда”, “иногда”, “невозможно” в неправильных.
-располагать тесты по возрастанию трудности;
-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
-задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
-правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
-ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
-ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

  1. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

  2. Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

  1. Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. За нижнюю границу успешности выполнения задания за оценку “3” может быть принято 70% правильных ответов на обязательные ответы. Этот критерий основан на том, что до уровня усвоения примерно 30% общего объема знаний и умений учебная деятельность находится в стадии формирования. Если учащиеся овладели более чем 70% объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения, и со временем достигнут планируемого уровня обучения. Оценка “4” должна ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания. Оценка “5” ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах хотя бы на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.

  2. Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

При составлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел програмным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.


Уровень А


задания, расчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.


Уровень В


задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.


Уровень С


задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях



Анализ работы учителей математики и мой личный опыт использования тестов в учебном процессе показывают, что систематический учет знаний по тестовой методике в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований и письменных вычислений. Большое разнообразие тестовых заданий дает возможность учителю выявить результаты усвоения обучающимися разных компонентов содержания математического образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.

Таким образом, тестовый контроль при грамотном использовании является одним из инструментов управления учебным процессом, позволяя определить достижение каждым учащимся обязательного уровня овладения учебным материалом, а также его готовности к дальнейшему изучению последующих разделов программы по математике.

Используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить, что побуждает их к активной деятельности и самоконтролю.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обобщение опыта по теме «Тестовая форма контроля знаний на уроках математики»

Автор: Авдюхина Любовь Анатольевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "доклад:Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения» "
    ["seo_title"] => string(96) "doklad-individual-nyi-podkhod-kak-mietod-povyshieniia-kachiestva-i-riezul-tativnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "143778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418580094"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "доклад: Методика повышения качества и результативности обучения» "
    ["seo_title"] => string(72) "doklad-mietodika-povyshieniia-kachiestva-i-riezul-tativnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "143791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418580677"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему "Магнитное поле" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-maghnitnoie-polie"
    ["file_id"] => string(6) "173183"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423934720"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Подготовка к итоговой аттестации по математике (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(63) "podgotovka_k_itogovoi_attestatsii_po_matematike_iz_opyta_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "625780"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676480814"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Статья "Проблемы здоровьесбережения  на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-probliemy-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179826"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства