Самоуправляемая, самостоятельная учебно-познавательная деятельность субъекта учения.
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность – это, прежде всего, самостоятельность действий, мышления.
Основное условие достаточно глубокого усвоения материала – это его аналитико-синтетическая обработка, которая заключается в самостоятельном анализировании новой информации, т. е. выделение в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними и, таким образом, понимании учебного материала, а в целом, определении в нем главного и второстепенного.
«Три кита» самостоятельности
МОТИВ
УМЕНИЕ
Самостоятельность
ВОЛЯ
Три компонента познавательной самостоятельности
Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность.
Содержательно – операционный. Включает в себя владение обучающимся системой ведущих знаний и способов учения
Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию
Цель с/р – организация самостоятельной познавательной деятельности
«Самостоятельная познавательная деятельность характеризуется умственной активностью, самостоятельным исследованием при решении обучающимся всей задачи или одного из ее вопросов» [ Кириллова Г.Д., 1996 ]
Цель
(идеальная
модель результата)
Действия,
операции
Средства
(идеальные и
материальные)
Мотив
(побуждает и
направляет)
Предмет
Потребность
(побуждает
деятельность)
Результат
удовлетворяющий
потребность
Единицей анализа УПД является действие!
В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обручающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие выполняемое обучающимся им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.
Главный признак самостоятельной деятельности
Осуществляется без помощи педагога
Каждое выполняемое обучающимся действие
цель
ставит
сам
осознается
подчинено
цели
Модель построения УПД методом действия
проблема
задачи для решения
отбор информации и методов
выбор действий
обмен опытом деятельности
презентация продуктов и решений
оценка-экспертиза решений
анализ-рефлексия опыта деятельности
оценка развития компетенций
самооценка роста достижений
планирование дальнейшего обучения
Классификация самостоятельной работы
По дидактической цели их применения : познавательные, практические, обобщающие.
По уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие)
По методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику
По типам решаемых задач.Здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские.
Модель организации с/р школьников включает в себя:
Характеристика технологии организации самостоятельной работы обучающегося
Деятельностьпедагога
УЧЕНИЕ
I. Подготовительный этап – конструирование среды
Целеполагание и планирование обучающегося
II. Целеполагание и планирование
Согласование
Образовательный запрос
III. Консультирование
Деятельность
Обсуждение, коррекция
Контроль и самооценка деятельности
IV.Контрольно-оценочный этап
V. Аналитический
этап
Рефлексия деятельности
Согласование
Подготовительный этап
5 шаг
3 шаг
6 шаг
1 шаг
4 шаг
2 шаг
TEXT
TEXT
Расчет количества часов и суммы баллов, за задания с/р.
Коррекция уч.прогр., (введение тем для с/р, примеры типовых заданий
Отбор видов самост.учебной работы
Разработка заданий для с/р.
Разра
ботка УМК.
Разработка технологи
ческой карты.
Этап целеполагания
Педагог
предъявляет обучающемуся технологическую карту самостоятельной работы
Ученик
выбирает виды учебной работы,
знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности
Консультирование
Предагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.
Типы образовательного запроса:
Информационный;
Ресурсный;
Технологический;
Учебный;
Психологический.
Контрольно-оценочный этап
Оценивание учебных достижений обучающихся – заключительный семинар.
Формы:
Защита портфолио.
Подведение итогов рейтинга.
Защита работ обучающимися.
Другое.
Рефлексивный этап – для обучающегося
Что получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности. Почему, что мешало?
Какие компетенции, УУД удалось развить? В чем проявляется моя некомпетентность? Можно ли это исправить?
Какие достижения учебные и личностные сопутствовали этому курсу?
Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?
Аналитический этап
Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания.
Этапы деятельности обучающегося
Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.
Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.
Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.
Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения).
Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.
Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.
Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.
Шаг 8. Рефлексия собственной учебной деятельности.
Организация условий самостоятельной работы:
Возможность выбора и выстраивания обучающимся индивидуального маршрута, реализации им индивидуально-ориентированного образовательного процесса.
Использование кредитно-зачетной системы, включающей накопительной системы оценивания самостоятельной работы.
Системная организация оценивания учебных и личностных достижений школьников.
Совместное планирование и запуск самостоятельной работы обучающихся как необходимый этап технологии.
Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать:
примерные нормы времени для выполнения задания;
логику и структуру учебного материала;
практическое назначение задания;
характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
постепенное нарастание сложности и проблемности.
Формы самостоятельной работы
Работа с учебно-методической литературой (Р.М. Чумичева)
текстовые пособия
графические пособия
(таблицы, схемы, графики, модели)
алгоритмические задания
творчески развивающие
выделение основных понятий курса, составление новых смысловых суждений, умозаключений;
раскрытие, сравнение явлений, процессов;
пошаговое описание методов и приемов для достижения поставленной цели;
самостоятельное обнаружение данных и т.д.
Формы самостоятельной работы
Работа с информационными компьютерными технологиями:
Дистанционные
с использованием Интернет-технологий
в режиме On - line
поиск информации
составление web -страницы
выполнение тестовых заданий
обмен информацией
Формы самостоятельной работы
Творческие работы
выбор формы, темы
поиск теоретического материала
подготовка и участие в проведении
Контроль за организацией с/р
внешний контроль
внешний самоконтроль
внутренний самоконтроль
Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы обучающихся
Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/
Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.
Как составить умственную карту?
3. Повсюду используйте разные цвета . Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.
4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.
Как составить умственную карту?
Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.
Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.
Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
Как составить умственную карту?
Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.
Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.
Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
«Бортовой журнал»
1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»;
2. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории;
3. Студенты в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.);
4. Студенты в парах, а затем — в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях — обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут);
5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает со студентами связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут);
6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении учащиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.
Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала
Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление?
Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим?
РАЗДЕЛ II
Мои собственные размышления по теме:
РАЗДЕЛ III
Письмо к преподавателю
Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой.
составить список понятий, связанных с темой или проблемой;
дать их определение или толкование.
Эссе
Эссе- это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме.
Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные современным проблемам науки.
Эссе
Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:
1. Краткое содержание, в котором:
определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы /это может быть один тезис/;
дается краткое описание структуры и логики развития материала;
формулируются основные выводы.
2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования
4. Библиография.
Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.
Прямое перефразирование
- это развернутый ответ на вопрос педагога путем отбора нужного материала из конкретного параграфа или главы.
Особенно хорошо использовать перефразирование после серии текстов или документов по одной проблеме.
Фокусированные диалектические заметки
До чтения текста или литературного произведения дается список вопросов, на которые должен ответить обучающийся.
Желательно использовать текст, где приводятся различные точки зрения, чтобы обучающиеся познакомились с разной аргументацией и объяснили, чья аргументация весомее и почему.
Аналитические докладные
Цель – описание содержания проблемы, средств ее реализации, предполагаемых трудностей, путей решения данной проблемы.
Обучающимся на подготовку докладной дается неделя.
Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам
Коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой.
Существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.
Составление концептуальной карты
Карты иллюстрируют ассоциации обучающихся на заданные темы и помогают оценить степень их понимания важных взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе.
Данный вид работы производится там, где есть большой теоретический курс.
Концептуальные карты рисуются в форме диаграмм.
Написание проспектов
Обучающимся предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), описать цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему.
Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные и предлагается обучающимся ответить на вопросы и кратко изложить суть проблемы.
Обучающимся предлагается вести дневник по каждой теме либо проблеме, где отмечать, что они поняли, запомнили, и что им не ясно.
К достоинствам данного приема относится развитие навыка самооценки.
Портфолио
Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.
В портфолио могут входить одноплановые (контрольные, тесты), либо разноплановые материалы (домашние работы, тесты, выполненные в аудитории пятиминутные работы, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи работы обучающихся, проекты и т. д.).
« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир»