Особенности усвоения математического материала обучающимися c ограниченными возможностями здоровья.
Особенности усвоения математического материала обучающимися c ограниченными возможностями здоровья.
На современном этапе развития школы большое значение приобретает идея гуманизации образования. Основной целью образования становится не достижение обучающимися определенных знаний, умений и навыков, а обеспечение его индивидуального развития, внимание к его индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а формирование творческой личности. Гуманистическая направленность образования подразумевает реализацию в процессе обучения субъектно-субъектных отношений, целостного подхода к ученику как носителю физического, социального и духовного начал. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации. Одним из первых шагов в этом направлении стало усиление роли дифференциации в образовании. Проблемы дифференциации математического образования исследовали многие российские методисты: Глейзер Г.Д., Гусев В.А., Смирнова И.М. и др. При этом, в основном, речь шла об уровневой и профильной дифференциации, в качестве индивидуальных особенностей, в основном, рассматривались возрастные особенности и особенности темперамента, а также общие и специальные способности. Безусловно, это важные моменты, влияющие на процесс образования. Но кроме индивидуальных особенностей, характерных для данной группы людей (возрастной, социальной и т.д.), каждый человек имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности и свой субъектный опыт. Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям. В связи с этим становится актуальным применение в процессе обучения психологической дифференциации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности усвоения математического материала обучающимися c ограниченными возможностями здоровья.»
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа № 1».
Особенности усвоения математического материала обучающимися c ограниченными возможностями здоровья.
Учитель математики высшей категории :
Скопкарева Маргарита Николаевна
г. Барнаул, 2015г
На современном этапе развития школы большое значение приобретает идея гуманизации образования. Основной целью образования становится не достижение обучающимися определенных знаний, умений и навыков, а обеспечение его индивидуального развития, внимание к его индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а формирование творческой личности. Гуманистическая направленность образования подразумевает реализацию в процессе обучения субъектно-субъектных отношений, целостного подхода к ученику как носителю физического, социального и духовного начал. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации. Одним из первых шагов в этом направлении стало усиление роли дифференциации в образовании. Проблемы дифференциации математического образования исследовали многие российские методисты: Глейзер Г.Д., Гусев В.А., Смирнова И.М. и др. При этом, в основном, речь шла об уровневой и профильной дифференциации, в качестве индивидуальных особенностей, в основном, рассматривались возрастные особенности и особенности темперамента, а также общие и специальные способности. Безусловно, это важные моменты, влияющие на процесс образования. Но кроме индивидуальных особенностей, характерных для данной группы людей (возрастной, социальной и т.д.), каждый человек имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности и свой субъектный опыт. Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям. В связи с этим становится актуальным применение в процессе обучения психологической дифференциации. Учитывая познавательные стили каждого обучающегося необходимо организовывать индивидуальную работу, которая подразумевает использование карточек со специально подобранными для конкретного ученика заданиями, работу с моделями геометрических фигур для, задания творческого характера для "правополушарников", домашние задания, требующие длительного времени (например, подготовка сообщения на заданную тему) для "рефлексивных" учеников. У детей рефлексивного стиля на подготовительном, основном этапах и этапе первичного закрепления не стоит требовать активной работы и правильных ответов, предоставив им возможность привыкнуть к учебному материалу, осознать его специфику; постараться "рефлексивным" ребятам увеличить время для выполнения обучающих самостоятельных работ. Включая в учебный процесс индивидуальные задания, желательно учесть тот факт, что "кинестетикам" наиболее сложно работать с тестами, которые требуют выдать однозначный ответ ("да", "нет", число или номер ответа), не вдаваясь в процесс "как". В этой ситуации они теряют наибольшее количество информации. Для кинестетических учеников более подходящим является задание, требующее описать свой ответ.
При введении как алгебраического, так и геометрического материала следует выделять важные моменты цветным мелом для наилучшего визуального восприятия; все определения, правила, свойства и т.д., а также задачи желательно записать кратко на доске (или предложить ученикам посмотреть их в учебнике) и прочитать вслух, используя при этом дактиль .Если предлагаемое учителем задание записано на доске (в учебнике) для "аудиалов" необходимо прочитать его вслух. При закреплении учебного материала наоборот " аудиалам" надо выдавать карточки с заданием. В то время как для остальных учеников аналогичное задание учитель проговаривает вслух. Кроме того, если учебный материал еще недостаточно закреплен "аудиалы" с трудом справляются с задачами по готовому чертежу. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особенности психофизиоло- гических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых. Это обусловливает особенности преподавания, которые включают в себя коррекционную направленность обучения, использование сурдоперевода и специфических средств общения с глухими и слабослышащими школьниками, специфический выбор методических приемов в преподавании лицам с нарушением слуха. Известно, что математические знания имеют сложную структуру, которая состоит из ряда компонентов: количественных и пространственных представлений, эмпирических и научных понятий, знаков и символов, суждений, практических и интеллектуальных умений и навыков. К практическим умениям и навыкам можно отнести вычислительные, измерительные, изобразительные; к интеллектуальным - умение сравнивать, абстрагировать, обобщать и т.д. При подготовке к занятию и дозировании учебного материала необходимо учитывать характер формируемого понятия или умения, принимать во внимание конкретный уровень знаний, имеющийся у учащихся на каждом этапе, предусматривать контроль усвоения программы. Обязательными элементами каждого занятия при обучении всех учащихся являются название темы, постановка цели, сообщение и запись плана занятия, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности студентов и способов проверки усвоения материала. Наряду с этими элементами при обучении студентов с нарушением слуха необходимым компонентом занятий является словарная работа, т. е. работа по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих. Теоретическое занятие всегда начинается с актуализации знаний предыдущей темы. По указанию преподавателя ученики в течение 5-10 мин восстанавливают в памяти все основные определения, понятия, утверждения изученной темы. Затем проводится экспресс-опрос (форма может быть различной). Для глухих и слабослышащих, у которых слабо развита долговременная память, этот этап крайне необходим. Знакомство с новой темой необходимо начинать с введения терминов. Термин выписывается на доске и показывается дактильно, затем преподаватель объясняет его смысл и совместно с учениками (а если есть возможность, то и с участием сурдопереводчика) подбирает или придумывает жест, в наибольшей степени соответствующий смыслу данного термина. Далее преподаватель излагает основное содержание темы у доски или посредством компьютерных презентаций. Применение компьютера позволяет представить краткое изложение материала со схемами, графиками, рисунками и различными спецэффектами для лучшего восприятия. Такое повторение является естественным элементом учебного процесса для инвалидов по слуху, у которых образное восприятие гораздо эффективнее, чем восприятие однородного текста. Индивидуализация учебной деятельности обучающихся с нарушениями слуха, как отмечает А.Г. Зикеев , осуществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в познавательной деятельности, психофизических (в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы, а также использования дидактических и организационных средств. В плане использования дидактических средств это проявляется в правильном сочетании целей обучения и конкретных задач и способов действий, в контроле (самоконтроле) за конечным результатом на каждом этапе формируемых знаний и навыков. В организационном плане это выражается не только в уменьшенной наполняемости классов, групп, но и в различном, в зависимости от учебных задач, сочетании коллективной, групповой и индивидуальной форм учебной деятельности. Небольшая наполняемость (6-10 чел.) позволяет преподавателю перейти от отдельных приемов, способов, фрагментов индивидуального подхода к системе активной учебной деятельности, интенсивному развитию личности, реализации всех возможностей каждого ребенка. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Д.В. Чернилевский отмечает, что компьютерное средство обучения - это «средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности». На занятиях по математике может применяться различное программное обеспечение при изучении нового материала для его графической иллюстрации, при отработке элементарных умений и навыков, для диагностики качества усвоения материала, при самообучении, самосовершенствовании. Интерактивное изложение материала является одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения детей с нарушением слуха. Подготовка такого материала основана, в частности, на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, который отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного процесса и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. Использование развитых средств графики облегчает эту задачу. Компьютерные средства обучения позволяют: а) визуализировать изучаемый объект (например, графики функций, геометрические тела); б) развить определенный вид мышления (например, наглядно-образный, теоретический); в) осуществить контроль с обратной связью, диагностикой ошибок (представление на экране соответствующих комментариев) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности; г) формировать культуру учебной деятельности, информационную культуру. Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность ученика с нарушением слуха. Он освобождается от необходимости рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к преподавателю, получить требуемую информацию, в том числе относящуюся к способу решения поставленной им конкретной учебной задачи; избавляется от страха допустить ошибку, осознавая, что она будет исправлена и не вызовет отрицательной реакции учителя; получает возможность приобщения к исследовательской работе. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие не только привлекательным и по-настоящему современным, но и осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Внедрение информационных технологий в процесс обучения математике позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность школьников. Так, например, при изучении темы «Функция. Свойства функции» мы использовали компьютерные учебно- методические презентации, достаточное внимание уделяли решению графических задач, т.к. при обучении учеников с нарушением слуха опора на наглядные представления необходима в большей степени, она должна быть достаточно длительной и систематической. Сочетание наглядности с постановкой проблемных вопросов является эффективным способом активизации познавательной деятельности школьников, развития логико- математической составляющей мышления, проводился промежуточный контроль с последующей корректировкой на каждом этапе изучения данной темы: при усвоении понятий функции, области определения, множества значений, графика функции; при изучении свойств функции, построении графиков функций на основе анализа формулы и выделения элементарных преобразований. Маленькая наполняемость групп позволяет предлагать обучающимся в каждом случае индивидуальные задания. Такой подход к изучению темы дает хорошие результаты. Поиски пути совершенствования образования глухих и слабослышащих неразрывно связаны с разработкой методов и приемов интенсификации процесса обучения, направленных на повышение коммуникативных возможностей и дальнейшее развитие словесно-логического мышления данной категории обучающихся. Особое внимание при разработке системы образования для глухих и слабослышащих необходимо уделять выявлению и использованию их потенциальных возможностей. Вместе с тем следует заметить, что совершенствование общего и специального образования обучающихся с недостатками слуха требует дальнейших исследований по ряду важных вопросов, связанных с более разносторонним и углубленным изучением познавательной деятельности и самой личности неслышащих. Индивидуальное преподавание имеет несомненные преимущества перед школьным групповым именно в силу того, что принимаются во внимание все аспекты обучения. Перспективы любого ученика зависят, конечно, не столько от уровня знания, сколько от «обучаемости» ребенка. В математике это подразумевает прежде всего, способность запоминать необходимые приемы, умение воспроизводить их и использовать полученные знания на практике. Категория учеников, у которых с такими способностями все хорошо, а проблемы с успеваемостью существуют исключительно из-за нехватки знаний, практики решения задач – наиболее благодарная в плане «отдачи» от занятий. Сложнее бывает ситуация, если такие способности есть, но относительно блокированы, то есть причины с успеваемостью лежат не столько в знаниях, сколько в характере. Например, в слабой способности к сосредоточению, излишней медлительности, недостаточной мотивации к получению знаний или других характерологических особенностях. Понятно, что далеко не все из подобных проблем поддаются коррекции в результате индивидуальной работы на уроках и спрогнозировать результат в таких случаях сложнее. Но некоторые из этих проблем также вполне успешно решаются. Во-вторых, в процессе занятий ребенок получает важный для него опыт преодоления и разрешения трудностей. Если раньше в ответ на затруднения невозможно было получить разъяснения ни в учебнике, ни в процессе групповой работы учеников, то во время индивидуальной ребенок может получить ответ практически на любой вопрос о том, что не понял, и получает возможность во всем разобраться. Поэтому у детей, неуверенных в себе, постепенно исчезает страх перед предметом, ощущение скованности и некомпетентности. У детей с недостатками концентрации внимания (такая проблема встречается, к сожалению, очень часто) такая регулярная практика постепенно дисциплинирует и упорядочивает мышление. Психологи отмечают, что человек максимально усваивает 10 % того, что слышит, 50 % того, что видит, 90 % того, что делает сам. Поэтому я также учитываю на своих занятиях эти психологические аспекты. Искусство преподавания – это в первую очередь способность устанавливать надежный контакт с учеником, способность устанавливать надежный контакт с учеником, способность понимать и чувствовать его. На практике это реализуется в доступность объяснений и создает, творческую атмосферу на занятии. Мало блестяще знать свой предмет, надо уметь передать эти знания ученикам.
Вкратце поясню метод работы, который применяю я на своих уроках. Обычно действую по определенному плану:
I урок.
1.Проведение фонетической зарядки.
2. Объяснение материала.
3. Воспроизведение по памяти обучающимися нового материала, проверка усвоения.
4. Устное закрепление темы каждым учеником по очередности. (индивидуальная работа с каждым учеником)
5. Письменное закрепление темы каждым учеником под контролем учителя в форме зачета.
II урок.
6. Письменный опрос всех учеников по теме.
7. Контроль знаний в форме диктанта по вариантам с облегченными заданиями на выявление усвоения темы.
8. Письменное закрепление темы каждым учеником с пояснениями под контролем учителя.
Для более полного представления о таком методе приведу пример усвоения обучающимися темы «Распределительный закон умножения относительно сложения»:
Метод усвоения формул.
Основная цель урока: Умение применять распределительное свойство.
Объяснение: Запись на доске (a + b) * c = a * c + b * c
Чтобы умножить сумму на число, надо: умножить каждое слагаемое на это число и результаты сложить.
Например: 4 * (х + 3) = 4 * х + 4 * 3 = 4 * х + 12
Данное свойство позволяет избавиться от скобок.
Есть еще случай, когда удобнее применить распорядительное свойство; при умножении однозначного числа на двузначное или, например, на трехзначное при устном счете:
Например: 3*93=3*(90+3)=3*90+3*3=270+9=279.
46*6=40*6+6*6=240+36=276
Считаем в уме: 276
Устное закрепление:
Учителем предлагается каждому ребенку пример, записанный на доске для устного изложения ответа, например, если в классе 7 учащихся по ходу на доске комментируется решение учеником, а учителем ведется запись. Обращаем внимание на то, что между числом и скобкой, а также между числом и переменной знак умножения опускается.
Примеры разбираются сначала на раскрытие скобок в буквенных выражениях, затем разбираем примеры на выработку навыков устного счета.
Усвоение (проверка). Обучающиеся самостоятельно составляют подобные примеры и записывают решение в тетради.
Письменное усвоение:
На доске записывается перечень номеров из учебника (уровень А), которые нужно решить на уроке.
После решения каждого примера (или столбика, или строчки номера) ученик подходит с решением к учителю на проверку. Если решение верное, садится на место и продолжает выполнять задание по порядку. Если есть ошибки в решении или недочеты, со стороны учителя последует объяснение (репетиторская минутка).
Далее объяснение домашнего задания и в итоге называется оценка за всю работу на уроке.
II урок.
Одним из видов организации повторения изученного материала и контроля усвоения являются математические тесты, как форма контроля знаний. Традиционно, после изучения новой темы я провожу такие тесты и оценки учитываю при подведении итогов за урок. Заметила эта форма работы очень эффективная. Ученик настраивается на хороший результат. Тест провожу в два варианта, задания подбираю не на сложность вычислений, а на все возможные варианты усвоения темы. Проверку провожу сразу же. Таким образом, вырисовывается картина усвоения новой темы учениками по результатам тестов, обращаю на это внимание и если неудовлетворительных оценок много, последует повторное разъяснение материала. Задания для тестов составляю сама.
Письменное закрепление темы каждым учеником с пояснением.
Образец оформления задания показываю на доске, далее ученики самостоятельно выполняют перечень номеров из учебника.
Решение каждого примера ученик показывает учителю для зачета. Если решение верно, учитель ставит «+» напротив каждого примера. Когда происходит полное усвоение классом темы, в дальнейшем такая форма записи оформления решения упрощается.
Далее решаем примеры уровня B и уровня С.
На третьем уроке контроль осуществляется в форме теста и решение в упрощенном виде, либо другие формы работы можно применить.
Таким образом, происходит усвоение любой другой темы. При использовании такой формы работы, заметила, что ребенок стремится как можно больше решить, появляется соперничество и стимул в учебе, что сказывается, во-первых, положительным результатом, и во-вторых, охватом деятельности всех обучающихся в классе. Для самого учителя, это огромное напряжение, большая и трудоемкая работа. Такой индивидуальный подход облегчает во многом выполнять самостоятельно домашнее задание. Самостоятельное выполнение домашних заданий тренирует способность извлекать из глубин памяти нужную информацию, позволяет оценить насколько хорошо усвоен материал, позволяет преодолеть страх перед новыми задачами, развивает творческий подход к решению. В отношении письменного закрепления каждым учеником с пояснением, можно сказать, что таким образом невольно происходит запоминание формул. Ведь не секрет, что теоретически их сложно запомнить. А знание формул в полном объеме позволяет уметь решать по-настоящему сложные задачи, которые базируются на способности разглядеть в условии задачи возможность применения разнообразных формул, причем на несколько ходов вперед, это дает возможность мозгу сознательно и подсознательно оперативно перебрать множество вариантов и найти верный путь. Интуиция, озарение – то, без чего нельзя представить плодотворную научную деятельность, - крепится на подсознательном использовании ранее полученного опыта и накопленной информации.
Запоминание формул – это есть первоначальное накопление информации по теме, а решение задач с их применением – получение необходимого опыта, такие пояснения я всегда делаю своим ученикам. В процессе обучения я стараюсь показать им, что математика совсем не так сложна, как кажется на первый взгляд, и очень логична. Все в ней подчиняется довольно простым законам и аналогиям. Главное – научиться раскладывать кажущуюся очень трудной задачу на последовательность маленьких и простых шагов, выполнить которые по силам ученику. Планируя урок важно продумать, как ученики разноуровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, какие наглядные пособия нужно привлечь.
На уроках большое внимание уделяю работе с учебником. Работу с учебником я провожу почти на каждом уроке. Сначала это трудно. Дети не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником проводить систематически, то появляется результат – ребята особенно сильные, внимательно читают и быстро находят ответы на вопросы.
Например, ученикам первой группы даю задание с элементами исследования (7класс. Тема: «Треугольники»). «Может ли периметр треугольника равняться 217 см, если одна сторона равна 38 см, а вторая на 16 см больше? Подумайте, существует ли такой треугольник? Ученикам второй и третьей группы даю три стержня с соответствующими длинами сторон – модели отрезков, и предлагаю из этих отрезков построить треугольник. Как они не старались, но поострить не смогли.
Делаем вывод, почему не можем построить треугольник с такими длинами сторон. Ребята увидели, что одна сторона треугольника больше суммы двух других сторон, т.е 125 38+54. Затем первая и вторая группы выполняют работу по индивидуальным карточкам, а третья группа работает с учебником, отвечает на вопросы. Для развития интереса к учению я предлагаю обучающимся разноуровневые домашние задания, задания на выбор, задания творческого характера, например, придумать примеры своему соседу.
Зачёты провожу на спаренных уроках. Во время зачёта мне помогают ученики – консультанты – учащиеся первой группы. У них зачёт принимаю сама, а затем они помогают принимать зачёт ребят второй и третьей группы. Такая форма проведения позволяет детям «раскрыться», сравнивать и оценить свои знания и знания одноклассников. Немаловажную роль я отвожу на своих уроках в 8, 9 классах работе по тестам. При выполнении тестов ученики выполняют различные виды работ: выбор ответа, краткое решение, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка. Работу по тестам провожу дифференцированно, с целью подготовки к экзаменам. Задавая домашнее задание для обучающихся третьей группы, я даю консультацию. При составлении самостоятельных и контрольных работ учитываю степень сложности заданий. Обычно все варианты по трудности одинаковы, но внутри варианта задачи распределены по нарастанию сложности решения задач. Такие задания ставят учеников в равные условия. Формированию положительного отношения к учению способствуют разнообразные дидактически игры, которые применяю на уроке. Конечно, нельзя сказать, что работа в разно уровневых группах достаточна во всех отношениях, однако, в ней виден смысл. Появляется ответственное отношение к учёбе, повышается интерес к предмету. С целью углубления, расширение программного материала в 6-9 классах использую дополнительный материал из литературы (для ребят первой группы). Например, при изучении теоремы о сумме углов треугольника, кроме традиционного (доказательства в учебниках), предлагаю рассмотреть новые способы доказательства этой теоремы. У детей с разными учебными способностями переход от одного этапа к другому проходит не одновременно. Самое главное при этом не формализировать этот переход, так как индивидуализация учения – основное правило деятельности. Каждому ученику даётся возможность переходить из группы в группу на различных этапах урока. Важным условием считаю то, что на любом этапе учебной деятельности каждый ученик создаёт свою индивидуальную модель.
ЛИТЕРАТУРА 1. Методы повышения эффективности обучения и воспитания взрослых глухих: Сб. ст. / Под ред. А.П. Гозовой. Л., 1977. 2. Повышение эффективности обучения глухих школьников: Сб. науч. тр. / Редкол. А.Г. Зикеев и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. 176 с. 3. Жеребятьева Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучения математике глухих детей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 4. Совершенствование системы обучения и воспитания взрослых глухих в свете реформы школы: Сб. ст. / Под. ред. А.П. Гозовой. Л., 1988. 73 с. 5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 27 января 2008 г.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-matematike-gluhih-i-slaboslyshaschih-studentov#ixzz3iiEbfI6p