Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья "Проблемное обучение"»
2087016
4.Педагогическая статья
ФИО: Игумина Вера Николаевна Проблемное обучение
Возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. В отличии от ранее сложившихся подходов эта концепция принесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательных интересов, мышления и т. д.
Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция.
Психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Теория мышления С, Л, Рубинштейна была развита и конкретизирована его учениками и последователями : А. В. Брумлинским, А. М. Матюшкиным. К. А. Славской и др.
Проблемное обучение мы считаем ведущим элементом современной системы развивающего обучения. Включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно – воспитательного процесса в школе.
И в этом довольно пространном определении есть как достоинства, так и недостатки. В нем справедливо отмечается, что проблемное обучение представляет собой тип развивающего обучения, который включает в себя систему дидактических методов, построенных на основе принципа проблемности. Бесспорно и то, что в проблемном обучении происходит развитие творческих способностей учащихся в процессе усвоения ими научных понятий и способов деятельности. Вместе с тем определение перегружено ссылками на неспецифические для проблемного обучения особенности. Это, например, формирование мировоззрения или устойчивых мотивов учения (устойчивые мотивы учения могут быть и у самых закоренелых зубрил – дело ведь не в устойчивости, а в качественном содержании этих мотивов).
Наиболее удачным считается следующее определение: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действий, а через это – формирование творческих способностей; продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Традиционное и проблемное обучение резко отличаются друг от друга по схемам построения. Схема традиционного, информативного обучения: сообщение «готовых» знаний учителем и их усвоение учащимися путем копирования способов действий, тренаж этих способов в стереотипных ситуациях, в выполнении учебных заданий с использованием усвоенных знаний, где они окончательно и жестко закрепляются.
Схема проблемного обучения выглядит принципиально иначе: постановка учителем учебно – проблемной задачи, создающей у учащихся проблемную ситуацию; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная задача является единицей содержания проблемного обучения, а само это содержание - системой проблемных задач.
Учебно – проблемная задача (учебная проблема) содержит в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях как между собой, так и с наличными знаниями учащихся. Учебная проблема есть, по существу диалектическое противоречие предмета усвоения. При этом способ разрешения противоречия априорно учащемуся неизвестен.
Следующее базовое понятие теории проблемного обучения – проблемный вопрос. Проблемный вопрос, как и проблемная задача, является характеристикой объекта мышления. Но между ними есть и различие. Структуру проблемной задачи образуют три компонента: данные (условие), требование и искомое (неизвестное). Вопрос же, с одной стороны, может входить и в структуру проблемной задачи, с другой – выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа.
Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Проблемный вопрос учителя превращается в действенное средство развития творческого мышления учащегося лишь тогда, когда «принимается» последним как свой собственный. Еще более важное значение имеют проблемные вопросы, которые ставят сами дети. По этим вопросам можно судить не только о том, что ребенку неизвестно, но и о широте и глубине его наличных знаний (недаром говорят: каков вопрос, таков и ответ), а отчасти – и об уровне его умственного развития.
Проблемные задачи и проблемные вопросы порождают в сознании учащихся проблемные ситуации. Это также одно из основных понятий обсуждаемой теории. Иногда проблемная ситуация рассматривается как познавательное затруднение субъекта, преодолеть которое можно лишь путем поиска новых знаний.
Первичная проблемная ситуация возникает тогда, когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, еще не осознает его (по крайней мере полностью), хотя и испытывает при этом недоумение, удивление.
Вторичная проблемная ситуация имеет место там, где проблема осознана и четко сформулирована, то есть субъект видит, в чем состоит противоречие.
В понятии «способ разрешения проблемной ситуации» сконцентрирована специфика построения исследовательских и предметно преобразующих действий учащихся по усвоению программного материала. Способ разрешения проблемной ситуации должен характеризоваться необходимой мерой обобщенности с целью его применения для решения конкретных систем задач.
В проблемном обучении проектируется и достигается зона дальних результатов обучения – формируется система обобщенных способов решения проблемных задач, что закономерно приводит к универсализации творческих возможностей учащихся, а тем самым к их подлинному развитию.
Учитывая изложенное, мы видим необходимость во внедрении технологии проблемного обучения в образовательный процесс.
Не каждый урок можно начинать с создания проблемной ситуации, ведь много уроков, в содержании которых нет явных проблем. Но в математике есть несколько групп задач, которые помогают ввести урок проблему. В приложении приведены примеры таких задач.
Цель технологии проблемного обучения содействовать:
развитию у учащихся критического мышления, опыта и способов учебно – исследовательской деятельности;
возможности творчески осваивать новый опыт;
поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
В заключении можно сказать, что метод проблемного обучения является одним из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует активизации познавательной деятельности учеников, их учебным работам придает творческий характер. Создает благоприятные условия для индивидуального развития учеников, развивает их мышление.
Педагогические преимущества проблемного изложения знаний по сравнению с обычным информационно – сообщающим:
проблемное обучение делает изложение более доказательным (видно откуда взялась научная истина), а знания более осознанными и тем способствует превращению знаний в убеждения;
проблемное обучение учит мыслить научно, диалектически, дает учащимся эталон научного поиска;
проблемное обучение более эмоционально, а потому оно повышает интерес к учению.
Литература
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дополнительные главы к школьному учебнику, «Алгебра – 9» - М.: Просвещение, 1997
Мерлин А. В., Мерлина Н. И. Задачи по элементарной математике. Чебоксары: Изд – во ЧГУ, 1996
Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. Для учителя – М: Просвещение,1991
Дорофеев Г. В., Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Мищенко Т. М., Рослова Л. О., Суворова С. Б. Курс по выбору для 9 класса. «Избранные вопросы математики»\ Математика в школе № 10. 2003
Методические журналы, газеты, различные сборники, тесты