Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии. Проблема целесообразности применения»
Бурова Ольга Валерьевна, учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
Педагогические технологии. Проблема целесообразности применения.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современную школу нельзя представить без системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Перед современным учителем, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Для устранения однообразия образовательной среды, монотонности учебного процесса, повышения интереса к предмету, необходимо внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий. Среди всего многообразия совеменных педагогических технологий, в своей педагогической практике я применяю следующие:
Информационно – коммуникационные технологии
Проектные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Информационно – коммуникационные технологии
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использование тренинговых (тренировочных) программ;
— использование диагностических и контролирующих материалов, он- лайн тестовых систем для подготовки в ЕГЭ И ОГЭ;
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
— использование игровых и занимательных программ;
— использование информационно-справочных программ;
Использование средств ИКТ при обучении приводит к наполнению дидактических принципов новым содержанием.Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:
1) методически обоснованное использование средств ИКТ в ситуациях, когда они обеспечивают формирование знаний, умений и навыков, которые невозможно или достаточно сложно получить при традиционных технологиях обучения, т.е необходимо соблюдение принципа целесообразности;
2) наличие соответствующих изучаемой теме программ;
3) готовность учеников к работе с использованием компьютера.
Проектная технология
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На мой взгляд, метод проектов очень полезно применять на уроках обобщающего повторения. Тогда учебный проект выступает, как форма обобщения учебного материала, позволяя получить готовый дидактический продукт силами самих учащихся.
Например: урок математики 10 класс. Тема: «Решение тригонометрических уравнений».
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Организационно-
подготовительный
Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует способам решения тригонометрических уравнений) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах
Поисковый
Сбор, анализ и систематизация собранной информации о способах рещения тригонометрических уравнений, запись материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.
Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Итоговый
Оформление своего проекта, защита его
Оказывает помощь в оформлении
Рефлексия
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»
Оценивание каждого участника проекта.
В итоге общим продуктом деятельности всех участников и групп становится создание классификации способов решения тригонометрических уравнений.
Здоровьесберегающие технологи
Здоровье - это величайшая ценность человека. Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье». Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.
По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.
При организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:
- комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
-правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока ( оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся);
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
А может ли сам предмет «Математика» помочь здоровью? Надо сказать, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задач присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках.
Математическое представление проблемы сохранения здоровья учащихся в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья.
Рассмотрим некоторые задачи:
1. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?
2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?
3. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?
4. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
5. У французской актрисы Полет, жившей в начале 20 века, обхват талии составлял 33 см. Обхват талии самого тяжеловесного из ныне живущих американца Альберта Джексона составил 891% от обхвата талии актрисы. Какой длины рулетку придется использовать, чтобы наверняка найти объем его талии?
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.