kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение мнемотехники на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение мнемотехники на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение мнемотехники на уроках математики»

Применение мнемотехники на уроках математики

В математике встречаются понятия, правила, запоминание которых даже осознанное происходит тяжело. А между тем известно, что одна удачно подобранная фраза, различные мнемонические приёмы позволяют легко запомнить то, что требует усиленной работы памяти.

И здесь нам на помощь приходит мнемоника – искусство запоминания.

В современных условиях  возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии ( мы это все видим в программе «Удивительные люди»)

Школьники быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил и определений.

В 7-м классе вводятся понятия “медиана, биссектриса и высота треугольника”, но только биссектрису знает прочно не одно поколение школьников и их родственников. Почему? Всё очень просто! Потому, что “биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”.

МЕДИАНА – обезьяна, лазает по сторонам и делит их пополам.

Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации, пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЕГЭ.

 «Мама прилетела к гнезду, и она кормит каждого своего птенца».


Роль «мамы» – одночлен перед скобкой, а «птенцы» - это одночлены в скобках.

Дальше на уроках начало фразы «мама прилетела к гнезду…» настраивает школьников на правильное применение математического правила.

В 9 классе ученики начинают изучать тригонометрию. Синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы. Ученики с трудом запоминают эту тему.

А оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони. Протяните руку (любую) и разведите как можно сильнее пальцы (как на слайде). Оказывается между мизинцем и большим пальцем угол 90, между мизинцем и безымянным – 30, между мизинцем и средним – 45, между мизинцем и указательным – 60. И это у всех людей без исключения

Введем нумерацию пальцев:

мизинец № 0 – соответствует 0,
безымянный № 1 – соответствует 30,
средний № 2 – соответствует 45,
указательный № 3 – соответствует 60,
большой № 4 – соответствует 90.

Остается только запомнить формулу.

n – номер пальца


пальца

Угол

Значение

0

0

1

30

2

45

3

60

4

90

Конечно, значения sin α или cos α надо знать наизусть, но вдруг это правило поможет в трудную минуту.

Формулы приведения (Лошадиное правило).

 В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции (синус на косинус), смотрел на свою умную лошадь.  Она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/2 ± α (3π/2 ± α) или π ± α (2π ± α). Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ (вертикального диаметра окружности), то математик считал, что получен ответ «да, менять», если вдоль оси ОХ (горизонтального диаметра окружности), то «нет, не менять».

Это правило действовало, только для смены синуса на косинус и наоборот. Оставалось, только определить знак функции – это зависело от того в какой четверти располагалась это точка и  знака тригонометрической функции в той или иной четверти.

Применяя на уроках различные методы и приёмы, позволяющие сделать обучение простым и доступным для каждого ученика, мы развиваем ум учащихся, все эти приемы  помогают “учению с увлечением”, а значит, и успеху в учении. ( выход – некоторые темы вызвавшие  интерес  нашли продолжение в проектах, исследовательских работах учащхся)

Именно творчество в работе помогает и моему самовыражению в профессии.

Решение математических задач – это накопление опыта, овладение приемами деятельности, которые пригодятся нашим ученикам на других занятиях, в их взрослой жизни. Ведь, как бы жизнь сегодня, завтра, послезавтра ни сложилась, перед нами и нашими учениками будут вставать различные сложные задачи, а значит поиск способов и методов решения задач тоже продолжается.

 Ибо как  сказал  французский математик и астроном Лаплас «То, что мы знаем, - ограниченно, а то, что мы  не знаем, - бесконечно».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение мнемотехники на уроках математики

Автор: Болтенкова Раиса Дмитриевна

Дата: 03.01.2025

Номер свидетельства: 663009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства