Просмотр содержимого документа
«Применение образовательных технологий в образовательном процессе»
Применение образовательных технологий на уроках математики.
Цель современного образования – развивать и воспитывать в каждом ребенке личность, способную в дальнейшей самостоятельной жизни творчески подходить ко всем её проявлениям. Поэтому задача школы на современном этапе – формирование творческой личности. Поэтому современный учитель должен развивать способности каждого конкретного ребенка через систему развивающих заданий, участие в различных конкурсах и проектах. В математике задания на простое воспроизведение вытесняются заданиями, в которых применяются методы нестандартного мышления и творческого подхода. Ежегодно учащиеся принимают участие в математических конкурса, олимпиадах (Меташкола, международный конкурс «Кенгуру», общероссийская олимпиада «Олимпус», региональная дистанционная олимпиада «Олимпик» и т.д.). Результатом участия является повышения интереса к предмету и повышения качества знаний.
С внедрением ФГОС ООО в 5-6 классах большое внимание уделяется именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Методы и приёмы изучения результативности внеурочной деятельности характеризуются использованием различных методик, рекомендуемых для анализа внеурочной деятельности детей данной возрастной группы.
Для диагностики внеурочной деятельности как учителя предметника проводятся следующие методики:
Уровень мотивации учащихся 5-6 классов по математике. (Приложение 2)
Учащиеся 5-6 классов занятые внеурочной деятельностью (кружок «Живая математика») являются победителями и призерами не только олимпиад, проектов и конкурсов школьного уровня, но и всероссийского.
Конкуренция, соревновательность – это важнейший фактор развития личности. Такой опыт важен для их дальнейшей жизни. Соревнуясь, ребенок формирует собственное представление о своих возможностях и самоутверждается.
Донести знания до школьников, а также выявить, развить творческие интересы и способности, стимулировать его самостоятельную деятельность помогает применение технологии проектного обучения. В своей работе применяю уроки-проекты. Небольшие проекты на 2-3 урока дают возможность каждому ученику проявить свою творческую индивидуальность. Учащиеся с разным уровнем подготовки участвуют в проектной работе. Для домашней работы предлагаю учащимся творческие мини-проекты. Результаты работы оформляются в различной форме: газета, кроссворд, ребус, сказка и др. Возникший интерес и чувство радости у ребенка от выполненного задания – это и есть критерий успешной работы. Я думаю, что применение информационных технологий дает возможность не только заинтересовать и повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, но и делает возможным повысить свой интеллектуальный уровень не только ученику, но и учителю. Овладение новыми технологиями обучения требует от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию, к серьезной работе по преобразованию самого себя. Поэтому для самообразования принимаю участие в различных профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях.
Создавая комфортные условия для учеников для осуществления образовательного процесса, получаю максимально высокие результаты в обучении. Сочетая учебные и воспитательные цели с обучающими и развивающими на уроках и во внеурочное время реализую потенциал математики как предмета.
Приложение 1
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе.
Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
Опросный лист Анкета
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?......................................................................................................
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?...................................................................................................
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?.......................................................................................... После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных результатов
Кого выбирают
А…
Б…
В…
Г…
Д…
Е…
Ж…
З…
Кто выбирает
А…
Б…
В…
Г…
Д…
Е…
Ж…
З…
Общее число выборов (рейтинг)
Интерпретация полученных результатов
Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги; рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги; одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги; отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, они всегда называют фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.
Приложение 2
Условия для формирования мотивации учащихся 5-6 классов к учебно - познавательной деятельности
В качестве одного из средств формирования выбраны нестандартные математические задачи, которые в процессе обучения выполняют следующие дидактические функции: открытие новых (неизвестных ученику) знаний (установление существенных признаков понятий, выявление математических закономерностей, поиск доказательства математического утверждения и т.п.); углубление изучаемых знаний (выведение следствий из факта принадлежности объекта объему понятия, определение новых взаимосвязей между объектами, принадлежащими объему понятия и т.п.); систематизация изученных знаний (установление отношений между понятиями); - выявление взаимосвязей между математическими положениями, структурирование учебного материала и т.п.); обучение учащихся способам деятельности. Обучение поиску решения нестандартных математических задач организовано на основе свободного, осознанного выбора учащимися вида ориентировочной основы действия (алгоритмическое предписание, вопросно - ответная система, эвристическое предписание) и определять ее содержание и структуру с учетом уровней формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности (общепознавательный, познавательно- деятельностный, самообразования); Процесс обучения учащихся поиску решения нестандартных задач направлен на формирование каждого из компонентов мотивации к учебно-познавательной деятельности: продуктивного (формирование намерения учащегося проявлять поисковую активность по решению нестандартной математической задачи на основе актуализации познавательной потребности посредством создания проблемных ситуаций разного уровня сложности, описанных в нестандартных задачах), когнитивного (формирование положительного опыта самостоятельной поисковой деятельности по решению нестандартных математических задач на основе овладения обобщенным способам деятельности, приемами рационального эвристического поиска решения задачи и приемами организации познавательной деятельности), ценностно-волевого (развитие ценностных ориентаций учащихся, проявляющихся в их личностных позициях к учебно-познавательной деятельности). Нестандартные математические задачи задачи, для решения которых у учащихся в данный момент времени отсутствуют точно определенные операции и алгоритмы решения; задачи, поиск плана решения которых требует новых идей, неочевидных действий; задачи, решение которых предполагает интеграцию знаний из разных разделов курса математики; задачи, фабула которых отличается оригинальностью.
Результаты: Прослеживается положительная динамика выполнения заданий «особого характера» повысилась общая успеваемость увеличилось количество учащихся выбирающих дополнительные занятия по математике увеличилось количество участвующих в предметных конкурсах и олимпиадах.