Приоритетные направления и рекомендации по качественной подготовке к ЕНТ
Приоритетные направления и рекомендации по качественной подготовке к ЕНТ
ЕНТ позволяет провести государственную аттестацию качества знаний выпускников и учащихся общеобразовательных школ при помощи единых измерительных материалов. Контроль проводится в условиях, исключающих субъективизм при оценивании учебных достижений выпускников и позволяющих определить реальный рейтинг учреждений образования. Однако значительные различия между ожидаемыми и реальными результатами ЕНТ подчеркивают западающие звенья в системе работы учреждений образования, связанные с недостаточностью управленческих действий по повышению качества образования.
В виду того, что сохраняется конфиденциальность экзаменационных материалов (сборников тестовых заданий), выявить реальную причину низких результатов по предметам учебного плана очень трудно. Поэтому остается одна причина: педагогические кадры, работающие в средних школах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приоритетные направления и рекомендации по качественной подготовке к ЕНТ »
Приоритетные направления и рекомендации
по качественной подготовке к ЕНТ
ЕНТ позволяет провести государственную аттестацию качества знаний выпускников и учащихся общеобразовательных школ при помощи единых измерительных материалов. Контроль проводится в условиях, исключающих субъективизм при оценивании учебных достижений выпускников и позволяющих определить реальный рейтинг учреждений образования. Однако значительные различия между ожидаемыми и реальными результатами ЕНТ подчеркивают западающие звенья в системе работы учреждений образования, связанные с недостаточностью управленческих действий по повышению качества образования.
В виду того, что сохраняется конфиденциальность экзаменационных материалов (сборников тестовых заданий), выявить реальную причину низких результатов по предметам учебного плана очень трудно. Поэтому остается одна причина: педагогические кадры, работающие в средних школах.
Таким образом, на результаты ЕНТ влияет, прежде всего, качественный состав педагогов, системная работа по подготовке к ЕНТ, своевременная направленность на подготовку к предмету по выбору, создание измерителей обученности, продуктивное использование технологий дифференцированного обучения, создание мотивационных установок в образовательном процессе.
В работе по повышению профессионального мастерства учителей необходимо уделять особое внимание методике преподавания предметов в свете требований времени: усиление приемов дифференцированного обучения, с целью развития хорошо образованного, самостоятельно мыслящего, способного ориентироваться в ситуации выбора выпускника, что немаловажно при проведении технологии тестирования.
Поскольку подготовка к государственному контролю – это, прежде всего, плановая и систематическая деятельность всего педколлектива, результативность которой зависит от профессиональной компетенции педагога и преемственности преподавания предметов на разных стадиях обучения, планово проводить обучение педагогов технологии подготовки к ЕНТ, начиная со среднего звена.
Большое значение при подготовке к ЕНТ имеет материально-техническое и научно-методическое обеспечение образовательных учреждений.
Планирование деятельности по подготовке учащихся к ЕНТ представляет собой следующие этапы:
I. Диагностический этап:
1. Анализ результатов пробных тестирований с целью выявления «западающих звеньев» в отдельных темах.
2. Индивидуальная еженедельная работа:
а) консультирование по предметам;
б) собеседование;
в) контрольные срезы.
II. Практический этап:
а) работа по сборникам тестов;
б) по электронным тестёрам;
в) посещение факультативов и курсов по выбору, индивидуальных занятий;
г) пробная сдача ЕНТ
III. Контрольный этап.
а) контрольное тестирование по темам.
б) ведение коррекционной работы:
Проводится соответствующая работа с учащимися по трем уровням: с одаренными учащимися,
· средними и
· со слабоуспевающими;
· психологическая подготовка учащихся к снятию стрессовой ситуации;
· подготовка учащихся к обоснованным формам подачи апелляции в комиссию ЕНТ.
Тенденции в совершенствовании качества подготовки к ЕНТОбсуждение и выработка рекомендаций по актуальным проблемам повышения качества подготовки к ЕНТ преподавателями (собеседования, круглые столы, заседания МО и ШМО, семинары и т.д.)
· Обмен опытом по разработке и внедрению инновационных технологий в системе подготовки к ЕНТ
· Разработка методических рекомендаций по моделированию индивидуальной системы повышения качества подготовки к ЕНТ Разработка и апробация памяток, регулирующих определенные аспекты преподавания предметов и осуществления контроля за качеством подготовки к ЕНТ
· Разработка учебных курсов, направленных на подготовку
· Формирование учебного материала по проблемам подготовки к ЕНТ по предметам
· Информационная поддержка учителей предметников
Анализ качества и результативности организационной работы позволяет сделать выводы о складывающихся направлениях в работе организаций образования по подготовке выпускников старшей ступени к итоговой государственной аттестации и соответствии их подготовки государственным общеобразовательным стандартам.
Отделом образования обозначен круг сдерживающих факторов, повлиявших на результаты единого национального тестирования :
· неэффективная организация повторения программного материала в урочное время;
· преобладание в деятельности учителей репродуктивных методов обучения;
· необъективное выставление оценок,
· недостаточная организация индивидуальной работы с учащимися отсутствие дифференцированного подхода к учащимся при подготовке к ЕНТ;
· недостаточный уровень научно - теоретических знаний учителей в работе с одаренными и слабоуспевающими детьми;
· недостаточный уровень сформированности ОУУН и способов учебной деятельности у определенной категории учащихся;
· слабая аналитическая культура педагогов;
· недостаточная индивидуальная работа педагогов по подготовке к единому национальному тестированию претендентов на получение аттестата среднего общего образования «Алтын белгі» и аттестата с отличием;
причинами низких качественных показателей в учреждениях образования стали:
· отсутствие результатов в работе с учащимися, имеющими положительную мотивацию к обучению,
· необъективность выставления оценок учителями, вследствие чего идет завышение качественных показателей,
· недостаточная организация индивидуальной работы с учащимся.
Факторы, препятствующие повышению качества сдачи ЕНТ
1.Недостаточный уровень аналитической культуры учителя, слабая диагностико – аналитическая деятельность ЕНТ как отдельных педагогов, так и в рамках МО.
2.Отсутствие индивидуальной системы, недостаточный уровень научно - теоретических знаний учителей по педагогике и психологии в работе с одаренными и слабоуспевающими детьми.
3.Преобладание репродуктивных методов и форм обучения.
4.Недостаточный уровень эффективности применения педагогических инновационных технологий в учебном процессе, слабое информационное и техническое обеспечение процесса подготовки к ЕНТ;
5.Недостаточный рост мотивации непрерывного самосовершенствования, самореализации каждого учителя.
6. Слабая психологическая поддержка в организации и проведении ЕНТ.
Методические требования к составлению тестовых заданий. В соответствии с требованиями МОН РК тестовые задания для промежуточного государственного контроля должны отвечать следующим критериям:
· Задание должно быть закрытого типа.
· Задание должно быть составлено лексически и стилистически грамотно.
· Содержание задания должно полностью соответствовать стандарту образования, т.е. учебной программе и отвечать научности и достоверности.
· Правильность вариантов ответов не должна быть спорной (однозначно трактоваться всеми разрешенными МОН РК учебниками для общеобразовательных школ).
· Задание должно содержать только одну законченную мысль, вопрос задания не должен содержать вводные фразы, повторы и сведения, мало связанные с основным вопросом.
· Задание должно оценивать уровень владения материалом, а не выяснять мнение тестируемого по поводу изученного материала.
· В задании должен быть выдержан единый стиль представления, (ответ должен быть логическим завершением поставленного вопроса).
· Смыслом вопроса задания должен быть выбор единственного ответа на единичное требование.
· Информация, содержащаяся в вопросе тестового задания, должна быть достаточной, но не избыточной.
· Задание должно быть составлено с учетом нового научно-статистического материала; даты и цифры в правильном варианте ответа не должны вызывать никаких сомнений и взяты из учебника, рекомендованного МОН РК для общеобразовательных школ.
Рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ:
1.Организовать сопутствующее повторение с начала учебного года по темам с использованием банка тестовых заданий за несколько лет.
2. Закрепление и изучение нового материала по предмету также, используя банк тестовых заданий за несколько лет по изучаемым темам.
3. Обсуждение вместе с учителем задач повышенной сложности.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕНТ мы выделяем следующие составляющие:
· информационная готовность(информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
· предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
· психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕНТследующие:
· организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕНТ;
· мониторинг качества;
· психологическая подготовка.
1. Нормативно-правовые документы по ЕНТ И ПГК
Ø Документация по ЕНТ:
Ø Приказы МОН, ДО, РОО;
Ø Внутренние приказы по школе;
Ø Планы (здур, психолог. кл.рук) индивидуальный план с претендентом на аттестат особого образца
Ø График консультаций
Ø Правила проведения ЕНТ;
Ø Шкала перевода баллов;
Ø Документы по учащимся для базы данных ЕНТ.
2.Мониторинг
Ø Наличие рейтинга педагогов и учащихся по показателям ЕНТ: по результатам прошлых лет.
Ø Характеристика класса
Ø Результаты анкетирования учащихся (выбор предмета, выбор профессии, и т.д.)
Ø График проведения пробных тестирований
Ø Наличие результатов промежуточного тестирования, а также ВЫВОДОВ и РЕКОМЕНДАЦИЙ после каждого тестирования.
3. У педагога в папке «Подготовка к ЕНТ» рекомендуется иметь:
Ø Правила проведения ЕНТ;
Ø Характеристика класса по предмету
Ø План работы
Ø График консультаций
Ø Журнал учета посещаемости консультаций
Ø Наличие результатов промежуточного тестирования с поэлементным анализом и рекомендациями набор тестов и поэлементный анализ тестовых заданий по темам, сложности; ответы на нестандартные, сверхпрограммные вопросы; набор методов и приемов по подготовке учащихся к проведению ЕНТ (консультации, индивидуальные занятия, специальные задания и т.д.).
Ø Внедрение технологии индивидуальной траектории развития каждого школьника по каждому предмету.
4. Содержание стенда по подготовке к ЕНТ
Ø Правила проведения ЕНТ в текущем году
Ø План работы школы по подготовке к ЕНТ.
Ø Рейтинг педагогов и учащихся по результатам прошлых лет.
Ø График консультаций по подготовке.
Ø График и результаты предварительного тестирования.
Ø Советы психолога.
Ø Рекомендации по подготовке для учащихся.
Ø Рекомендации по подготовке для родителей.
«Утверждаю»
Директор школы_____________
Алимжанова Д.А.
План
мероприятий по подготовке к ЕНТ на 2015-2016 учебный год
Цель:
Обеспечение качественной подготовки учащихся к ЕНТ.
Задачи:
Информировать об изменениях в нормативно-правовых базах ЕНТ (учителей, учеников, родителей);
Усиление практической направленности обучения;
Систематическое использование тестового контроля знаний в учебном
процессе;
Вариативность методической практики по подготовке к ЕНТ.
Вид работы
Мероприятия
Ответственные
Сентябрь
Организационно-методическая работа
1. Утверждение плана по подготовке к ЕНТ на заседании при директоре.
2.МО «Организация работ по подготовке к ЕНТ»
Директор
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Нормативные документы
1.Приказ о назначении координатора по подготовке к ЕНТ.
2. Приказ о назначении ответственного за создание базы данных по подготовке к ЕНТ.
3. Приказ о создании комиссии по подготовке к ЕНТ.
Директор
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Работа с учащимися
1.Консультация учащихся.
2. Информирование о вопросах подготовки к ЕНТ:
- ознакомление с инструкцией по подготовке к ЕНТ;
- правила поведения на ЕНТ;
- инструктаж учащихся;
- сайты ЕНТ.
3.Проведение пробных тестирований.
Директор
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Работа с родителями
Проведение собрания для объяснения целей и особенностей проведения ЕНТ
Директор
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Работа с педагогическим коллективом
1.Заседание МО учителей предметников «Обеспечение готовности учащихся к выполнению заданий разных уровней сложности».
2.Создание пакета предложений по вопросам подготовки к ЕНТ.
ЕНТ координаторы,
педагог-психолог,
кл.руководитель
Октябрь
Организационно-
методическая работа
Подготовка информационного стенда "Единое национальное тестирование" для учащихся и родителей.
ЕНТ координатор
Работа с учащимися
1.Работа по тренировки заполнения бланков ЕНТ.
2.Консультация учащихся.
3.Пробное тестирование.
Учителя-предметники
координатор
Работа с родителями
1.Индивидуальная консультация по вопросам ЕНТ.
ЕНТ координатор
Работа с педагогическим коллективом
Работа с руководителями школы
ЕНТ координатор
Ноябрь
Нормативные документы
1.Создание электронной базы данных учащихся.
2. Сбор документов учащихся 11-х классов.
Сынып жетекшілері.
ЕНТ координатор
Работа с учащимися
1. Психологическая подготовка к ЕНТ.
2. Организация работы с заданиями разных уровней сложности.
3. Пробное тестирование.
Педагог-психолог,
учителя предметники
Работа с родителями
1. Консультация по вопросам ЕНТ.
ЕНТ координатор
Декабрь
Организационно-
методическая работа
1. Подготовка материалов для проведения родительского собрания.
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Нормативные документы
1. Провести анкетирование с выпускниками школы по выбору экзамена в виде ЕНТ.
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Оқушылармен жұмыс
1. Психологическая подготовка к ЕНТ.
2. Организация работы с заданиями разных уровней сложности.
3. Пробное тестирование.
Педагог-психолог,
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Работа с родителями
1. Родительское собрание «Психологические особенности подготовки к ЕНТ».
2. Разбор результатов пробных тестирований.
Педагог-психолог,
ОТЖ жөніндегі директор орынбасары
Работа с педагогическим коллективом
1. Контроль подготовки к ЕНТ.
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Январь
Работа с учащимися
1. Психологическая подготовка к ЕНТ.
2. Индивидуальная консультация учащихся.
3. Организация работы с заданиями разных уровней сложности.
4. Пробное тестирование.
Педагог-психолог,
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Работа с родителями
1. Консультирование и информирование по вопросам ЕНТ.
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Февраль
Организационно-методическая работа
1. Подготовка раздаточного материала для выпускников школы сдающих ЕНТ.
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Работа с учащимися
1. Консультация учащихся.
2. Организация работы с заданиями разных уровней сложности.
3. Пробное тестирование..
Учителя-предметники
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Нормативные документы
1. Приказ о назначении технического секретаря ЕНТ.
2. Подготовка документов для участия в ЕНТ.
Директор школы
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Март
Работа с учащимися
1.Пробное тестирование.
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Работа с родителями
1. Родительское собрание «О порядке проведения и подготовки к ЕНТ (нормативные документы, правила поведения при сдачи ЕНТ и т.д.)».
Зам.директора отв.ЕНТ
Кл.руководитель
Апрель
Организационно-методическая работа
1. Заседание при директоре «Организация аттестация выпускников школы в форме ЕНТ»
Директор школы
Нормативные документов
1. Приказ об утверждении списка учащихся сдающих ЕНТ.
2. Справка об итогах пробных тестирований.
3. Отчет об итогах пробных тестирований.
Директр школы
Координатр
Учителя-предметники
Кл.руководитель
Работа с учащимися
1. Пробное тестирование.
2. Анкетирование учащихся.
3. Мониторинг результатов пробного тестирования кандидатов на аттестат особого образца.
Директр школы
Координатр
Учителя-предметники
Кл.руководитель
Работа с родителями
1. Информирование родителей по итогам пробных тестирований .
Зам.директора
Кл.руководитель
Мамыр
Нормативные документы
1. Приказ о отправки учащихся 11-х классов на сдачу ЕНТ.
Директор школы
Работа с родителями
Родительское собрание:
1. О порядке окончания учебного года.
2. О влиянии результатов ЕНТ на выставление итоговых оценок.
3. О правилах принятия в ВУЗы и СЦОО.
Кл.руководитель
Июнь
Организационно-методическая работа
1. Совещание при директоре «Разбор итогов ЕНТ».
Директр школы
Координатр
Учителя-предметники
Кл.руководитель
Нормативные документы
1.ҰБТ-ны өткізу сапасы мен нәтижелері туралы анықтама дайындау.
2. ҰБТ нәтижелері бойынша есеп құру.
3.ҰБТ сертификаттары мен орта білім беру аттестаттарын беру.
ОТЖ жөніндегі директор орынбаса
График
дополнительных занятий по подготовке к ЕНТ по предметам