ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В МАТЕМАТИКЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В МАТЕМАТИКЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблемы развития познавательных способностей и логического мышления, при получении профессионального образования специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В МАТЕМАТИКЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.»
Проблемы развития познавательных способностей и логического мышления, при получении профессионального образования специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Компаниец Антонина Николаевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»
ст. Брюховецкая
В условиях современного общества от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.
Математическое образование необходимо как часть общей культуры для всех учащихся, а поэтому изучение математики в колледже в группах, готовящих квалифицированных специалистов на базе основной школы с получением среднего образования и специальности, является необходимым. Уровень математического образования, обеспечиваемый введением новых программ, становится одним из важных элементов подготовки учащихся к общественно полезной деятельности.
Проблема изучения математики в колледже непростая: в кратчайший срок, за полтора года, в отведенное по учебному плану время изучить программный материал в объеме математики 10-11 классов. Применять в профессии информационные технологии производственной деятельности, так как они:
- являются самыми эффективными носителями современных методов решения экономических задач;
- помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой.
И не только изучить, но и развить познавательные способности и логическое мышление, которые при переходе на дальнейшую ступень учебы будут сразу востребованы при изучении высшей математики в вузах.
Курс математики служит основой развития профессионально важных качеств каждого отдельного обучающегося и поэтому необходим групповой и индивидуальный подход в обучении математики для поднятия успеваемости слабых обучающихся и развития сильных. Необходимо обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей.
Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) – привить учащимся умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении междисциплинарных курсов и профессиональных модулей! Ведь успех изучения профессиональных модулей определяет, в конечном счете, качество подготовки специалиста, а улучшение качества подготовки будущих профессионалов – главная задача обучения, особенно в условиях жесткой конкуренции на рынке труда в настоящее время. Уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками напрямую влияет на дальнейшее трудоустройство и карьеру выпускника.
Обучение каждого обучающегося должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Именно поэтому в качестве основного пути осуществления обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.
Как решить эту проблему? Обычно выделяют три группы:
1 группа – обучающиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания. Это ученики с высоким темпом продвижения в обучении.
Задача: Глубина горного озера к началу лета была 60м. За июнь его уровень понизился на 15%, а в июле оно обмелело на 12% от уровня июня. Какова стала глубина озера к началу августа?
Решение:
60×15%= на столько понизилась вода.
60-9=51(м.) стала в конце июня.
51×12%===6,12(м.) снизилась в июле.
51-6,12=44,88(м.) стала в начале августа.
Ответ: 44,88м.
2 группа – обучающиеся, которые имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий, но затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий. Это ученики со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания преподавателя.
Решение:
1)60-0,15×60=60-9=51(м.) в конце июня.
2)51-0,12×51=44,88(м.) на начало августа.
Ответ: 44,88м.
3 группа – обучающиеся, которые имеют пробелы в знаниях программного материала. Они не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Это обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.
Решение:
1)100%-15%=85% остаток воды на конец июня.
2)60×0,85-60×0,85×0,12=51-6,12=44,88(м.) на начало августа.
Ответ: 44,88м.
Знание уровня знаний обучающихся, решает проблему развития познавательных способностей и логического мышления, помогает преподавателю в подготовке к уроку, позволяет заранее подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.
Групповое или индивидуальное обучение способствует кардинальному изменению не только сознания обучающегося, но и преподавателя. Оно вдохновляет педагогов на создание такого образовательного процесса, в котором обучающийся в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество. Применение группового и индивидуального обучения помогает обучающемуся достичь следующих целей:
Для первой группы:
Развивать обобщенный интерес к предмету;
Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;
Для второй группы:
Развивать устойчивый интерес к предмету;
Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
Развивать логическое мышление обучающихся;
Для третьей группы:
Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;
Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Таким образом, преподавание математики в колледже должно носить, прежде всего, прикладной характер, при этом необходимо постоянно использовать меж предметные связи, консультироваться с преподавателями.
Несомненно, кроме овладения рядом необходимых для дальнейшего обучения навыков и умений, изучение курса математики в колледже способствует формированию многих качеств математического мышления. Причем, этот процесс идет независимо от желания обучающегося, его математических способностей. Уже сам процесс знакомства с математическими определениями, аксиомами, теоремами, решение задач приводит к развитию аналитических способностей студентов, логики, общей математической культуры.
У обучающихся зачастую формируются неправильные представления о целях изучения математики, они считают ее «наукой для науки». На самом же деле применение математических методов в различных областях человеческой деятельности очень разнообразно, и знакомство учащихся с прикладной математикой является обязательным. Это приводит к необходимости сдвига акцентов в обучении. Математическое мышление имеет эмпирический и теоретический типы. Подлинное математическое мышление, которое проявляется в самостоятельном решении возникающих задач, является мышлением теоретического типа и имеет аналитический, планирующий и рефлексирующий уровни развития.
Как и всякая живая наука, математика постоянно развивается и обновляется. Изучение основ математики в современных условиях становится все более существенным для общеобразовательной подготовки студентов.
Список литературы
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
2. Н.А. Савченко, Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Электронный ресурс] // ttp://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211
3. Скаткин Л. Н. Обучение решению составных задач. М., 1963, 183с.