В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компитентность учителя.»
Муниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение
Злынковская основная общеобразовательная школа №2.
на тему:
Подготовила учитель
математики и информатики
КоваленкоА.П
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".
А.К.Маркова считает профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на
достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое
общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности
и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также
соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества - с другой.
Д.С.Савельев под профессиональной компетентностью подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи.
А.П.Акимов трактует профессиональную компетентность учителя как сумму знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой - в широком.
Н.В. Кузьмина понятие профессиональной компетентности связывает с определенной
областью деятельности педагога.
Таким образом, можно выделить несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя:
1. Процессуальный (Н.В. Кузьмина):
исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);
исследование деятельности учителя в ходе учебно-воспитательного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты),
исследование контрольно-диагностической деятельности учителя (рефлексивный компонент).
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока.)
2. Личностный подход (В.С.Шувалова, Е.ИРогов, Б.К.Ананьев, А.И.Щербаков и др.):
оценка знаний и умений учителя;
мотивационный компонент;
профессионально значимые личностные качества учителя.
Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя.
3. Процессуально-личностный (комплексный) подход (А.К. Маркова):
исследование педагогических (процессуальных) умений учителя;
исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности школьников).
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса; оценка и самооценка профессионально-значимых качеств личности учителя; диагностика результатов обучения.
4. Результативный подход-исследование результативности учебно-воспитательного процесса (И.Н.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В. Краевский):
степень усвоения учащимися содержания учебных программ;
приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в области данного учебного предмета;
изменение эмоционально-ценностных отношений учащихся к содержанию учебного предмета и деятельности в соответствующей области.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:
управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Профессиональная компетентность учителя - это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.
Значит под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Будем называть профессионально компетентным учителя, который на достаточно «, высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной кохмпетентности:
• самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное
саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Говоря.о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Важнейшей её характеристикой компетенции является «направленность на ученика». Педагогическая направленность учителя преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности максимальной самоактуализации его индивидуальности.