kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
как средство формирования  метапредметных и личностных результатов

В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают 
• деятельностный подход в обучении; 
• необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять; 
• знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов »


ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
как средство формирования метапредметных и личностных результатов

БухаринаГ.В.учитель математики МАОУ СОШ №5 г. Челябинска



«Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением». 
А. Дистервег 

В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают 
• деятельностный подход в обучении; 
• необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять; 
• знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. Проекты бывают социальные, межпредметные, предметные, по продолжительности – кратковременные, долговременные и мини-проекы. 
Предметный проект - совместная групповая работа по изучению нового материала урока или расширение знаний по какой-либо теме. 

На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить  о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Значит, особое место проектные задачи должны занять на переходе из начальной школы в основную школу, т. е. в 5 классе, как необходимое условие плавного перехода к проектным формам учебной деятельности в подростковой школе. В 5 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в начальной, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

  1. Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального “продукта”. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата, выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации.

Этапы проектной задачи:

1. Описание проблемной ситуации, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.

2. Формулировка детьми задачи по результатам разбора проблемной ситуации.

3.Выполнение предложенных технологических операций.

4. Подготовка и защита готового продукта.

5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Проектная задача является ступенькой к работе над проектами.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проект может быть индивидуальным, групповым. Проектная задача носит групповой характер При реализации проекта не задается порядок действий, с помощью которых будет достигнут результат. При реализации проектной задачи задается порядок действий с помощью которых будет достигнут результат.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский “продукт”.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи. На основании собранных данных делается общий вывод об уровне сформированности ряда умений и выстраивается коррекционная работа с классом или отдельными обучающимися по формированию тех или иных критериев:

  • “учебные умения” - критерии, отслеживающие сформированность образовательной инициативы, самостоятельности, ответственности;

  • “информационные умения” - умение работать с информацией, представленной в разном виде;

  • “коммуникативные умения” - умения вступать в коммуникацию для решения общей групповой задачи;

  • “личностные умения” - оценка отношений участника к себе, к другим, к проектной задаче;

  • “сфера произвольной регуляции” - оценивалось умение удерживать учебную задачу в течение определенного времени и решать ее.

Проектная деятельность позволяет:

1) детям:

  • получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;

  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

  • приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

  • приобрести навыки разновозрастного общения.

2) учителю:

  • отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся начальной школы;

  • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

  • органически сочетать “обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

  • вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе, в группе;

  • повышать открытость образования через приобщение родительской общественности к работе в позиции “экспертов-наблюдателей”;

        Предпочтение этому методу отдается по ряду причин:

- Его можно использовать в работе на разных этапах обучения по разным УМК,

сохраняя при этом методическую концепцию авторов программ и учебников.

- Этот метод гуманистический. Он обеспечивает не только успешное усвоение

материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их

самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу.

- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за

совместную работу, умение работать в команде.

- Развивается внутренняя познавательная мотивация, что подтверждается

возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом.

- Работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и

способностям учащихся (не только одарённые дети стали интересоваться работой над

проектом, но и те, кто учится с трудом. Участие в проекте, пусть даже на вторых ролях,

повышает их самооценку).

- Развивается творческий потенциал учащихся  различных уровней развития.

- Расширяется общий кругозор школьников и развивается их коммуникативная

культура.

Некоторые проектные задачи переросли в учебно - исследовательские работы, которые были представлены на школьном НОУ, где получили положительные отзывы. Это доказывает, что проектная задача может стать стартовой точкой проектной деятельности и развития творческого потенциала учащихся.

Итак, проектная задача  для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования УУД школьников. Появление проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Автор: БУХАРИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ."
    ["seo_title"] => string(108) "rol-zaniatii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-dostizhienii-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162263"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Учебный проект как средство достижения  метапредметных результатов младших школьников "
    ["seo_title"] => string(99) "uchiebnyi-proiekt-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "231467"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442506261"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Достижение планируемых результатов по химии: предметных, метапредметных, личностных"
    ["seo_title"] => string(80) "dostizhenie_planiruemykh_rezultatov_po_khimii_predmetnykh_metapredmetnykh_lichno"
    ["file_id"] => string(6) "477685"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536828390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства