ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
как средство формирования метапредметных и личностных результатов
В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают
• деятельностный подход в обучении;
• необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять;
• знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов »
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов
БухаринаГ.В.учитель математики МАОУ СОШ №5 г. Челябинска
«Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег
В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают • деятельностный подход в обучении; • необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять; • знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. Проекты бывают социальные, межпредметные, предметные, по продолжительности – кратковременные, долговременные и мини-проекы. Предметный проект - совместная групповая работа по изучению нового материала урока или расширение знаний по какой-либо теме.
На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Значит, особое место проектные задачи должны занять на переходе из начальной школы в основную школу, т. е. в 5 классе, как необходимое условие плавного перехода к проектным формам учебной деятельности в подростковой школе. В 5 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в начальной, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Проектная задача –это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального “продукта”. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата, выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации.
Этапы проектной задачи:
1. Описание проблемной ситуации, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.
2. Формулировка детьми задачи по результатам разбора проблемной ситуации.
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Проектная задача является ступенькой к работе над проектами.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проект может быть индивидуальным, групповым. Проектная задача носит групповой характер При реализации проекта не задается порядок действий, с помощью которых будет достигнут результат. При реализации проектной задачи задается порядок действий с помощью которых будет достигнут результат.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский “продукт”.
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи. На основании собранных данных делается общий вывод об уровне сформированности ряда умений и выстраивается коррекционная работа с классом или отдельными обучающимися по формированию тех или иных критериев:
“информационные умения” - умение работать с информацией, представленной в разном виде;
“коммуникативные умения” - умения вступать в коммуникацию для решения общей групповой задачи;
“личностные умения” - оценка отношений участника к себе, к другим, к проектной задаче;
“сфера произвольной регуляции” - оценивалось умение удерживать учебную задачу в течение определенного времени и решать ее.
Проектная деятельность позволяет:
1) детям:
получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
приобрести навыки разновозрастного общения.
2) учителю:
отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся начальной школы;
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать “обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе, в группе;
повышать открытость образования через приобщение родительской общественности к работе в позиции “экспертов-наблюдателей”;
Предпочтение этому методу отдается по ряду причин:
- Его можно использовать в работе на разных этапах обучения по разным УМК,
сохраняя при этом методическую концепцию авторов программ и учебников.
- Этот метод гуманистический. Он обеспечивает не только успешное усвоение
материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их
самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу.
- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за
совместную работу, умение работать в команде.
- Развивается внутренняя познавательная мотивация, что подтверждается
возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом.
- Работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и
способностям учащихся (не только одарённые дети стали интересоваться работой над
проектом, но и те, кто учится с трудом. Участие в проекте, пусть даже на вторых ролях,
повышает их самооценку).
- Развивается творческий потенциал учащихся различных уровней развития.
- Расширяется общий кругозор школьников и развивается их коммуникативная
культура.
Некоторые проектные задачи переросли в учебно - исследовательские работы, которые были представлены на школьном НОУ, где получили положительные отзывы. Это доказывает, что проектная задача может стать стартовой точкой проектной деятельности и развития творческого потенциала учащихся.
Итак, проектная задача для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования УУД школьников. Появление проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень.