kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одарёнными и мотив учащихся по повышению качественного образования в школе. Система работы учителей по подготовке к интеллектуальным конкурсам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад. Работа с одаренными и мотив учащихся по повышению качественного образования в школе. Система работы учителей по подготовке к интеллектуальным конкурсам. Играет большую роль в обучении. Т.к. мотивация является одной из важнейших проблем современногог образования, т.к. именно она ответственна за активную позицию ребенка в обучении и личностом развитии и способствуют повышению качества образования. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства мотивирующими факторами, которые обеспечивают качество образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными и мотив учащихся по повышению качественного образования в школе. Система работы учителей по подготовке к интеллектуальным конкурсам. »

Қарақоға орта мектебі

Карагугинская средняя школа









Работа с одарёнными и мотив учащихся по повышению качественного образования в школе. Система работы учителей по подготовке к интеллектуальным конкурсам.






Мұғалім:КравченкоН.И.

Учитель:Кравченко Н.И.









2014-2015 уч. год

Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика

нет желания учиться

 Л.Выготский


Мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как именно она ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии и способствует повышению качества образования. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими  активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования. Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающегося и педагога, спецификой учебного предмета. Учет уровня развития учебной мотивации в педагогической деятельности, владение приемами и методами формирования мотивационной сферы обучающихся позволит учителю избежать многих проблем и трудностей в учебно – воспитательном процессе.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто  учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

На основе проведенной диагностики учебной мотивации школьников в 5-х, 10-х и 11-х  классах было выяснено, что в 10-11 классах на 1 место было поставлено профессионально-жизненное самоопределение (88%), т.е.  учащиеся обращают внимание в основном на те предметы, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности, так как считают, что без хорошего образования не смогут получить достойную работу, добиться жизненного успеха. На 2 месте – коммуникативные мотивы (84%), т.е. в школе преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение, хотя считают, что успехи в учебе – немаловажная основа для уважения и признания в классе. На 3-м месте – эмоциональные мотивы и мотивы саморазвития (83%). Опрошенные считают, что должен нравиться учитель, для того, чтобы учить предмет.Учащиеся также понимают важность 1 знаний, так как по их мнению знания развивают ум, смекалку, сообразительность и помогают стать интересным и культурным человеком. На 4 месте – позиция школьника. 80% баллов было отдано тому, что хорошо учиться, посещать школу – гражданская обязанность. 78% отдано познавательным мотивам. Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать  ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать».

Диаграмма 1.

Учащиеся также  считаютчто мотивами,  побуждающими к учебной   деятельности являются:

  • Групповая работа на уроке

  • Хорошая оценка

  • Интерес к предмету

  • Личность учителя

  • Похвала родителей, учителей

  • Практическая направленность знаний

Мотивации познавательной учебной  деятельности можно выбрать интерес к предмету.

Таким образом, на именно познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами”:– он в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию  учения, ясно понимается;

– он более доступен для наблюдения, его легче обнаружить, вызвать;

– он не обособлен от других мотивов.

Взаимосвязь мотивации учения и познавательного интереса подчеркивается многими авторами. Отмечается, что интерес является одним из мотивов учения, компонентом учебной мотивации. Его же можно считать проявлением познавательных мотивов. Более того, в повседневной жизни и в профессиональном  педагогическом общении термин “интерес” часто используется как синоним учебной мотивации. И.А.Зимняя объясняет такое смещение понятий тем, что:

1.Именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации.

2.Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы».

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся можно рассмотреть различные аспекты в структуре познавательного интереса.

Их можно выделить три:

1) познавательный интерес как стимул, средство обучения;

2)познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

3)познавательный интерес как устойчивая черта личности.

 В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, при структурировании лично ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения:

Приведу пример:  при введении понятия арифметической прогрессии предлагаю учащимся решить задачу

Даны 3 последовательности

  • 3,9,15,21, (…),…

  • (…),4,7,10,…

  • 5,(…),19,26,33,(…),…

1.Угадайте, какое число пропущено в каждой последовательности?

2.Напишите, по какому закону они составлены ?

3. Подберите подобную последовательность.

И в ходе решения данной задачи с учащимися вводится понятие арифметической прогрессии

5.Применение различных технологий, в том числе и ИКТ технологий.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный

Как я применяю  ИКТ?

1.Тему урока представляю  на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, изучаемой темы.

2.Использую созданные специально для конкретных уроков презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет  после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме

4. Для контроля знаний

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам

Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Считаю, что повышение учебной мотивации является средством повышения познавательного интереса учащихся, а в целом качества образования.

Учащиеся 5-7 классах увлекаются играми, в которых есть тайна или нужно

сделать открытие, что-то найти, поэтому в игровые ситуации я стараюсь закладывать элементы романтики, совместного поиска, самостоятельной

творческой работы.

В своей педагогической работе я обращаюсь к играм на уроках-путешествиях, уроках-лабиринтах, уроках-сказках, КВНах и т.д, а так же на различных этапах традиционных классических уроков: при закреплении нового материала, повторении и обобщении раннее изученного. Такие игры как «Назови число», «Считай», «Считай – не зевай!», «Найди число», «Вставь слово» способствуют формированию у детей вычислительных навыков, развитию логического мышления. Данная технология, на мой взгляд, создает особый тип заимоотношений между учителем и учащимися – партнерский. Конечный успех любой игры зависит от ее организации. втором звене (8-9кл) акцентирую внимание на технологию дифференцированного подхода обучения математике. Проблема дифференцированного подхода не является новой для современной школы. Однако выдвижение и развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что перед различными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно-условленного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе выделяю две группы учащихся: группу базового уровня; группу повышенного уровня.

При этом стараюсь создавать условия для учащихся, чтобы они могли успешно действовать в ситуации выбора, например, при выполнении самостоятельной работы .

Конечно, состав группы не может быть застывшим, любой ученик из группы базового уровня может перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал, и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может быть переведен в группу базового уровня, если он имеет пробелы в знаниях или не справляется с темпом продвижения группы.

Дифференцированный подход стараюсь осуществлять на определенных этапах урока. Так, например, на этапе введения нового материала (понятия, свойства, алгоритма), работаю со всем классом без деления его на группы. Но, после того, как несколько упражнений выполнено поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, при структурировании лично на доске, предлагаю учащимся приступить к дифференцированной самостоятельной работе, ее особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задание, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи. Индивидуальная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому я, прежде всего, выясняю индивидуальные способности каждого ученика, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся я использую дидактический материал, карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый учащийся выполнял свое индивидуальное задание. Карточки-задания для практической работы по возможности стараюсь пользовать на каждом уроке. Особое внимание при использовании дифференцированного подхода акцентирую на подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме. Составляя самостоятельно варианты контрольных работ в новой форме

Без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на уроке математики в старших классах бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, я на своих уроках, стараюсь развить у учащихся интегральную способность решать возникающие проблемы.

С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих 6 решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения.

Главные цели проблемного обучения, которые я решаю на уроках математики в старших классах: развитие мышления и способностей учащихся, развитие усвоение учащимися знаний, умений итворческих умений; добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального проблемного мышления.Проблема, поставленная перед учащимися на моих уроках, выглядит и как теоретическая, и как практическая. Постановка теоретической проблемы основывается на некоторых общих положениях, известных учащемуся и отправляется от них. Она заключается в том, чтобы раскрыть общие положения, обосновывающие те действия, которые приобретаются учащимися, или те факты, которые необходимо объяснить на понимание новых фактов, или обоснование нового действия. При постановке практической проблемы учащиеся сталкиваются с некоторым «интеллектуальным» препятствием, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия. При этом возникает необходимость найти новый способ, соответствующий заданным условиям выполнения задания. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия, решение проблемы включает творческого мышления. Проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимостью применять общие законы развития к объяснению конкретных явлений, и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем – под руководством учителя коллективный анализ результатов выполнения работ.

В своей педагогической деятельности выделяю четыре типов уроков,

на основании метода обучения и соответственной деятельности учителя:

проблемное изложение;

эвристическая беседа;

частично-поисковый;

урок-исследование.

На уроках с проблемным изложением я ставлю проблему, и сама ее решаю, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для заинтересованности учащихся чаще всего перед объяснением предлагаю какое-либо занимательное задание. Эвристическая беседа проводится посредством решения одной или нескольких задач проблемного характера.

Частично-поисковый или исследовательский урок проводится как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Например, при изучении темы: «Корень n степени» в 11 классе для предупреждения ошибок, которые учащиеся часто допускают в данной теме: по аналогии со свойством корня n степени из произведения часто пишут: Дифференцированный подход стараюсь осуществлять на определенных этапах урока. Так, например, на этапе введения нового материала (понятия, свойства, алгоритма), работаю со усвоение учащимися знаний, умений итворческих умений; добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в всем классом без деления его на группы. Но, после того, как несколько упражнений выполнено на доске, предлагаю учащимся приступить к дифференцированной самостоятельной работе, ее особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задание, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи. Индивидуальная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому я, прежде всего, выясняю индивидуальные способности каждого ученика, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся я использую дидактический материал, карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый учащийся выполнял свое индивидуальное задание. Карточки-задания для практической работы по возможности стараюсь пользовать на каждом уроке. Особое внимание при использовании дифференцированного подхода акцентирую на подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме. Составляя самостоятельно варианты контрольных работ в новой форме.

Без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на уроке математики в старших классах бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, я на своих уроках, стараюсь развить у учащихся интегральную способность решать возникающие проблемы.

С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, при структурировании лично ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения.

Главные цели проблемного обучения, которые я решаю на уроках математики в старших классах: развитие мышления и способностей учащихся, развитие результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального проблемного мышления. Проблема, поставленная перед учащимися на моих уроках, выглядит и как теоретическая, и как практическая. Постановка теоретической проблемы основывается на некоторых общих положениях, известных учащемуся и отправляется от них. Она заключается в том, чтобы раскрыть общие положения, обосновывающие те действия, которые приобретаются учащимися, или те факты, которые необходимо объяснить на понимание новых фактов, или обоснование нового действия. При постановке практической проблемы учащиеся сталкиваются с некоторым«интеллектуальным» препятствием, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия. При этом возникает необходимость найти новый способ, соответствующий заданным условиям выполнения задания. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия, решение проблемы включает творческого мышления. Проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимостью применять общие законы развития к объяснению конкретных явлений, и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем – под руководством учителя коллективный анализ результатов выполнения работ. В своей педагогической деятельности выделяю четыре типов уроков, на основании метода обучения и соответственной деятельности учителя:

проблемное изложение;

эвристическая беседа;

частично-поисковый;

урок-исследование.

На уроках с проблемным изложением я ставлю проблему, и сама ее решаю, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для заинтересованности учащихся чаще всего перед объяснением предлагаю какое-либо занимательное задание.

Эвристическая беседа проводится посредством решения одной или нескольких задач проблемного характера.

Частично-поисковый или исследовательский урок проводится как при 9

изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и

проверки знаний учащихся.

Например, при изучении темы: «Корень n степени» в 11 классе для предупреждения ошибок, которые учащиеся часто допускают в данной теме: по аналогии со свойством корня n степени из произведения часто пишут:

√x+y =√x+√y

и т.п.. Опасность неоправданной аналогии доказывается с использованием контрпримеров, которые учащиеся могут найти сами. Но осознание необходимости привести контрпримеры не возникает само собой. К этой мысли нужно подтолкнуть учащихся. Поэтому предлагаю учащимся следующую проблему: как выяснить существует ли свойство корня n степени из суммы; из разности? А вот при изучении темы «Показательная и логарифмическая функция» в 11 классе предлагаю проблему – выясните экспериментально: существует ли логарифм суммы и

разности.Таким образом, проблемное обучение, как процесс предполагает:

создание проблемной ситуации;

выход из нее, то есть решение проблемы.

В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит мне как учителю, я должна заинтересовать, увлечь учащихся работой. Так, например, при решении задачи наиболее активной становится деятельность учеников, я как учитель только направляет и корректирует их мыслительные усилия. Результативность опыта

Работа над проблемой использования личностно ориентированного подхода в обучении математике дает свои положительные результаты: за 3 года обучения повышается не только уровень мотивации к предмету математика, но и в тоже время растет качество знаний и уровень обученности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия.

При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими учащимися. Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.

Затем работать в трех направлениях:

I - разноуровневый подход к детям.

Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.

I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем. (оценка “3”).

II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”).

III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка “5”).

Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

II - обучение самостоятельной работе.

Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.

III -обучение исследовательской работе.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные(т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания Использование являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)

Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.

Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов). Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д. Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.

В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно. Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:

  • логические задачи,

  • математические ребусы,

  • инварианты,

  • принцип Дирихле,

  • геометрические задачи (на разрезание и др)


  • арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное времяготовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педаг работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет.

Для того чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна необходимо выделять дополнительные часы для работы с сильными учащимися (факультативы, индивидуально-групповые занятия и т.д.).

Получив 5 класс, я, как и все учителя, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. «Примеряя» образовательные технологии, начинаю работу с этими детьми в математическом направлении на уроках и во внеурочное время. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, вижу - все дети, в основном, способные в той или иной области. Шалва Амонашвили говорил: « В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...». Используя современные и традиционные загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем. В уголке «Задача недели» помещаются олимпиадные задачи для самостоятельного решения. На специальном уроке мы заслушиваем решения этих задач, выбирая оптимальные способы. Для подбора задач используется сайт http://iclass.home-edu.ru. , где организована работа в трёх направлениях: решение задач повышенной трудности, дополнительное изучение внепрограммного материала и погружение в математические игры. применяется материал сайта «Математическая игротека» http://iclass.home-edu.ru.

Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной форме или интерактивным уроком: «Крестики-нолики», «Морской бой», «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности.
Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, дистанционных олимпиадах. В международном математическом конкурсе «Кенгуру», республиканском конкурсе «Ак-бота»,заочной дистанционной республиканской олимпиаде  « Парасат Керуені» Принимали участие в республиканском конкурсе «ФизМат»,дистанционной областной олимпиаде по математике.

Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихсяявляется одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем информационные технологии. На мой взгляд, наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты. Мечта для учителя, чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования. Хочется перечислить несколько удачных тем исследовательских работ по математике, которые разрабатывали мои ученики:

  • «Различные методы решения систем линейных уравнений»

  • «Теория графов»;

  • «Циклоида» ;

  • «Многогранники вокруг нас».

Начали работу над темой «Координаты в жизни человека».В старших классах веду прикладные курсы «Процентные расчёты на каждый день» , « Практикум по решению задач».В прошлом учебном году много времени уделяла подготовке учащихся к ЕНТ. Средний бал по математике 15,67, средний районный 11,42, Была проведена работа с поступающими в Россию, в высшие учебные заведения, где сдавалась математика, поступило5 человек, причём трое сразу поступили в несколько Вузов и имели право выбора .

Методическая тема над которой я работаю «Интеграция на уроках математики с целью развития логического мышления». Связь математики с другими предметами, с жизнью привлекает учащихся , появляется интерес к предмету. Приведу несколько задач

1.Между электрическим столбом и зданием натянут кабель. Расстояние между зданием и столбом равно 10 метров, высота столба 8 м, а высота здания 4 м. Найдите длину электрического кабеля.

Ответ: ≈11м.

2.Из свинцового шара радиуса 10 мм делают цилиндрический диск толщиной 3 мм. Каков диаметр диска?

Ответ: ≈42мм.

3.Сколько квадратных метров жести пойдёт на изготовление водосточной трубы длиной 6м и диаметром 22см если швы прибавляют 3 % площади поверхности трубы?

Ответ: ≈4м2

4.Хватит ли 8500м2 изоляционной ленты для двукратного покрытия ею километра газопровода диаметром 1420мм?

Ответ: не хватит 14.

5.Конусообразная палатка высотой 4м с диаметром основания 6м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку?

Ответ: ≈50,3 м2 .

6. Сколько краски потребуется для покрытия фронтона дома с двух сторон? Крыша двускатная. Ширина дома 12 м., расстояние от конька крыши до кирпичной кладки стен 2 м. Расход краски на 1 кв. м. 300 грамм.

Ответ: 6 кг.

7.Угольный пласт обычно залегает так, что его верхняя граница (конечно в грубом приближении) представляет собой часть плоскости Какое наименьшее число скважин следует пробурить, чтобы определить, как расположен пласт?

Ответ:3.

8.Одному ученику в столовой на завтрак дают 20г сливочного масла. В школе 320 учеников. Сколько молока должно быть надоено на ферме, чтобы получить нужное количество масла? Молоко даёт 25% сливок, сливки дают 20% масла.

А) 135 кг В) 129кг С)130 кг Д)128 кг.

Ответ: Д.

9.По итогам работы за год фирма получила 16 млн тг прибыли. Правление фирмы решило выделить на выплату дивидендов акционерам 25% от прибыли. Известно, что акционеры владели 8 000 акций стоимостью 1000тг каждая. Какую сумму дивидендов получит на каждую акцию акционер фирмы?

А) 1000тг В) 500тг С) 800тг Д) 700тг

Ответ: В.

10.Масса одной пчелиной ноши нектара около 6мг.Сколько вылетов должна сделать пчела, чтобы накопить 100гр мёда?

А) 2000 В)3000 С)1500 Д)2100.

Ответ: А.

11.При помоле ржи получается 6 частей муки и 2части отходов. Сколько муки получится из 2т ржи?

А)1,6 т В)1,5 т С)1,8т Д)1,7т

Ответ: В.

12.Деревянный окрашенный куб с ребром 5 см распилили на кубики со стороной 1 см сколько окажется кубиков с одной окрашенной гранью?

А) 36 В) 18 С)20 Д)32

Ответ: А.

13.Где получена большая процентная концентрация: а) при растворении 20гр соли в 75гр воды или в) при растворении 40гр соли в 90гр соли? 14

А) а в В) а

Ответ: В.

14.Во сколько раз лестница на 5 этаж дома, больше лестницы на 2 этаж этого дома?

А) 5 В) 4 С)3 Д)2

Ответ: В

15.Три девочки собирали ягоды для компота. Одна собрала 2 кружки ягод, вторая 1 кружку, а третья не собирала, а только кушала ягоды. Готовый компот пили поровну. Третья девочка говорит: «Спасибо за компот! И вот вам задача: я даю вам 5 конфет. Как поделить эти конфеты в соответствии с вашим вкладом в мою порцию компота?»

Ответ: Первой девочке все 5 конфет.

16.У котят утят 44 ноги и 17 голов. Сколько котят и сколько утят?

А) 5 котят и 12 утят В) 13 утят и 4 котенка

С) 6 котят и 11 утят Д) 11 котят и 6 утят

Ответ: А.

17. Матери и дочери вместе 62 лет. Дочь родилась когда матери было 22 года. Каков возраст матери и дочери?

А) 42 и 20 В)45 и 17 С)40 и 22 Д)43 и 19

Ответ: А.

18.Тетрадь, ручка, карандаш и книга стоят вместе 370тг. Тетрадь, ручка и карандаш стоят 190тг. Книга, ручка и карандаш -350тг. Тетрадь и карандаш 50тг. Сколько стоит каждый предмет в отдельности?

А)20; 140; 30; 180. В)30; 130; 40; 170

С) 10; 150; 30; 180. Д) 20; 100; 50; 200.

Ответ: А

19. Учитель предложил Маше решить 6 задач. За каждую нерешенную учитель давал ей 2 дополнительные задачи. В итоге Маше пришлось решать 14 задач. Сколько задач Маше удалось решить?

А)4 В)3 С) 2 Д)5

Ответ: А.

20. Из 4 учеников- Света, Таня, Саша и Коля – один отличник. Кто отличник, если: 1) в тройке «Света, Таня, Саша» есть отличник; 2) в тройке «Света, Саша, Коля» есть отличник; 3) Света не отличница?

А) Света В) Таня С) Саша Д) Коля

Ответ: С.

Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. В классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями.
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в обучении одарённых детей. И всё же, работая с ними много лет, считаю: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кравченко Наталья Ивановна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1860 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства