Методические приёмы запоминания таблицы умножения. . 1Приём счета двойками. Прием обучения ученика счету двойками, тройками, пятерками применяется до знакомства с действием умножения. Методически целесообразно применять этот прием уже в первом классе. Данный приём является подготовительным для знакомства с действиями умножения и самой таблицей умножения. 2.Прием последовательного сложения. Прием последовательного сложения одинаковых слагаемых является основным приемом получения результатов табличного умножения. Данный прием связан со смыслом действия умножения как сложение одинаковых слагаемых. 3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату. Данный прием является вторым основным приемом получения результатов табличного умножения. Используется в том случае, если ученик смог выучить хотя бы несколько случаев из каждого столбика. Это могут быть 3-4 первых самых лёгких случаев, или 2-3 наиболее запоминающихся случая. Так 6Х7 является одним из более плохо запоминающихся случаев. В тоже время случаи 6Х6 и 6Х8 наиболее легко запоминаются. Запомнив результат 6Х6=36, ученик может использовать прием прибавления 6 к предыдущему результату для получения значения случая 6Х7. Запомнив случай 6Х8, школьник использует прием вычитания 6 из его результата. 4.Прием взаимосвязанной пары: 2Х6=6Х2. При хорошем понимании правила перестановки множителей ученик заучивает в два раза меньше случаев табличного умножения. 5.Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя. Этот прием активно реализован в традиционном учебнике по математике, автор М.И.Моро, где табличные случаи предлагаются школьникам на уроке «серией»:3Х2;3Х3;3Х4;3Х5. При этом второй множитель возрастает (2,3,4,5). 6. Прием порции. Для заучивания ученику предлагается «порция», состоящая из двух-трех случаев, но не по принципу возрастания второго множителя. Например, «порция» состоит из трех случаев: 9Х5; 9Х6; 9Х7. Первым для заучивания предлагается случай 9Х6, а от него, используя прием прибавления слагаемого к предыдущему результату, вычитания из предыдущего результата, он переходит к случаям 9Х5 и 9Х7.В следующий раз «порция» снова содержит три случая: 9Х4; 9Х3; 9Х2. Здесь опорным является случай 9Х3. 7.Прием запоминания случая в качестве опорного. Например, 5Х6=30,значит 5Х7=30+5=35. 8.Прием внешней опоры. В качестве опоры используется рисунок или прямоугольная таблица чисел. Учащимся, которые обладают плохой механической памятью, можно на первых порах предложить клетчатое поле тетради. Обводя на клетчатом поле прямоугольник с заданным количеством клеток в сторонах, ученик использует эту модель для контроля полученного результата. 9.Прием запоминания таблицы с конца. Прием активно рекомендован в учебнике Н.Б.Истоминой для использования при работе с учениками, плохо запоминающими большие объёмы информации. В этом случае установка на запоминание дается порциями, начиная с самых сложных случаев: 9Х9; 9Х8; 9Х7, а более лёгкие случаи ученик может получить приемом сложения одинаковых слагаемых или любым другим приемом. 10.Пальцевый счет. Для учащихся начальной школы с преобладающим кинестетическим восприятием и кинестетической памятью может быть рекомендован при освоении таблицы умножения прием «пальцевого счета». Например, нужно умножить 6 на7.Зажимаем пальцы на обеих руках в кулак, а затем на каждой руке отгибаем столько пальцев, на сколько каждый множитель больше ,чем пять. На двух руках отогнуто три пальца — это число десятков в искомом числе. На одной руке остались прижатыми к ладони три пальца, на другой – четыре пальца. Эти числа перемножаем 3Х4=12 и прибавляем к числу имеющихся десятков. 30+12=42.Ответ: 6Х7=42. 11.Мнемонические приёмы. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения сходны с приемами заучивания иностранных слов. Это могут быть карточки с записями табличных случаев, которые ученик носит в кармане и просматривает при удобном случае (в транспорте, на перемене и т.д.). Карточки –двусторонние: с одной стороны табличный случай, с другой- ответ. Рассмотрим еще интересные случаи запоминания таблицы умножения. 1)В чем же «секрет» самой простой таблицы умножения на 2? Если посмотреть внимательно, мы увидим ритмический повтор цифр в разряде единиц-0, 2Х0=0 2Х5=1 0 2х1=2 2Х6=1 2 2Х2=4 2Х7=1 4 2Х3=6 2Х8=1 6 2Х4=8 2Х9=1 8 2)В таблице умножения на 9, заметьте сумма цифр полученного произведения равна 9. 9Х1=9 9Х6=54 9Х2=18 9Х7=63 9Х3=27 9Х8=72 9Х4=36 9Х9=81 9Х5=45 3)Самая трудная для запоминания – таблица на 9. Можно 9Х2=10Х2-2=18 9Х3=10Х3-3=27 9Х4=10Х4-4=36 и т.д. 4) Заучивая таблицу на 5, запомните, если умножаем на четное число произведение оканчивается на 0.Если умножаем на нечетное число ,то произведение оканчивается на 5. 5Х2=10 5Х3=15 5Х4=20 5Х5=25 5Х6=30 5Х7=35 5Х8=40 5Х9=45. 5)Выражения с одинаковыми множителями. 2х2=4 6Х6=36 3Х3=9 7Х7=49 4Х4=16 8Х8=64 5Х5=25 9Х9=81 6)Рифмующиеся выражения. 6Х6=36 5Х5=25 6Х4=24 7Х5=35 9Х5=45 7)Выражения с одинаковыми ответами. 2Х6=12 2х9=18 2Х8=16 6х4=24 3Х4=12 6Х3=18 4Х4=16 8х3=24 6Х2=12 9Х2=18 8Х2=16 4х6=24 4Х3=12 3х6=18 3х8=24 8) Таблица умножения на пальцах на 9. |