Разнообразие форм контроля как средство развития познавательной активности
Разнообразие форм контроля как средство развития познавательной активности
Совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменения в системе контроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разнообразие форм контроля как средство развития познавательной активности»
Разнообразие форм контроля как средство развития познавательной активности.
Совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменения в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовывать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны – находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизация.
Сущность диагностической функции контроля состоит в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах.
Прогностическая функция контроля служит опережающей информацией об учебно-воспитательном процессе. В результате такого контроля выясняется достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – на сколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Сущность воспитывающей функции заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные . Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контролезадания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.
При тематическом контроле выясняется усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть, полугодие, учебный год.
Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.
В своей работе в средних и в старших классах применяю различные формы контроля и оценки знаний учащихся. Контроль за усвоением изученного обычно начинается с проверки домашнего задания. Я осуществляю её в разных формах. Например, самопроверка по образцу. Те, у кого домашнее задание выполнено без ошибок, получают индивидуальные задания. Или взаимопроверка по образцу. Проверку домашнего задания могут проводить консультанты, тетради с домашним заданием которых заранее проверяет учитель. Практикую также парный опрос по теоретическому материалу.
Часто я провожу кратковременную проверочную работу в форме математического диктанта через копирку для само- и взаимопроверки. Написав диктант, учащиеся сдают мне листочки для проверки, я в это время открываю записанные на отвороте доски верные ответы для само- или взаимопроверки.
Например, математический диктант по теме "Сравнение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе:
1. Запишите числа: - 8; 0; 3; - 4,5; 7,8; - 2; 46; - 1,6. Подчеркните отрицательные числа одной чертой, положительные – двумя чертами. 2. Напишите число противоположное: а) 7; б) 0; в) – 3,5 3. Запишите, чему равен: а) – х, усли х = - 4,5; б) y, если - y = 2,3 4. Чему равен модуль числа: а) – 3; б) 5. 5. Сравните числа: а) 2 и – 300; б) – 7 и – 9 .
Верные ответы отмечаются значками «+», неверные « - » или « ±». Два неточных ответа приравниваются к одному неверному. Критерии оценки диктанта те же, что и при парном опросе.
Урок-зачет
Учитель готовит зачетные листы на компьютере для каждого ученика, которые представляют маршрут слаломной трассы, вписывает в каждые ворота, через которые должен пройти горнолыжник, задания. По мере спуска задания усложняются. Учащиеся записывают ответы на флаге. По этим ответам учитель оценивает работу учащихся.
При подготовке к зачету учащиеся получают задания, по которым должны составить свой маршрут, который также оценивается учителем. Такая работа позволяет лучше раскрыть творческие способности учеников. См. приложение
Важным средством развития познавательной активности, самостоятельности учащихся является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. Здесь необходим дифференцированный подход к учащимся. Это позволит избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого.
Разноуровневая дифференцированная контрольная работа
При контроле знаний учащихся по пройденной теме каждому учащемуся выдается карточка для проведения индивидуальной контрольной работы.
В каждой карточке 10 заданий.
Задания распределены по трем уровням сложности А, Б, В . Ни одно из заданий в карточках не повторяется дважды.
Задания с номерами 1,2,3,4,5 являются уровня А и оцениваются 1 баллом.
Задания с номерами 6,7,8 являются уровня Б и оцениваются 2 баллами.
Задания с номерами 9,10 являются уровня В и оцениваются 3 баллами.
Уровень А соответствует обязательным программным требованиям (воспроизводящая деятельность по определенному алгоритму, уровень типовой задачи, т.е. задачи, которые многократно прорешивались).
Уровень Б соответствует среднему уровню сложности (применение известной информации, известных действий в нетиповых, комбинированных задачах, но в знакомых ситуациях).
Уровень В предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике ( применение известной информации, действий в новой нестандартной ситуации, способ решения учащемуся не известен и он придумывается).
Проверяются все задания, но отметка выставляется по 5 решенным заданиям.
Учащийся самостоятельно определяет, задания каких уровней он может решить.
При этом происходит самооценка своих знаний, принимается решение в ситуации выбора и исключается элемент списывания.
Если в ходе решения заданий учащийся набрал от 0 до 4 баллов, то он получает отметку “2”.
Если учащийся набрал от 5 до 6 баллов, то получает отметку “3”.
Если учащийся набрал от 7 до 8 баллов, то получает отметку “4”.
Если учащийся набрал от 9 до 12 баллов, то получает отметку “5”.
Например, чтобы получить отметку “3”, учащийся должен правильно решить либо 5 заданий уровня А (1+1+1+1+1=5 баллов), либо 2 задания уровня Б и одно задание уровня А (2+2+1=5 баллов), либо решить 1 задание уровня В и 2 задания уровня А (3+1+ 1=5 баллов). Возможны и другие ситуации.
Причем, чтобы получить отметку “5” , т.е. набрать 9 баллов, учащийся должен обязательно решить хотя бы одно задание уровня В.
Примеры карточек таких контрольных работ.
Пример индивидуальной карточки контрольной работы для 10 класса по теме “Тригонометрические уравнения”:
Решите уравнения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Найти среднее арифметическое корней уравнения
, принадлежащих промежутку
8.
9.
10. При каких значениях параметра а уравнение
не имеет решений?
Пример индивидуальной карточки контрольной работы для 10 класса по теме “Показательные уравнения”.
Решите уравнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение
имеет решения. Найдите эти решения.
Пример индивидуальной карточки контрольной работы для 10 класса по теме “Логарифмические уравнения”.
Решите уравнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. При каждом значении параметра а решите уравнение
Отгадывание математических кросснамберов.
Разгадывание кросснамберов следует предлагать учащимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения.
В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.
Можно предложить учащимся составить кросснамберы на заданную тему.
в) 1/9 кг муки стоит 90 копеек. Сколько стоит 1кг муки?
По вертикали.
а) Найдите 3/4 от числа 144.
г) 12/35 числа равны 36.
Чему равно число?
Ответы.
По горизонтали. б) 40. в) 810. По вертикали. а) 108. г) 105.
3) Задачи на проценты. (5 класс)
По горизонтали.
а) Сколько процентов составляет число 4 от числа 5?
б) Расстояние между пунктами А и В 90 км. 20% пути туристы проехали на автобусе. Сколько км туристы проехали на автобусе?
г) Найдите 15% от числа 400
По вертикали.
а) Найдите число, 10% которого составляют 84,1
в) 40% учащихся школы обучаются на “4” и “5”. Сколько учащихся в школе, если “хорошистов”320 человек?
Ответы.
По горизонтали. а) 80. б) 18. г) 60.
По вертикали. а) 841. в) 800.
Итак,основными целями контрольно-оценочной деятельности являются следующие:
активизация учебно-познавательной деятельности каждого ребенка;
побуждение учащихся к взаимообучению;
побуждение учащихся к самостоятельной работе;
самооценка уровня усвоения материала.
Очень важно при этом заботиться о накопляемости оценок. Необходимо практически на каждом этапе урока оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно- познавательную деятельность
Конечно, это далеко не все формы контроля, способствующие воспитанию и развитию познавательной активности учащихся. Считаю, что предложенные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока.
Дифференцированная проверочная работа.
Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка “3” соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка “4” - синему, оценка “5” - красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями учащихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Ученики выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только пример решен, ученик подходит к учителю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, учитель забирает листочек, а ученик закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, ученик отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу урока учитель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всего класса и каждого ученика в отдельности.
Работа по теме “Действия с обыкновенными дробями” (6 класс).
№
варианты
“3” зеленый
“4” синий
“5” красный
1
+
4 –
4 – 1
2
1 –
(5 + 0. 3) - 1
(3. 7 – 4) + 1
3
1 + 5
0. 33: +
5 + 1. 05 :
Зачетная форма организации контроля знаний учащихся.
На зачетном уроке сочетаются индивидуальная и групповая формы работы.
1)Перед зачетом можно провести самостоятельную работу, которая включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, требующие применения теории в нестандартных ситуациях. Учащиеся, выполнившие самостоятельную работу на “отлично”, назначаются бригадирами. Класс разбивается на бригады по 5-7 человек в каждой, а внутри бригады на пары. Бригадир начинает опрашивать одну из пар своей бригады. Ученики, ответившие хорошо бригадиру, могут стать его помощниками и опрашивать другие пары бригады.
Основное преимущество бригадного способа зачета – четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие ученики имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом ученики опрашивают даже строже, чем учитель.
Тема “Основные свойства и графики тригонометрических функций”. (класс углубл. изучения)
Вариант 1.
1) Основные свойства и график функции у=sin x
2) График функции у= - | cos x |. Указать область значений функции.
Вариант 2.
1) Основные свойства и график функции у= cos x.
2) Построить график функции у= sin | x |.
Указать область значений функции.
Вариант 3.
1) Основные свойства и график функции у= tg x.
2) Построить график функции у= - 2 Указать область значений функции.
Вариант 4.
1) Основные свойства и график функции у=ctg x.
2) Построить график функции у=| cos |x||.
Указать область значений функции.
2)Далее предлагается один прием, который не только позволяет учителю проверить, насколько школьники овладели изучаемым материалом, но также способствует повышению интереса учащихся к предмету. Применение этого приема на занятиях геометрии в 8 классе.
За 25-30 минут до конца урока учитель обращается к учащимся: “Сейчас мы проведем эксперимент. Прошу каждого из вас взять листок бумаги и разорвать его пополам. На каждом из двух получившихся листков напишите свою фамилию, а с левого края в столбик – номера от 1 до 9”.
Затем учитель дает каждому учащемуся карточку, на которой записаны девять вопросов по геометрии. На эти вопросы надо ответить односложно: “да” или “нет”, на обдумывание всех вопросов дается 15-20 минут, в зависимости от сложности работы. Каждый учащийся записывает ответы на одном из своих листков рядом с соответствующим номером. Затем учащиеся проверяют свои ответы и переписывают их из первого листка во второй, вторые листочки учитель собирает (первые листочки и карточки с вопросами остаются у школьников).
За девять правильных ответов – оценка 5, за семь или восемь – 4, за пять или шесть 3, в остальных случаях – 2.
Затем учитель сообщает классу, что все карточки – только двух вариантов, и быстро записывает на доске ответы к задачам каждого варианта. Учащиеся сравнивают свои ответы с записанными на доске и пишут на своих листочках рядом с правильным ответом знак “+”, а рядом с неправильным “-“.
В течение времени, оставшегося до конца урока, в классе проводится обсуждение тех вопросов, которые вызвали затруднение.
Контрольные работы указанного типа целесообразно проводить при повторении целого раздела. Проведение работы не требует много времени, разбор задач проходит при большой активности учащихся. Те учащиеся, которые правильно ответили на все вопросы, вызываются к доске, чтобы обосновать свои ответы. В том случае, если ученик не может этого сделать, оценка за его работу снижается учителем.
Образец проверочной работы по теме “Четырехугольники”
1. Может ли сторона ромба равняться половине его диагонали?
2. Верно ли утверждение: “ Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие равны, является параллелограммом”?
3. Могут ли неравные ромбы иметь равные периметры?
4. Если начертить четырехугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже.
5. Верно ли, что четырехугольник со взаимно перпендикулярными и конгруэнтными диагоналями обязательно является квадратом?
6. Может ли оказаться, что одна диагональ трапеции меньше каждого из оснований этой трапеции?
7. Верно ли, что выпуклый четырехугольник, имеющий равные диагонали и хотя бы один прямой угол, является прямоугольником?
8. Верно ли, что параллелограмм со взаимно перпендикулярными диагоналями является ромбом?
9. Верно ли высказывание: “Для того чтобы четырехугольник имел равные диагонали необходимо, чтобы он был прямоугольником или трапецией”?
Проанализировав итоги контрольной работы и выяснив число правильных и ошибочных ответов по каждому из предложенных в работе вопросов, учитель может получить достаточно ясную картину того, что плохо усвоено его учениками, и соответственно внести коррективы в свою работу со всем классом или с отдельными учащимися.
Тестовые задания.
Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных критериев.
Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.
Недостатки: Если результатом своей работы учащийся представляет только номера ответа, учитель не видит хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет.
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.
1. Равенства и неравенства
В таб. № 1 поставьте «+»там, где получается истинное высказывание, и «-«там, где ложное.
X
5
9
11
15
17 – x = 8
В таб. № 2 поставьте «+»там, где получается истинное высказывание, и «-«там, где ложное.
Y
7
8
17
29
Y
2. Уравнения и неравенства
X
1
2
3
4
6
25 – 4x
24: x + 3
Заполните пустые места в таб. № 3. При каком X значение первого выражения
а) больше значения второго
б) меньше значения второго
в) равно значению второго
Такие задания вызывают интерес у учащихся и способствуют формированию умения читать схемы и таблицы. Проверочные задачи в виде таблицы являются лишь одним из видов осуществления эффективной проверки.
Проверка и учет знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса.
Это основные средства, с помощью которых учитель устанавливает, как учащийся усваивает программный материал, продвигается в своем развитии.
Умелое владение учителем различными формами контроля знаний учащихся способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.