Развитие математических способностей учащегося колледжа как одно из условий формирования конкурентноспособного специалиста.
Развитие математических способностей учащегося колледжа как одно из условий формирования конкурентноспособного специалиста.
У большинства учащихся уже отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Один любит умственный труд, другой – физический, третий – общение с людьми, четвертый – общественную работу, пятый увлекается всем поочередно, а шестой ко всему одинаково равнодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим – желание приносить кому- то пользу, третьим – чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым - желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций ит.д. Разумеется, это не всегда заметно.
Все это требует от воспитателя вдумчивости и осторожности в оценках. Наши недостатки – не что иное, как продолжение наших достоинств. Известная рассогласованность ценностных ориентаций, стремлений и поведения, которая кажется проявлением возрастной незрелости юношей и девушек, нередко наблюдается и у взрослых и не всегда считается недостатком
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие математических способностей учащегося колледжа как одно из условий формирования конкурентноспособного специалиста.»
Развитие математических способностей учащегося колледжа как одно из условий формирования конкурентноспособного специалиста
Тартаева Гульжан Галымжановна
Коммунальное Государственное Казенное Предприятие «Житикаринский политехнический колледж», г.Житикара.
Для того чтобы обоснованно выбрать тот или иной способ педагогического воздействия (формы и методы обучения и воспитания) педагогу колледжа нужно не только знать возрастные особенности учащихся, но и обладать информацией о каждом из них.
У большинства учащихся уже отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Один любит умственный труд, другой – физический, третий – общение с людьми, четвертый – общественную работу, пятый увлекается всем поочередно, а шестой ко всему одинаково равнодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим – желание приносить кому- то пользу, третьим – чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым - желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций ит.д. Разумеется, это не всегда заметно.
Все это требует от воспитателя вдумчивости и осторожности в оценках. Наши недостатки – не что иное, как продолжение наших достоинств. Известная рассогласованность ценностных ориентаций, стремлений и поведения, которая кажется проявлением возрастной незрелости юношей и девушек, нередко наблюдается и у взрослых и не всегда считается недостатком.
Знание индивидуально – психологических особенностей учащегося поможет преподавателю выбрать наиболее оптимальный стиль общения и взаимодействия с воспитанниками, определить уровень умственного развития отдельных учащихся, помочь им в преодолении недостатков, наметить пути и приемы самовоспитания. Индивидуальный подход к учащимся основывается на опыте педагога. Изучение учащихся позволит преодолеть субъективизм в отношении к ним, проявить такт, избежать возможных ошибок.
Социально – культурные различия, так или иначе, неизбежно преломляются в конкретных условиях микросреды, где растет и формируется учащийся, - в структуре его семьи и межличностных отношений, в специфических ценностях юношеской субкультуры, направленности интересов, способах проведения досуга и т.д. Воспитатель должен учитывать все это.
Известно, что, несмотря на то, что учащиеся выбрали и пришли именно в данный колледж, их профессиональные намерения еще неустойчивы, профессиональные ожидания еще не определенны. Поэтому коллектив педагогов колледжа ведет профориентационную работу в течении всего периода обучения, от набора учащихся до их выпуска, учитывая, что высокая профессиональная направленность является важным психологическим состоянием, определяющим прилежание, инициативность, результативность учебы и труда. В масштабах колледжа профнаправленность учащихся определяет и сохранность контингента.
Преподаватель на первом году обучения имеет дело с уже во многом сложившимся человеческим материалом. По своему возрастному статусу (15-18 лет – период ранней юности ) это учащиеся, личность которых уже в значительной степени сформирована предшествующим воспитанием. Накопленный собственный поведенческий и нравственный опыт позволяет учащемуся ориентироваться на некоторую уже автономную систему моральных принципов, взглядов и оценок; у него в определенной степени оформились материальные и духовные потребности. Каждый в предыдущем коллективе занимал и свыкся с некоторой внутриколлективной позицией, которую в силу стабильности социальных ожиданий изменить крайне сложно.
Преодоление неуспеваемости - еще одна из злободневных проблем в жизни колледжа, контингент которого в немалой степени формируется из слабоуспевающих школьников. Неуспеваемость усугубляется также высокой загруженностью учащихся в условиях трехциклового обучения (общеобразовательного, теоретического, производственного), а кроме того, сложно протекающими процессами адаптации к принципиально новым предметам.
Преодоление неуспеваемости важно и в связи с тем, что она - грозный психологический феномен, деформирующий личность. Учащийся свыкается с ролью неудачника, уровень притязаний падает, снижается престиж учащегося в группе. Чтобы оказать помощь неуспевающему ученику, необходимо психологически грамотно разобраться в причинах его неудач, т.е любой работе с неуспевающим должна предшествовать диагностика особенностей его учебной деятельности.
Даже выводы экспериментальной психологии нельзя принимать механически, без размышлений, особенно если речь идет не о причинных связях, а о статистических корреляциях.
Жизнь отчетливо указывает на 2 категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах писателей, музыкантов, живописцев и т.д.- захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой – то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все- таки так и не удается. Эта разница особенно выступает в так называемом эйдетизме у детей.
Три признака всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.
Во – первых, под способностями разумеются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле говорят: «От каждого по способностям».
Во – вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких – либо деятельностей.
В – третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой учащегося, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которого радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.
Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий. Поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности – независимо от склонностей.
Исходя из этих соображений нельзя непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности.
По сравнению с отношениями личности, чертами характера и способностями особенности динамики психической деятельности представляются как формальные потому, что при одних и тех же динамических качествах, например эмоциональной возбудимости или устойчивости эмоций, возможны очень различная направленность личности, различные черты характера, различные специальные и общие способности.
Прежде всего, следует отметить совершенно необходимое для успешной деятельности в области математики «единство склонностей и способностей в призвании», выражающееся в избирательно - положительном отношении к математике, наличии глубоких и действенных интересов в соответствующей области, стремлении и потребности заниматься ею, страстной увлеченности делом.
Возможность полного и интенсивного развития математических способностей, как и способностей, вообще, всецело зависит от уровня развития характерологических черт, особенно волевых черт характера.
Изучение многих предметов, входящих в профессионально-технический цикл обучения рабочих большинства горных и горнорудных специальностей, невозможно без хорошей математической подготовки. С другой стороны, знания, получаемые учащимися в процессе изучения предметов профессионально-технического цикла, должны использоваться ими для выявления определенных математических закономерностей в различных производственных процессах. Это достигается с помощью профессиональной направленности в преподавании математики, наиболее распространенной формой проявления которой является решение задач с производственным содержанием.
Прикладной характер представленных задач имеет целью теснее связать изучение курса математики и ее терминологии со специальной технической подготовкой будущих рабочих.
Задача 1. Производительность конвейерной установки общего назначения определяется ее грузоподъемностью, которая пропорциональна площади поперечного сечения слоя перемещаемого груза. Определить наибольшую возможную площадь поперечного сечения слоя породы для конвейера с плоской лентой без бортов, имеющего ширину b=1,6м (рис. 1) , если коэффициент трения породы равен f=1.
Задача 2. Сечение горной выработки, закрепленной штанговой крепью, на прямолинейном участке обычно имеет прямоугольную форму (рис.2).Площадь поперечного сечения выработка S=4,7 м2. Определить наименьший периметр крепежной рамы.
Задача 3. Определить площадь сечения коренного штрека, закрепленного арочной трехшарнирной крепью (рис.3), если под действием горного давления крепь приняла форму параболы; размеры сечения H=2,96 м, а=1,65 м.
Задача 4. Сколько кубометров породы добыто при проходке вертикального ствола шахты глубиной H=550м, если поперечное сечение ствола есть круг (рис.4), а диаметр ствола шахты D=5,50 м?
Практически нет таких областей техники, где бы ни нужно было решать те или иные задачи. В горном деле постоянно возникают и решаются интересные задачи. Любознательный учащийся при решении таких задач получает некоторые представления о том, что ни один элемент горного дела, по существу, не возможен без решения математических задач.
Но как бы ни были блестящи способности человека, если у него нет привычки усидчиво и упорно работать, он вряд ли способен достигнуть больших успехов в деятельности. Он в лучшем случае так и останется потенциально способным.