Гермогенова Валентина Николаевна,
учитель математики МБОУ «Октемский лицей»
МР «Хангаласский улус» Якутия.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики.
Математика одна из нелегких предметов, которых изучают в школе. Всем известно, что математика нас окружает и сопутствует всей нашей жизни. Не каждому ученику легко дается математика. Я стараюсь привить любовь своему предмету разными методами, приемами и дать возможность использовать свои знания в повседневной жизни.
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.
«Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», - говорится в объяснительной записке программы по математике. Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.
При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик, поэтому я считаю, что конечным результатом должна быть передача знаний ученику и формирование личности, готовой к творческой деятельности.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
В современной психологии существует две точки зрения на творчество:
Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар» в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами данного предмета.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяется постоянный интерес и склонность к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона. Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность школьника.
Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке.
С этой целью я во всех классах, приступая к изучению новой темы, предлагаю задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям, стремятся их выполнить.
На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Немаловажную роль отвожу я и дидактическим играм на уроках математики. В игровых формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Игру я рассматриваю как незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Особое внимание уделяю домашним творческим работам.
Например, в 7 классе после изучения темы «Треугольники» предлагаю написать сказку на эту тему. Учащиеся воспринимают такие задания с интересом. Каждый ученик попробует себя в роли сказочника. Все с нетерпением ждут момента, когда я буду читать эти творческие работы, и каждый ждет, что прочитают именно его сказку.
На уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством. Пятиклашки перед Новым годом получают от Деда Мороза письма задачки и во время каникул решают, тематика задач новогодняя.
В шестых классах я использую так называемые «красивые» задания на координатной плоскости. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты.
Хочется рассказать еще об одной моей находке в работе по воспитанию интереса учащихся к математике. Это - “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение учебного года, и итогом этой работы является выпуск сборника задач. К примеру с классом которым веду с 5 класса нынче выпускной проектную работу начали с 6 класса. Первый год в 6 классе к 65 - летию Великой Победы выпущен сборник задач «Цена Победы». Ребята, работая над этим проектом, и собрали материал у ветеранов тыла и ВОВ, прочитали много литературы, еще раз убедились, какой ценой досталась нам эта Победа. Второй год в 7 классе к 50 летию первого полета человека в космос выпустили сборник задач «Шкатулка космических задач», работая над этим сборником, ребята открыли для себя новый и таинственный мир космоса, прочли много интересных книг, почерпнули информацию из энциклопедий и интернета. Третий год в 8 классе составляли задачи о профессиях, работая над проектом «Мой выбор». В 10 классе проект «Многогранники». Моделирование фигур, защита теории и решение задач с практическим содержанием. Также в 10 классе пишут курсовые работы. Исследовательские работы школьников защищаются на конференциях различного уровня, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места вплоть до всероссийского уровня.
Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке. Мои ученики показывают хорошие знания не только в заданиях на уровне воспроизведения, а и на уровне их творческого применения в новой учебной ситуации, участвуют в школьных научно-практических конференциях, которые оцениваются по следующим параметрам:
Продуктивность или беглость мысли – способность к продуцированию максимально большого числа идей.
Гибкость мыслей – представляет собой способность переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность – один из основных показателей творчества. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Законченность – способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту.
Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с удовольствием делюсь с коллегами, выступая на методическом объединении и на курсах учителей математики.
«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте», - писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе. Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.
Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.
Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Среди выпускников много тех, кто выбрал для будущей профессии математическое и техническое направление.
Список использованной литературы:
Шуба М.Ю. Учим творчески мысль на уроках математики
М.: Просвещение, 2012г.
2. Составитель М.В. Величко. Проектная деятельность учащихся
В.: «Учитель», 2007г.
В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение,1990г
Н.А. Терешин. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение,1990г