Просмотр содержимого документа
«Развитие УУД на уроках математики»
Математическое образование в основной и старшей школе ориентировано на достижение определенных целей. Одна из целей обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.
В основе концепции УУД лежит системно – деятельностный подход.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Конкретизируем содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики:
Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций:
Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий
Виды универсальных действий
Виды заданий
Познавательные
«Найти отличия»
«Поиск лишнего»
Составления схем-опор
Работа с разными видами таблиц,диаграмм
Регулятивные
«Преднамеренные ошибки»
Поиск информации в предложенных источниках
Взаимоконтроль
Диспут
Контрольный опрос на определенную проблему
Коммуникативные
Составь задание партнеру
Отзыв на работу товарища
Групповая работа
«Объясни …»
Личностные
Участие в проектах
Подведение итогов урока
Творческие задания, имеющие практическое применение
Самооценка событий
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1-этап - вводное - мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)
2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.
Результаты формирования УУД
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· выделять тип задач и способы их решения
· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
· различать обоснованные и необоснованные суждения,
· обосновывать этапы решения учебной задачи,
· производить анализ и преобразование информации
· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
· устанавливать причинно-следственные связи
· владеть общим приемом решения задач
· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
· желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
· знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
· Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Определяю,какие УУД формируются на каждом этапе урока. Для этого я использую таблицу«Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».