kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие УУД на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по развитию универсальных учебных действий на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие УУД на уроках математики»

Математическое образование в основной и старшей школе ориентировано на достижение определенных целей. Одна из целей обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.


В  основе концепции УУД лежит системно – деятельностный подход.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Конкретизируем содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики:

Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на  сформированности  логических операций:       

  • умении анализировать объект,

  • осуществлять  сравнение,

  • выделять общее и различное,

  • осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение),

  • устанавливать аналогии.

Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.





Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий

Виды универсальных действий

Виды заданий

Познавательные

«Найти отличия»

«Поиск лишнего»

Составления схем-опор

Работа с разными видами таблиц,диаграмм


Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»


Поиск информации в предложенных источниках


Взаимоконтроль

Диспут


Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

Составь задание партнеру

Отзыв на работу товарища


Групповая работа

«Объясни …»

Личностные

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания, имеющие практическое применение

Самооценка событий


Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:

      1-этап - вводное - мотивационный.

Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

   2- этап - открытие математических знаний.

На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности

   3- этап - формализация знаний.

Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    -    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта.

     4- этап - обобщение и систематизация.

На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.


Результаты формирования УУД

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

·        выделять тип задач и способы их решения

·        осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

·        различать обоснованные и необоснованные суждения,

·        обосновывать этапы решения учебной задачи,

·        производить анализ и преобразование информации

·        проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)

·        устанавливать причинно-следственные связи

·        владеть общим приемом решения задач

·        создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

·        осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

·        желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

·        знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими

·        умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

·        выбирать средства для своего поведения

·        планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

·        Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

·        Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

·        Уровень развития морального сознания

·        Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

·        Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации 





Определяю,какие УУД формируются на каждом этапе урока. Для этого я использую таблицу«Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».

Этапы урока

Формируемые УУД

1.Оргмомент. Психологический настрой.

Личностные

Коммуникативные


2.Актуализация знаний.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

3.Физкультминутка.

Регулятивные

Личностные


4.Изучение нового материала.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные



5.Закрепление по теме урока.

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Логические

6.Итог урока. Рефлексия.

Личностные

Коммуникативные




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие УУД на уроках математики

Автор: Рудиченко Елена Сергеевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока математики в 1 классе "Задача. Знакомство с понятием". Система Л.В.Занкова."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_zadacha_znakomstvo_s_poniatiiem_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "354280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478017071"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokamatiematikiv1klassienatiemutablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457646861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства