Просмотр содержимого документа
«Реализация деятельностного подхода на уроках математики»
Реализация деятельностного подхода на уроках математики
«Великая цель образования – это не знания, а действия». (Герберт Спенсер).
В условиях бурного роста потока информации, повышения культурно-технического и образовательного уровня учащихся перед учителем стоит задача: не только передавать учащимся определенную сумму знаний и практических навыков, но и прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, уметь решать практические задачи.
В формировании теоретических знаний по математике, умений и навыков очень важную роль играет применение в процессе обучения системы упражнений. Они используются практически на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, при закреплении изученного, при проверке знаний учащихся и т.п. Система упражнений, построенная с учетом современных дидактических требований, способствует осознанному прочному усвоению теоретического материала, выработке практических умений и навыков, позволяет планировать деятельность учащихся, мотивировать каждый шаг, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать условия и результаты, осуществлять самоконтроль.
Под дидактическим материалом понимается система упражнений, заданий, задач, вопросов, индивидуальных карточек-заданий, самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий, лабораторных работ.
Большое значение в процессе обучения имеет самостоятельная работа учащихся. Для каждой темы алгебры и начала анализа и геометрии разработаны самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера, а также индивидуальные контрольные работы. Обучающие самостоятельные работы представлены в виде карточек-заданий, которые целесообразно использовать после того, как учащиеся усвоят некоторые теоретические вопросы курса, рассмотрят с преподавателем алгоритмы выполнения определенных заданий, научатся применять теоретические знания при решении задач.
Карточки-консультации помогают проанализировать приведенное решение и выполнить далее самостоятельно. Такие карточки-задания позволяют учащимся усвоить отдельные теоретические положения курса и освоить практические умения, помогают формированию логического мышления, обеспечивают возможность самостоятельного контроля за правильностью выполнения производимых действий. Эти карточки-консультации дают возможность преподавателю осуществлять обратную связь в процессе обучения, т.е. облегчают работу по получению данных об усвоении учащимися текущего учебного материала не к концу прохождений темы, а на некотором промежуточном этапе изучения ее. Информация об уровне усвоения материала позволяет преподавателю своевременно и целенаправленно организовать работу по предупреждению пробелов в знаниях учащихся.
Основная цель деятельностного подхода: научить не знаниям, а работе, обучить самостоятельно решать задачи.
«Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется», - писал Макс Теодор фон Лауэ (физик, лауреат Нобелевской премии).
Деятельностный подход в обучении предполагает наличие у учащихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться).
При деятельностном подходе формируются компоненты учебной деятельности, а именно, учебно-познавательный интерес.
Использование межпредметной технологии в обучении математики дает возможность развивать мышление у всех учащихся.
Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых учащиеся могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решение задачи. При этом учитель объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Учащиеся могут выдвигать: способы решения зачастую методом проб и ошибок, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
На уроках применяются проблемные задачи:
а) Задачи с недостаточными или избыточными данными (например, по теории вероятности).
Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучить текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
б) Задания с заведомо допущенными ошибками. Дается одно или несколько решений одного задания, надо найти «верное» решение.
Учащимся приходится проанализировать различные способы решения задачи, чтобы доказать, что все варианты равны и выбрать самый доступный или рациональный, а также дается решение какого-либо уравнения с ошибкой, надо найти эту ошибку и исправить ее, то есть решить уравнение верно.
Эффективно применение разноуровневых карточек «Найди ошибку» по темам «Показательная, логарифмическая, тригонометрическая функции».
в) Нестандартные задачи способствуют активизации познавательной деятельности. Это задачи из реальной математики. «Не для школы, для жизни учимся» (китайская народная мудрость)
г) Использование карточек-консультаций: дано решение уравнения, по этому образцу реши подобное.
д) Решение заданий с помощью карточек-подсказок. Начато решение, продолжи его.
Процесс решения проблемных задач развивает независимость и критичность мышления; вырабатывает волю и настойчивость в достижении цели.
Эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами, памятками учащимся.
Обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
На уроках учащиеся заполняют карточки контроля, оценочный лист.
Все это работает на метапредметные результаты, помогает ученикам и учителю быть сотрудниками; способствует формированию компонентов учебной деятельности:
- учебно-познавательного интереса;
- целеполагания;
- учебных действий;
- самооценки, самоконтроля.
Деятельностный подход осуществляет задачи:
- сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
- сформированность умений применять полученные знания при решении задач;
- сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры.