Просмотр содержимого документа
«Реализация стандартов второго поколения при изучении математики в урочное и внеурочное время»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 г.Калининграда
РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Из опыта работы учителя математики в.к.к. Натальи Евгеньевны Сапожниковой
Несколько лет назад я услышала такую фразу: «Выпускник школы напоминает фаршированную рыбу. Знаний много, а плавать не может». На мой взгляд, это самая важная проблема современного образования, научить ребенка применять полученные знания. На это нацеливают нас и стандарты второго поколения.
Современный урок требует активного применения собственных творческих наработок, как в его построении, так и в подборе содержания учебного материала, технологии подачи и тренинга. Поэтому в каждом разделе математики я составляю практико-ориентированные задания, как для урока, так и для внеурочной деятельности.
Например, на уроке математики в 5 классе по теме «Десятичные дроби» предлагаю ученикам задачи по расчету коммунальных услуг. Это дает возможность отработать изученный материал, и познакомиться с реалиями современной жизни. С целью интенсификации работа была распределена по группам (в парах), так как на этот урок обобщения, в рабочей программе отводится 1 час.
Дружим с компьютером!
На своих уроках я обучаю детей основам информационной грамотности: построение «Круговых диаграмм» в 5 классе и «Столбчатых диаграмм» в 6 классе при помощи электронных таблиц Microsoft Excel и вручную. Если раньше в 5 и 6 классах этот материал изучался в курсе «Информатика и ИКТ», то сейчас навыки использования программ Microsoft Office закладываются при изучении различных предметов: математика, физика, химия и др.
Особое внимание уделяю диагностике знаний учащихся. На своих уроках я применяю разнообразные виды тестирования: традиционные (на бумажном носителе), он-лайн тесты.
Использование он-лайн тестов на уроках математики позволяет быстро проверить качество усвоения материала. Тесты находятся на собственном аккаунте GOOGLE, в сервисе «Документы GOOGLE» тип – ФОРМА, в которой вы заранее создаете нужный вам тест. Результаты тестирования выводятся на экран общей таблицей.
Еще один метод тестирования учащихся осуществляется с помощью программы SMART RESPONSE(Система голосования)
Эта система позволяет отслеживать знания каждого ребенка, ведется электронный журнал, куда автоматически отправляются результаты тестирования.
Практико-ориентированное обучение, как я отмечала выше, выходит за рамки обычного урока математики. Здесь я имею в виду проекты и метапредметные дни, которые вызывают неподдельный интерес у ребят и надолго остаются в памяти. Так, в один из метапредметных дней «След на Великом янтарном пути» ребята проследовали с торговым караваном от Пруссии до Средиземного моря. Рассчитали путь: сухопутный, речной, морской, время экспедиции, также массу янтаря перевозимую на лодках, и, конечно же, количество денег от продажи.
С большим интересом ученики принимают участие в интернет-конкурсах. На сайте МЕТАШКОЛА каждый месяц проводятся эти игры: «Устный счет», «Пятнашки», «Коды и шифры», «Война вирусов», «Быки и коровы», «Крестики-нолики 15х15», «Судоку», «Японские кроссворды». Ребята научились составлять популярные головоломки и выпустили их сборник.
Достижения учеников:
Первый проект в 5 классе, который я начала, назывался «Меры длины, площади, веса в разных странах». Государства мы выбрали такие как: Россия, Англия, Франция, Германия и Китай. Детей поразила история происхождения старинных мер. Одни изучали меры длины Древней Руси, другие меры площади Англии, Франции, Германии, но больше всего поразили мало изученные меры Китая.
В этом же учебном году мы с этой группой учащихся поехали в Прагу и лично убедились, в существовании чешского локтя. Оказывается, прибитая на деревянных воротах справа железная рейка, на самом деле, старинная чешская мера длины - чешский локоть, составляющий 59,4 см. В те времена, упаси Господи, если продавцы обманывали покупателей. Тогда очень сурово наказывали: не отрубали руки, а сразу головы летели с плеч или в железных клетках с Карлова моста во Влтаву опускали нерадивых пекарей, ремесленников, обманщиков, чтобы они подумали над тем, стоит ли дальше обманывать. Интересно ещё и то, что когда их вытаскивали из этих клеток на Карлов мост, то они мокрые, дрожащие бежали через всю Прагу, и тогда все жители, пражане, начинали кричать: «Подводник бежит, подводник!».
Так, маленькие проекты, начатые на уроках математики, плавно переплелись с реальной жизнью. Это ли не главная цель реализации практико-ориентированного обучения в рамках ФГОС.
В последние годы большое внимание отводится здоровому образу жизни и правильному питанию. Мы также не остались в стороне, после изучения темы «Проценты» мы осуществили проект вместе с родителями. Ребята разрабатывали дневное меню правильного питания на каждый день, согласно нормам мы рассчитывали калории – оптимальные для девочек и для мальчиков в сутки.
Отдельно хочу отметить книгу Т.Г. Буруковской «Занимательное краеведение» - это кладезь для проектной деятельности!!! Что не тема – то готовый проект. Я сама увидела Калининградскую область под другим углом, необычные факты, сравнения с другими государствами. А самое интересное, что это так близко к математике. Задумывались ли вы, как можно измерить длину зигзага? А мы с ребятами измерили длину Калининградской области с помощью курвиметра, причем дети его делали сами (в книге подробно описывается, как его выполнить своими руками). Также, следуя инструкциям, предложенным в книге, измеряли площадь с помощью палетки и весов, составляли «географическую мозаику», в которую разместили более малые государства. Таким образом, мы убедились, что наша область не так уж и мала!
Уверена, что эта книга так же увлечет вас, и мы сможем обсудить результаты наших будущих проектов.