Часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся не умеют решать устно приведённые квадратные уравнения, а это умение даёт значительную экономию времени при решении дробных рациональных уравнений, задач на составление уравнения. Хочу поделиться своим опытом в обучении учащихся нахождению целых корней приведённых квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и теоремы обратной теореме Виета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение приведённых квадратных уравнений»
Конарева Л.А.,
учитель математики МОУ «Школа №97 г.Донецка»
Решение приведённых квадратных уравнений.
Часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся не умеют решать устно приведённые квадратные уравнения, а это умение даёт значительную экономию времени при решении дробных рациональных уравнений, задач на составление уравнения. Хочу поделиться своим опытом в обучении учащихся нахождению целых корней приведённых квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и теоремы обратной теореме Виета.
Уравнение x2+px+q=0 приведённое квадратное уравнение. По теореме Виета сумма корней его х1+х2= - p, а произведение корней уравнения равно свободному члену х1х2=q. В первую очередь смотрим на свободный член, чтобы определить знаки корней приведённого квадратного уравнения, а для этого вспомним таблицу знаков при умножении двух чисел:
* *
* *
При умножении двух чисел с одинаковыми знаками получается положительное число, тогда если произведение двух чисел положительно, то множители имеют одинаковые знаки.
При умножении двух чисел с разными знаками получается отрицательное число, тогда если произведение двух чисел отрицательное число, то множители имеют разные знаки.
Далее вспомним правило сложения чисел с разными знаками…и рассмотрим примеры:
а) -5+7=2; б)-12+17=5; в)6+(-9)= -3; г)-15+8 =7.
Сделаем вывод: если сумма двух чисел с разными знаками положительная, то больше по модулю положительное число, если сумма двух чисел с разными знаками отрицательна, то по модулю больше отрицательное слагаемое.
а) х2-6х+8=0
По теореме Виета: х1+х2=6
Х1Х2=8
Так как произведение корней положительное число, то корни имеют одинаковые знаки либо оба корня положительные, либо оба числа отрицательные, сумма корней положительна, следовательно оба корня положительные числа. Число 8 можно представить в виде произведения 1*8=2*4, но 1+8=9 не равно 6, а 2+4=6 и2*4=8, следовательно по теореме обратной теореме Виета х1=2; х2=4.
б) х2+6х+8=0
По теореме Виета: х1+х2= -6;
х1х2= 8
Так как произведение корней положительно, а сумма отрицательна, то оба корня являются отрицательными числами и8=1*8=2*4,следовательно х1= - 4; х2= - 2 по
теореме обратной теореме Виета эти числа есть корни уравнения, так как х1+х2=-4+(-2)=
= -6=-p; х1х2= -4(-2)=8=q.
в) х2-2х-8=0
По теореме Виета: х1+х2=2
х1х2 = -8
Произведение корней равно -8, то корни имеют разные знаки, сумма корней положительна, тогда по модулю больше положительный корень, следовательно х1= -2; х2=4 и по теореме обратной теореме Виета эти числа являются корнями данного уравнения, так как х1+х2= -2+4=2; х1х2= -8.
г) х2+2х-8=0
По теореме Виета: х1+х2= -2
х1х2 = -8
Произведение корней меньше нуля, то корни имеют разные знаки, сумма корней тоже меньше нуля, значит по модулю больше отрицательный корень и х1= -4; х2=2 и по теореме обратной теореме Виета эти числа есть корнями уравнения.
д) х2+11х+10=0
По теореме Виета х1+х2= -11
х1х2=10
Произведение корней положительное, следовательно корни имеют одинаковые знаки, а так как сумма корней отрицательная, то оба корня отрицательные х1= -10; х2= -1 и по теореме обратной теореме Виета эти числа являются корнями данного уравнения.
е) х2- 9х- 10=0
ПО теореме Виета х1+х2= 9
х1х2= -10
х1=10; х2= -1, а так как х1+х2=10+( -1)=9= -p и х1х2=10*( -1)= -10=q, то полученные числа по теореме обратной теореме Виета являются корнями данного уравнения.
Две бригады рабочих, работая вместе, могут выполнить задание за 3 часа. Сколько времени потребуется каждой бригаде для выполнения этого задания, если первая бригада может сама выполнить его на 8 часов быстрее второй ?
Задание 1 часть. Пусть первая бригада сама выполнит задание за х часов, то вторая за (х+8) часов. За 1 час первая бригада выполняет часть задания, вторая часть задания, вместе ( +) часть задания, а по условию часть задания.
Составим и решим уравнение:
+=; ОДЗ: х = 0; х = - 8
3(х+8) + 3х = х(х+8)
х2 + 2х – 24 = 0
По теореме Виета х1 + х2 = - 2
х1х2 = - 24
х1= 4; х2 = - 6 не удовлетворяет условию задачи.
Первая бригада может самостоятельно выполнить задание за 4 часа, то вторая бригада за
4 + 8 =12(ч).
Ответ: 4 часа и 12 часов.
Уважаемые коллеги желаю успеха Вам и вашим учащимся.