kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самоанализ работы учителя по педагогической идее «Практическое применение теоретических знаний в процессе решения задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моей педагогической идеи «Практическое применение теоретических знаний в процессе решения задач»

Актуальность этой проблемы очевидна, т.к. развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия “компетенция”.

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых компетенций и научить умению применять.

Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ работы учителя по педагогической идее «Практическое применение теоретических знаний в процессе решения задач»»

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д.Ушинский.


Тема моей педагогической идеи «Практическое применение теоретических знаний в процессе решения задач»

Актуальность этой проблемы очевидна, т.к. развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия “компетенция”.

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых компетенций и научить умению применять.

Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности.

Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые используются в повседневной жизни. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Задачи:

  • Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

  • Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

  • Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

  • Вносить посильный вклад в достижение общего результата.

  • Прививать навыки самостоятельной творческой работы.

  • Учить грамотно использовать в речи математические термины.

  • Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

  • Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.


Впервые понятия "компетенция" и "ключевые компетенции" стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века; это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями). В результате многолетних исследований, проведенных в разных типах организаций, был составлен словарь из 21 компетенций.

Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных.


Методика формирования ключевых компетенций, которую я использую в своей работе, включает в себя 5 этапов:

1-й этап – вводно-мотивационный.

Это методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. Например, на этом этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и какова основная учебная задача предстоящей работы.

2-й этап – открытие математических знаний

На данном этапе использую приемы, требующие концентрации внимания, проведения самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. Например, при решении квадратных уравнений, сумма коэффициентов которого равна нулю.

3-й этап – формирование знаний.

Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.

4-й этап – приложения математических знаний

Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.

5-й этап – обобщение и систематизация.

На этом этапе использую приемы, которые позволяют устанавливать связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.


Так как ключевых компетенций свыше 150 я, на своих уроках математики стараюсь формировать у учащихся некоторые наиболее важные из них, на мой взгляд, а именно:

коммуникабельность: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, умение общаться, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; умение пойти на компромисс; умение работать в команде, находить нужную информацию для докладов, сообщений и т.д.

операции над числами: проведение измерений, применение формул, решение задач.

информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.

организация позитивной личной жизни, стремление к прогрессу: давая, знания на уроке, мы «подталкиваем» или учим детей усовершенствованию приобретенных умений и собственных способностей, для повышения результативности своей деятельности.

умение разрешать проблемы: при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использую различные приемы, позволяющие эти проблемы решать.

Приемы формирования ключевых компетенций

на уроке математики

При изучении темы «Масштаб» в 5 классе, можно предложить учащимся начертить план школьного двора в масштабе 1: 200 и сделать следующие расчеты: площадь и периметр сквера.

В 6 классе, изучая тему «Расстояние между точками», решить задачу:

  • Найти количество саженцев, необходимых для посадки по периметру участка, если известно, что расстояние между соснами равно 4 м, расстояние между кустарниками сирени – 3 м, а между акациями – 2 м, исходя из плана-схемы посадки».

При изучении темы «Длина окружности», решить следующую задачи:

  • Найти площадь круглой площадки радиусом 2 м и рассчитать количество тротуарной плитки, необходимой для мощения, если длина и ширина плитки - 20 см, учитывая, что в отходы уйдет 5 % строительного материала.

  • Зная радиус клумбы - 50см, вычислить, сколько потребуется металлического листа, чтобы сделать бордюр для 8 клумб шириной 20 см.

На геометрии 8 класс по теме «Площадь», решить задачи:

  • Найти площадь дорожки шириной 80 см, сделанной в форме правильного восьмиугольника, если сторона восьмиугольника равна 2 м.

  • Сколько досок толщиной 50 мм, шириной 180 мм и длиной 4м необходимо для постройки 14 лавок для отдыха, если лавка прямоугольной формы размером 1,2 м на 36 см и высотой 45 см.

Например, при изучении пропедевтического геометрического материала (длина окружности, свойства прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) предложить учащимся решить следующие задачи:

  • Можно ли из стальной проволоки, длиной 3,5 м, согнуть обруч, диаметр которого равен 1, 52 м?

  • Как сделать прямоугольный дверной проем без наличия геометрического материала, имея только нить?

  • Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 7 дм, 4дм и 3, 5 дм. Можно ли налить в этот аквариум 90 л воды?

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение выполнять тесты для детей будет очень полезным в будущем, так как им предстоит итоговая аттестация в форме теста.

Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части тренировочных тестов для подготовки к ЕНТ.

Некоторые из этих задач могут решать даже пятиклассники.

Например:

  1. Сырок стоит 160 тенге. Какое наибольшее число сырков можно купить на 400тенге?

  2. Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Благодаря таким задачам школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.

Обращение к примерам из жизни дает возможность учителю формировать у учащихся информационную компетенцию. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.


Важнейшим открытием 2-ой половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.


Создание ситуации успеха на уроке:

1.Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие — снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)

7. Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.




Существуют некоторые элементы успеха:

1.охрана физического и психологического здоровья ребенка, его психологическая защита, создание комфорта и удовлетворение потребности в эмоциональном общении;

2.направленность педагогического процесса на интеллектуальное, личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей;

3.развитие базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей.


Важно, что и учебная программа должна быть приспособлена к возможностям ученика, созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в учебном процессе, способствовать возможности высказываться на уроке, выбирать собственный путь при решении математической задачи, уметь отбирать наиболее оптимальные пути решения, учить творчеству, выбору разнообразных видов деятельности. Некоторые учащиеся, ранее не уверенные в себе, добиваясь пусть даже незначительного успеха, обретают уверенность. Такая работа развивает творческие способности учащихся и, как правило, бывает направлена на успех.

Передо мной, как перед учителем – практиком, поставлены следующие цели обучения математике. Безусловно, важнейшей целью математического образования в школе является приобретение знания и овладение математическим методом.

  • непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя через освоение новых технологий, способствующих улучшению качества образования;

  • повышение качества образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

  • повышение качества урока как основной формы организации учебной деятельности;

  • целенаправленное обучение математическому языку и его связь с развитием мышления и речи учащихся.



Задачи, стоящие передо мной, следующие:

  1. уйти от перегрузки учащихся

  2. повысить качество усвоения изучаемого материала

  3. на каждом уроке создавать ситуацию успеха для каждого ученика

  4. развивать логическое мышление и грамотную математическую речь

  5. усилить практическую ориентацию школьных знаний

  6. готовить учащихся к жизни и работе в коллективе

  7. приобщить детей к здоровому образу жизни.


В наших условиях преподавания много можно сделать, если только приложить усилия к тому, чтобы оживить преподавание математики. Конечно, мысли учащихся необходимо пробуждать, а не направлять на самотек. Любой ученик, если даже он самостоятельно смог справиться с частью предложенного задания, чувствует себя более увереннее, нежели пассивно присутствующий. Это ли не успех отдельно взятого ученика.


Природа наделила человека двумя особенностями, свойственными только человеку: способностью мыслить и передавать свои мысли посредством речи. Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому.

В своей работе я стараюсь изжить метод решения примеров, уравнений и задач «молчком». Оправдал себя в моей практике метод комментирования. На уроках требую, чтобы дети комментировали каждый шаг в решениях, сопровождая объяснения необходимыми правилами. Таким образом, включаются все виды памяти – зрительная, слуховая, моторная. Кроме того, увеличивается доля разговорной речи на уроках. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельных работ: дидактическая игра, работа с книгой ( при разборах решений задач, доказательств, дополнительного материала) , обучающая самостоятельная работа (вывод формул сокращённого умножения, формул корней приведенного квадратного уравнения), тестирование, творческая работа и т.п.

Таким образом, всегда в своей работе использую диалог в форме «учитель – ученик», «ученик – ученик» потому, как он

  • изначально мотивирован на успех

  • осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся

  • создание проблемной ситуации, решение которой в непосредственном успехе

  • осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам

  • максимально опирается на самоорганизацию обучающихся.


В создании ситуации успеха на уроке немаловажную роль играет развитие математических способностей учащихся. Они проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно дети усваивают математический материал.

Академик А.Н.Колмогоров рассматривал три компонента математических способностей: алгоритмический, геометрический и логический.

Алгоритмические - способности, проявляющиеся при вычислениях. Например, при разложении многочлена на множители в 7 классе, решении квадратных уравнений в 8 классе, решении уравнений и неравенств, преобразовании выражений.

Геометрические - способности к пространственным представлениям при изучении, например, тем « Касательная к окружности» в 9 кл

Под логическими понимают искусство последовательного, правильного расчленённого логического рассуждения, т.е. доказательство от противного, продвижение при решении задач « от конца к началу».

Пример. Имеется два типа песочных часов. Одни отмеряют 7 мин, а другие – 11 мин. Как с их помощью отмерить 15 мин, необходимых для приготовления манной каши? ________________________________________________________________


Ответ. Поставить одновременно эти песочные часы, и когда закончится 7 мин,поставить на огонь кашу для приготовления. Когда вторые часы отмерят 11 мин, перевернуть их и ещё готовить 11 мин. Каша будут готовиться 15 мин. Т.к.


Если на уроке ученик затрудняется объяснить решение задачи, задаю наводящие вопросы: что нужно найти в задаче, что для этого необходимо знать, как найти неизвестный компонент, почему именно этот способ решения выбран, а как по-другому можно решить и т.п.

Одной из важнейших мер успеха ребёнка является работа на уроке, т.к. на нём в первую очередь решаются главные задачи обучения и воспитания.

Несомненно, интерес к предмету, увлечение им может оказывать огромное влияние на качество усвоения. Если учителю удалось вызвать в учениках интерес к предмету, дать «пищу» их любознательности, подтолкнуть к достижению успеха, то половина дела уже сделана. И наоборот, однообразный, скучный материал, лишенный сам по себе эмоциональных элементов, может свести на нет эффект даже и хороших методических приёмов, применяемых учителем.


В течение нескольких лет систематически осуществляется контроль знаний учащихся: проводятся тематические и срезовые контрольные работы. Его целью является определение динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учащихся, предупреждение неуспеваемости, определение уровня сформированности ЗУНов при переходе учащихся в следующий класс, а также из начального звена в основную школу.


Итак, мониторинг учебных результатов, проводимый мною показал устойчивые знания у учащихся, они подтверждают итоговую отметку, наблюдается повышение уровня обученности и качества знаний.

Результативность:

  • Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

  • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение

  • Дети осваивают коммуникативный и творческий типы деятельности.

  • Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в специализированных учебных заведениях.

  • У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

  • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

  • Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников.

  • Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.


Удастся ли создать на каждом уроке ситуацию успеха, сможем ли развить математические способности напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, то они могут перестать заниматься и интересоваться математикой. В связи с этим приходится регулярно заниматься совершенствованием своих знаний через методическую литературу, газеты, журналы и грамотно, умело и просто преподносить всё учащимся.


Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера предметного обучения.

Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое

он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Литература:

  1. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.

  2. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.

  3. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.

  4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.




























«Колос орталау мектебі» КММ

КГУ «Колосовская неполная средняя школа»









Самоанализ работы учителя математики

Зинченко Татьяны Николаевны

по педагогической идее

«Практическое применение теоретических

знаний в процессе решения задач»









2015 -2016 о.ж

2015 -2016 уч.год






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Зинченко Татьяна Николаевна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование ИКТ на уроках математики   на примере урока  в 5 классе  по теме "Проценты" "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-matiematiki-na-primierie-uroka-v-5-klassie-po-tiemie-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "150336"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420466677"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация "Индивидуализация и дифференциация процесса обучения на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-individualizatsiia-i-diffierientsiatsiia-protsiessa-obuchieniia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "175055"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424203639"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников "
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia-proiektnogho-mietoda-obuchieniia-v-dokladakh-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445196716"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства