Самоорганизация педагогов в образовательно- развивающей среде техникума.
Самоорганизация педагогов в образовательно- развивающей среде техникума.
Преобразования, охватившие социальную и экономическую сферы жизни нашей страны, повлекли за собой кардинальные перемены всей системы образования, в том числе и системы среднего профессионального образования (СПО). Поиск путей решения новых задач привел к изменению содержания программ и технологий обучения, выдвижению новых требований к преподавателю. В условиях альтернативности образования педагог должен быть конкурентоспособной, самостоятельной, постоянно развивающейся личностью, обладающей высоким профессионализмом и компетентностью. Но, как показало исследование, проведенное среди преподавателей СПО, многие из них не имеют психолого-педагогического образования, которое крайне необходимо именно педагогам, работающим с самой трудной возрастной категорией учащихся (от 15 до 18 лет).
Психолого-педагогическая подготовка для преподавателей данной категории приобретает особую значимость и необходимость в аспекте обеспечения готовности преподавателя к самообразовательной деятельности, повышению уровня своего профессионального мастерства.
Эффективность педагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и от его личного благополучия, так и от умения самоорганизовать свой труд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Самоорганизация педагогов в образовательно-развивающей среде техникума.
Доклад
Подготовила
преподаватель:
Малафеева Т.А.
Самоорганизация педагогов в образовательно-
развивающей среде техникума.
«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей
жизни, и знает способ и средства,
как он это может осуществить в качестве
индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистерверг
ВВЕДЕНИЕ.
Преобразования, охватившие социальную и экономическую сферы жизни нашей страны, повлекли за собой кардинальные перемены всей системы образования, в том числе и системы среднего профессионального образования (СПО). Поиск путей решения новых задач привел к изменению содержания программ и технологий обучения, выдвижению новых требований к преподавателю. В условиях альтернативности образования педагог должен быть конкурентоспособной, самостоятельной, постоянно развивающейся личностью, обладающей высоким профессионализмом и компетентностью. Но, как показало исследование, проведенное среди преподавателей СПО, многие из них не имеют психолого-педагогического образования, которое крайне необходимо именно педагогам, работающим с самой трудной возрастной категорией учащихся (от 15 до 18 лет).
Психолого-педагогическая подготовка для преподавателей данной категории приобретает особую значимость и необходимость в аспекте обеспечения готовности преподавателя к самообразовательной деятельности, повышению уровня своего профессионального мастерства.
Эффективность педагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и от его личного благополучия, так и от умения самоорганизовать свой труд.
Формы повышения квалификации педагогов
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения
квалификации педагогов предполагает разные формы:
•обучение на курсах (один раз в пять лет);
•самообразование;
•участие в методической работе образовательного учреждения, города, области.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Самоорганизация в образовательно-развивающей среде техникума
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без
этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Суть процесса
самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из
различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
1. индивидуальная
2. групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
•Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
•Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
•Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
•Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
•Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
•Организация кружковой и внеклассной деятельности
•Изучение информационно - компьютерных технологий
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт,
или нет каких - либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на
некотором этапе?
•разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
•разработка новых форм, методов и приемов обучения
•доклады, выступления
•разработка дидактических материалов, тестов
•выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
•разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
•проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер - классов
•обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
•В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
•Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений.
•Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
•Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Для педагога – стимулирование самовоспитания и самоорганизации должно стать одной из приоритетных задач, целевым направлением профессиональной деятельности.