Самостоятельные работы применимые на уроках алгебры
Самостоятельные работы применимые на уроках алгебры
Современная школа не может дать человеку знаний на всю жизнь. Ее основная задача — дать опорные знания и умения, развивать познавательные интересы и способности учащихся, научит их применять знания в нестандартных условиях. Учителю математики предоставляется возможность на уроках математики пробуждать любознательность учащихся, предлагая им задачи, соразмеренные с их знаниями, и своими наводящими вопросами, помогать им решать эти задачи, привить им вкус к самостоятельному мышлению и развивать необходимые для этого способности.
Умственное развитие учащихся включает в себя развитие творческого мышления и другие компоненты: развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных навыков и оно совершенствуется в процессе решения, как творческих задач, так и стандартных, что ложится в воспитания самостоятельности мышления школьников на различных этапах обучения.
Большую роль в развитии навыка самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные работы применимые на уроках алгебры »
Самостоятельные работы применимые на уроках алгебры
Современная школа не может дать человеку знаний на всю жизнь. Ее основная задача — дать опорные знания и умения, развивать познавательные интересы и способности учащихся, научит их применять знания в нестандартных условиях. Учителю математики предоставляется возможность на уроках математики пробуждать любознательность учащихся, предлагая им задачи, соразмеренные с их знаниями, и своими наводящими вопросами, помогать им решать эти задачи, привить им вкус к самостоятельному мышлению и развивать необходимые для этого способности.
Умственное развитие учащихся включает в себя развитие творческого мышления и другие компоненты: развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных навыков и оно совершенствуется в процессе решения, как творческих задач, так и стандартных, что ложится в воспитания самостоятельности мышления школьников на различных этапах обучения.
Большую роль в развитии навыка самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа
Выделим три этапа заданий: репродуктивные, реконструктивные и вариативные.
Задания репродуктивного типа выполняются реконструктивные учащимися на основе образца или подробной инструкции, на основе известных формул и теорем.
Например. «Представьте в виде многочлена выражение: (5-а)2» - репродуктивного характера.
Реконструктивные задания указывают только на общий принцип решения, например «Решите графически неравенство», или на соотнесение к тому или иному материалу, например «Решите задачу составлением системы уравнений».
Например. «Представьте в виде многочлена выражение: (а-b)(а+5) - (5-а)2».
Более высоким уровнем воспроизведения деятельности и переходом ее в творческую деятельность характеризуются задания вариативного характера.
Например. Вставьте пропущенные одночлены так, чтобы получилось тождество х2+6ху+…=(…+…)2.
Письменные самостоятельные работы по своему основному дидактическому назначению можно разделить на два вида: обучающие и контролирующие.
Обучающие работы в свою очередь можно разделить на две группы: а) работы по формированию знаний б)работы по формированию навыков.
Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными понятиями. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т. е. сразу после объяснения нового материала.
Приведем пример работы на формирование понятия арифметического корня. В эту работу следует включить задание, при выполнении которого ученики столкнутся с необходимостью «проговорить» определение арифметического квадратного корня, что очень важно для его понимания. Кроме того, целесообразно дать задание, в котором среди множества выражений ученик должен выбрать арифметический корень.
В соответствии с этим можно предложить, например, такую работу.
1. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получилось истинное высказывание:
1) Число 5 является арифметическим квадратным корнем числа 25, так как число 5 ... О и квадрат ... равен ... .
2) Число 12 ... арифметическим квадратным корнем числа 144, так как число 12 ... О и квадрат его .. .
3) Число —3 ... арифметическим квадратным корнем числа 9, так как число —3 ... 0.
4) Число 0,3 ... арифметическим квадратным корнем числа 0,9, так как квадрат числа 0,3 ... 0,9.
2. Какие из следующих равенств являются верными:
а) = 5; г) = 3;
б) - == -5; д) = -3?
в) - 4;
3. Запишите с помощью знака триарифметических квадратных корня трех различных чисел.
Заметим, что такие задания гораздо полезнее, чем, например, задание: напишите определение арифметического корня, так как при их выполнении требуется не запоминание определения, а усвоение понятия.
Цель работы по формированию навыков состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовать приобретенные учащимися навыки выполнения тождественных преобразования, решение уравнений , неравенств, различного рода задач, навыки построения графиков различных функций. Эти работы могут проводиться Практически на каждом уроке. Например. «Используя тождество сокращенного умножения, преобразуйте выражение:
а) (т + п) (т — п); в) х2- у2;
б) (4а - х2) (4а + х2); г) 16а2 – b4.»
Следует помнить, что однотипность в подборе упражнений, особенно на первом этапе отработки знаний и навыков, влечет формирование у учащихся неверных ассоциаций, которые служат источником образования устойчивых ошибок. Например, если ученику будет предложена следующая работа: разложите на множители выражение:
а) а3 - b3; в) т3 + п3; д)8 + а3;
б) 27 – х3 г) 125а3 — b3; е) 0,125х3-y3,
то вполне возможно, что ученик, запомнив неверно знаки, например в разложении а3— b3 = (а — b) (а2 + аb+ b2), не сможет в такого рода работе «увидеть» свою ошибку. И данная работа ее закрепит.
Лучше, если при отработке навыка использования тождества а3— b3= (а — b) (а2+ ab+ Ь2) учитель даст, например, такие задания:
1. Используя правило преобразования произведения многочленов, преобразуйте выражение:
Учитель, приступая к составлению заданий, должен поставить перед собой следующие вопросы: чему научится ученик после завершения этой работы? На какие вопросы будет уметь отвечать? Какие навыки приобретет? Работы данного типа должны состоять из небольшого числа заданий репродуктивного и реконструктивного характера, направленных на отработку новых приемов выполнения тождественных преобразований, решение задач, различных методов рассуждения и т. д.
Контролирующие работы необходимо проводить после логически завершенных циклов учебного материала, что дает возможность проверить степень усвоения материала учащимися в каждом из этих циклов. Очевидно, что и форма контроля и структура заданий определяются целью и характером знаний, которые должны быть достигнуты учащимися.
Письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного, что даст возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контролирующие работы. Их можно разделить на следующие виды: проверочные, контрольные, обзорные и итоговые.
Каждый из видов контролирующих работ имеет свои особенности, свои цели, и, следовательно, требования, предъявляемые к составлению этих работ, должны быть различны.
Проверочные самостоятельные работы предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы. Они рассчитаны на 10—15 мин. Такие работы необходимы как ученику, так и учителю. При их выполнении учитель своевременно получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет ему вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших тот или иной материал и в зависимости от этого строить работу по изучению дайной темы. Учащиеся же получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме.
Один из дидактических принципов обучения — принцип прочности знаний — требует, чтобы у учащихся сохранились на длительное время систематизированные знания и умения. В. соответствии с этим принципом необходимо не однажды возвращаться к изученному материалу.
система самостоятельных работ, с одной стороны, должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и, с другой стороны, их проверку.
Система заданий должна быть полной, т. е. отражать все основные понятия, предусмотренные программой, связи между понятиями различных тем и внутри тем.
Задания в самостоятельных работах должны быть различными по характеру воспроизводящей деятельности ученика. В работы необходимо включать задания репродуктивного, реконструктивного и вариативного характера.
Самостоятельные работы должны формировать приемы учебной работы, подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов, учить переносу приемов учебной работы.
Система самостоятельных работ должна обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях: при формировании знаний и навыков, при проверке на разных этапах. В задания для самостоятельной работы необходимо включать прямые и обратные задачи на изученные понятия.
Введение «опорных» слов, способствующих формированию знаний, умений делать выводы и заключения, является одним из необходимых условий выработки правильного математического языка учащихся.
Формулировки заданий в самостоятельных работах должны быть четкими, определенными, понятными, не допускать двоякого толкования.
Рассмотрим пример обзорной работы за 7 класс
Вариант I
1. Найдите значение выражения:
(х - 0,2) (х + 0,2) при х = 0,6.
2. При каком значении переменной у не имеет смысла выражение:
а); б) ; в) ?
3. Подберите пару значений переменных а и Ь, при которых
выражение не имеет смысла.
4. Что такое корень уравнения? Приведите пример уравнения с одной переменной, имеющего один корень; не имеющего корней.
6. Дано уравнение bх = 3: Существует ли такое значение b, при котором: а) данное уравнение не имеет корней; б) корень этого уравнения является отрицательным числом; в) корень уравнения принадлежит числовому промежутку ( 0; 3]?
7. Найдите два решения неравенства:
а) 3 х х
8. Запишите в виде числового промежутка множество решений неравенства: а) х ≥ 7; б) -2 ≤ х
9.Подберите пару (х; у), которая обращает в истинное высказывание следующее предложение:
а) «число х оканчивается той же цифрой, что и число у»;
б) «х + 2у = 50».
Вариант II
1. Найдите значение выражения:
(2х - 0,3) (2х + 0,3) при х = -2,5.
2. При каком значении переменной а не имеет смысла выражение:
; ; ?
3. Подберите пару значений переменных х и у, при которых выражение не имеет смысла.
4. Что значит решить уравнение? Приведите пример уравнения с одной переменной, имеющего один корень; имеющего бесконечное множество корней.
6. Дано уравнение тх =-5. Существует ли такое значение т, при котором: а) данное уравнение не имеет корней; б) корень этого уравнения является положительным числом; в) корень этого уравнения принадлежит числовому промежутку [—10; 0)?
7. Найдите два решения неравенства:
а) —10 х х
8. Запишите в виде числового промежутка множество решений неравенства: а) х ≤ 5; б) -20 х≤ 5, и покажите его на координатной прямой.
9. Подберите пару (х; у), которая обращает в истинное высказывание следующее предложение:
а) «число х состоит из тех же цифр, что и число у»;
б) «2x — у = 20».
Использованная литература
М.Р.Леонтьева «Самостоятельные работы на уроке алгебры»
2. Ю,Д,Кабалевский «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике».
3. К.К.Трескин «О формировании навыков самообразования учащихся с помощью системы самостоятельных работ»