Социализация детей через проектную и научно-исследовательскую деятельность"
Социализация детей через проектную и научно-исследовательскую деятельность"
В данной статье я рассказала о применении основ проетной и исследовательской деятельности учащихся применительно к урокам математики. Чтобы вызвать интерес учеников к изучаемому материалу необходимо окрасить их собственными положительными эмоциями, сделать опору на собственный опыт учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация детей через проектную и научно-исследовательскую деятельность" »
Социализация детей через проектную и научно-исследовательскую деятельность"
Один видит в луже только лужу, а другой,
глядя в лужу, видит звезды.
(Неизвестный автор)
Витагенное обучение— обучение, основанное на актуализации (востребованности) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
«Ребенка учит то, в чем он живет», поэтому, если вы учите терпимости и мудрости, а сами готовы быстро дать оценку событий вместо анализа их, ваши воспитанники вряд ли научатся терпимости.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Урок на повторение процентных соотношений в виде деловой игры «Жить или курить?». Была организована и работа в группах, подача задач в нетрадиционной занимательной форме, творческое задание на дом.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
Появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем. Зарождаются основы системного мышления.
Воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям, что способствует активизации социализации школьника.
В 9-м классе при изучении последней главы «Начальные стереометрические сведения» заранее предлагаю учащимся поработать над проектами деятельность учащихся по темам: «Многогранники», «Тела вращения». На начальном этапе каждой группе из 2-4 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание В конце года, по итогам защиты всех выполненных заданий происходит комплексное изучение довольно сложного материала для девятиклассников материала и анализируется эффективность его дальнейшего применения в стереометрии.
В результате работы над проектом учащиеся приобретают способность проецировать данный метод в организацию собственной жизни: умение определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является социализация учащихся. Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями. Поэтому социализация учащихся рассматривается нами как задача, процесс и результат работы учителя с детьми в школе, предполагая адаптацию человека к меняющимся условиям, требованиям общества, социума, сохранив при этом свою индивидуальность. Мы определили те предметы воспитания, социализирующее влияние которых на детей на сегодня максимально. Это приобщение молодого поколения к исторически-культурным традициям, формирование гражданско-патриотических чувств, обеспечение творческой самореализации.
Участие в проектах «Я – гражданин» (создание книги о Петров Вале),
реализация проекта «Наши героические предки» (о прадедушках участниках ВОв),
участие в олимпиаде по краеведению «Улицы нашего города»
Многообразие форм и способов данной целостности предоставит детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а учителям - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).
Очень важно, чтобы при решении задач учащиеся не боялись предлагать различные способы решения, пусть даже не совсем приемлемые в данной ситуации. Дети должны свободно высказываться, спорить, рассуждать. И чтобы учащиеся могли проявить своё творчество, при планировании устной работы, задания подбираю так, чтобы их решение можно было выполнить различными способами.
Развивающие и творческие работы. Это наиболее важные из всех видов самостоятельных работ, помогающие сформировать и развивать четвёртый уровень самостоятельности Они требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельно решения. На уроках – это самостоятельные работы, требующие умения решать задачи несколькими способами. С классом рассматриваю все предложенные варианты решения задачи, показывая этим, что они « молодцы» уже только потому, что думают и предлагают.
В своей работе применяю выполнение учащимися творческих самостоятельных работ: сочинения, сообщения учащихся, сочинение сказок, составление математических игр, кроссвордов, задач и примеров и т.п. Например, когда я принимаю учащихся в 5 классе, то на первом уроке я прошу написать дома сочинение «Роль математики в жизни нашей семьи» или «Математика в профессии моих родителей». Учащиеся составляют условие задачи в разных формах: сказка, приключение и т.д.
С полной уверенностью могу сказать, что вместе с каждым учеником с помощью математики мы познаём законы мира и себя.
Мы рассчитываем в своей работе на воспитание настойчивости и мужества. Задача должна быть решена, верно, теорема доказана правильно. Математическая задача в большинстве случаев несет творческий характер. Она требует рассуждений - тем самым пусть скромный, но творческий акт. Тот, кто раз изведал благородную радость творческого достижения, никогда уже не пожалеет усилий, чтобы вновь ее испытать. Решая задачи, мы преследуем развитие творческого и математического мышления учащихся, повышение их интереса к математике. Этому способствуют так называемые красивые задачи, чаще всего это планиметрические задачи, которые способствуют формированию и развитию эстетического вкуса. Я убеждена, что восприятие эстетической стороны задачи начинается с условия и чертежа. Чертеж должен соответствовать слову «красивый», а к выполнению некоторых графических заданий можно подойти творчески. (Пример - практическая работа по геометрии по теме «Преобразование плоскости»)
Задача может установить интересный неожиданный факт, желательно, чтобы имела несколько способов решения. Стремясь воспитать из своих учеников рачительных хозяев, приучаю их заботливо относиться к общественному достоянию, природе, быть экономным и бережливым. Поэтому в качестве домашних заданий ребята получают задания ознакомиться с местным материалом и передать его в математическом формате. При изучении в комбинаторике темы «Графы», предлагаю ученикам составить своё генеалогическое древо. Ребята всегда с большим удовольствием выполняют эту работу, узнавая много новых и интересных фактов из истории своей семьи.
Эстетический потенциал математики в практике обучения часто недооценивают. Однако на протяжении веков пути математики и различных видов искусства переплетались. Поэтому исторические сведения предоставляют благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников. Зачастую в кругу цифр и математических знаков мы не замечаем всей красоты и логичности доказательств этой науки. Красоту науки когда-то заметил Н.Е.Жуковский. Он писал: «В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии».
А перу великого русского писателя Л.Н.Толстого принадлежат такие, очень актуальные сейчас, слова – «Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству». И даже известная нам математик-женщина Софья Васильевна Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Ее перу принадлежат такие произведения: драма «Борьба за счастье», роман «Нигилистка» и другие.
Очень большое психологическое воздействие имеют эпиграфы, крылатые фразы, относящиеся к теме урока. Эпиграфы можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом. При изучении темы «Действия с обыкновенными дробями», у учащихся возникают трудности в расчётах. Считаю уместным приведение немецкой пословицы «Попал в дроби», что значит, попал в трудное, но не безвыходное положение.
Карл Христиан Фридрих Краус, немецкий философ, писал: “Что переварили учителя, тем питаются ученики”. Лучше, наверно, не скажешь.
Ребенка не надо переделывать, поскольку он хороший от природы. Его надо принимать таким, каков он есть, более того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен ребенок сам.
Как же помочь способным ребятам в их самореализации? Не потерять других? Работа школьника особенно значима, когда он видит здесь и сейчас результаты своего труда, то есть предоставить ему возможность проявить себя.
- кружок «Клуб любителей математики»;
- интеллектуальные игры различных масштабов («Кенгуру» и др.);
-участие в различных конкурсах и акциях (фестиваль ученических презентаций и учебных проектов, первый районный прошёл в прошлом учебном году, где ученики тогда ещё 9б класса Вайберт Игорь и Гавришева Наташа за работу «Мир многогранников» заняли 1 место), с учениками своего класса подготовили работу «Сталинградская битва в числах» Всё это создаёт комфортные условия обучения, творческую развивающую среду. Да, математика – средство развития личности. Используя современные образовательные технологии, мы помогаем постичь логику и взаимосвязь целого и частей.
Накоплен опыт по проведению научно-практических конференций, математических вечеров, выпусков математических газет.
Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и способствует более глубокому усвоению материала.
Велико воспитательное значение внеклассной работы по математике. Она развивает интерес к самостоятельной мыслительной и творческой деятельностиКроме системы внеклассных занятий на каждом уроке должна быть своя изюминка.
Если учитель будет идти на урок с интересом, то этот интерес будет передаваться и детям. Только в этом случае можно говорить об усвоении знаний.
Не жди от детей благодарности, умей прощать и забывать, ведь ребенок еще изменится, а ты нет, умей начинать все сначала, умей смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.
• Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве (это поможет лучше понять ребенка). А с другой стороны, наши дети растут в совершенно иное время, нежели мы. Самое трудное - внушить им, вложить в их души вечные ценности, но сделать это так, чтобы они полноценно и комфортно ощущали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал.
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).