Современные образовательные педагогические технологии
Современные образовательные педагогические технологии
Данная статья содержит информацию о возможностях использования на уроках математики современных образовательных педагогических технологий. Статья содержит краткое описание этих технологий. К статье есть приложение "Разработка: урок-игра "Скачки". Материал изложен доступным языком. Данная информация может быть полезна для учителей не только математики, но и других предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные педагогические технологии »
Современные образовательные педагогические технологии.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта.
У педагогов неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”. Традиционные технологии – это технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При этом преподнесение учащимся информации практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
Традиционные технологии апробированы годами и позволили решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства.
Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).
Усложнялись программы, ученики ориентировались на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных современных образовательных технологий, дающих возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:
обучение в сотрудничестве
дифференцированный подход в обучении
игровые технологии
метод проектов
5. использование информационных технологий
6. проблемное обучение
7. здоровье сберегающие технологии
Обучение в сотрудничестве
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, а затем в позиции учителя. В традиционном способе обучения нарушен триединый принцип получения, усвоения и передачи информации и опыта. Ученики не участвуют в их передачи. Включить учеников в активное усвоение и передачу информации и опыта удалось при организации обучения в сменных парах. Как происходит такое обучение? Ученик работает с одним одноклассником, потом с другим, третьим. В паре они могут помогать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам.Один обучает многих, многие обучают одного. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Наиболее перспективной формой дифференциации может стать внутренняя дифференциация. Каждый ученик, опираясь на свои запросы, выбирает уровень обучения : уровень базовый, повышенный , углубленного владения.
При этом сохраняются сложившиеся классные коллективы, но применяется группировка по уровням на добровольной основе.
Уровень А выбирают учащиеся, выразившие желание овладеть знаниями по конкретному предмету на базовом уровень. Выполняя задание уровня а, ученик воспроизводит материал. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне требует многократного его повторения, умение выделять смысловые группы, вычленять главное. Поэтому в содержание уровня А вводится инструктаж о том, как учить , на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т . п.
Уровень В выбирают учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету. Этот уровень овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для выполнения заданий на применение.
Уровень С выбирают ученики, желающие изучать предмет по углубленной программе.
Постепенное приучение детей к осознанному выбору уровня знаний начинается с разноуровневых домашних заданий. Этим учитель приучает детей к мысли, что творчество и самостоятельность ценятся выше, чем репродуктивная .деятельность : максимальная оценка за задания творческого характера-5, за задание частично-творческого характера-4, за задание репродуктивного характера-3.
Типичная ошибка, которую часто допускают учителя, -это составление разноуровневых заданий по принципу «+». Например, если на «3» нужно выполнить упражнение, то на «4» к этому упражнению добавляется еще какое-нибудь задание, а на «5»-еще одно, да еще самое сложное. При таком подходе получается, что мы наказываем детей, стремящихся учиться отлично, лишним временем, потраченным на выполнение домашнего задания, и лишней, часто очень трудоемкой и рутинной работой.
Необходимо заменить принцип» плюс принципом «вместо»:ученик, желающий выполнять творческие задания должен быть избавлен от рутинной работы, он выполняет творческое задание не плюс к репродуктивному, а вместо него.
Игровые технологии
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения.
В отличие от игры вообще педагогические игрыобладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом., отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Готовясь к уроку, хороший учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. А очень хороший учитель кроме этого еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает метод ее стимуляции. Это прежде всего то, что на уроках такой строгой науки, как математика, сделать это можно только введением в них занимательных моментов. Например, в 6 классе при изучении темы «Свойство точек серединного перпендикуляра», можно предложить такую задачу:
Точки – жилища Бабы Яги и Кощея. Линия внизу – речка. Задумали как-то нечистые построить на ее берегу общую купальню, да только никак не могут прийти к согласию относительно места, где ее делать (надо ведь устроить так, чтобы расстояние от нее до их жилищ были равными). Давайте им поможем.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Но суть его остается прежней -стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Таким образом, вышеобозначенная технология позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Использование информационных технологий для реализации целей педагогических технологий.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся.
Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительными способностями.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте ее делать разумно, качественно и, по возможности, солнечно.
Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.
Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.
Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:
«Учить всегда, учить везде, До дней последних донца! Учить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца»
Библиографический список
«Современные образовательные технологии» 1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65 2. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30 3. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38 4. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8 5. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5 6. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70 7. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13 8. Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27 9. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114 10. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153 11. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010
Урок- игра «Скачки»
Я начинаю урок словами: «Сегодня у нас скачки! Прошу делать ставки. И господа с восторгом хватают по листочку бумаги, с одной стороны ставят свою фамилию, а с другой – столбик цифр по количеству заездов. Обычно бывает 5-7 заездов по 3 участника».
1 -
4 -
2 -
5 -
3 -
После этого я объявляю: «В 1 заезде участвуют…» и называю 3 фамилии. Каждый ученик (в том числе участники заезда) выбирают того, кто победит (т.е. первым справиться с заданием) и записывают его фамилию напротив цифры 1.
Затем называю участников 2-го заезда, ребята выбирают и записывают фамилию своего избранника напротив цифры 2. Если кто-то считает, что в заезде не окажется победителей, то можно напротив номера этого заезда поставить знак -.
После того как ставки сделаны – я собираю листочки.
Наступило время соревнования.
Я говорю: «На старт приглашаются участники 1 заезда».
Первая тройка участников выходит и садиться за заранее освобожденные столы. Я даю им листочки с заданиями – одинаковыми и они быстро начинают работать.
Остальные ученики класса – болельщики, но не праздные наблюдатели, они тоже работают: получают такое же задание и работают над ним параллельно с участниками заезда, но самостоятельно.
Как только какой-либо участник заезда выдаст правильное решение, заезд останавливается. Победитель получает «5», а его фамилия под соответствующим номером вноситься на доску.
По окончании все заездов объявляется победитель – тот кто угадал первые места в заездах. Он тоже получает «5», предоставив тетрадь с решением заданий.