kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перестройка высшего и среднего специального образования в стране, школьная реформа предусматривают дальнейшее совершенствование форм, методов и средств обучения, использование разнообразных технологий: технологий личностно-ориентированного обучения (ЛОО), проблемно-поисковых технологий и компьютерных технологий в том числе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения »

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


Арюлина Н.А.,учитель математики,высшая категория,

МОУ Удельнинская гимназия, Раменский район


Перестройка высшего и среднего специального образования в стране, школьная реформа предусматривают дальнейшее совершенствование форм, методов и средств обучения, использование разнообразных технологий: технологий личностно-ориентированного обучения (ЛОО), проблемно-поисковых технологий и компьютерных технологий в том числе.

Мы, педагоги, тоже перестраиваемся. Я в своей работе стараюсь постоянно использовать новые разработки, современные образовательные технологии.

Информационно-коммуникационная технология – это современная технология обучения с использованием компьютера (Интернет-технологии, программирование, проектный метод обучения, дистанционное обучение и т.д.). Быстрое развитие вычислительной техники и расширение ее функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса.

В помощь нам, педагогам и ребятам, появилось много материалов на компьютерных дисках. Их можно применять в разработке рефератов, написании курсовых работ, с их помощью учащимся можно самостоятельно работать с материалом и выполнить имеющиеся по теме работы, получить результат, а значит, учитель может легко оценить знания.

Мне информационные технологии позволяют быстро организовать обучение и проверку знаний, составлять адаптивные программы и применять их в обучении математики.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Я убеждена, что интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы.

Компьютерная техника и использование компьютерных технологий сегодня выступает не только как средство автоматизации всех процессов обучения, но и как инструмент резкого повышения эффективности интеллектуальной деятельности учащихся.

Из всех возможных способов, компьютерные технологии на своих уроках, я использую с разной целью:

- осуществление самоконтроля и стандартизированный контроль знаний по содержанию учебной информации (тестовые, контрольные дифференцированные задания, карты и другие опросники;

- получение необходимых справочных данных, составление контрольных, дифференцированных работ, анализ типических ошибок учащихся (автоматизированные системы управления и информационные банки;

- самостоятельная работа учащихся в разработке рефератов, курсовых работ, работа с материалом, выполнение проверочных работ, получая результат, осуществлять самоконтроль.

Активно участвую в работе муниципальной инновационной сети по темам:

- «Педагогическая диагностика, мониторинг и оценка качества общего образования»;

- «Создание информационного пространства в образовательном учреждении».

Использую в своей практике современные развивающие технологии, в основе которых лежат принципы развивающего обучения:

- уровневая дифференциация на основе обязательных результатов;

- групповые и игровые технологии, как способы организации деятельности детей;

- проблемно-поисковые технологии, основанные на создании проблемной ситуации, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся;

- здоровьесберегающие технологии.

Этим технологиям я отдаю предпочтение.

Технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа Джона Дьюи, сегодня предполагает организацию таких занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации и учащиеся в процессе активной самостоятельной деятельности их решают, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей. Для реализации проблемной технологии отбираю самые актуальные, насущные задачи (экономика, история науки и т.д.). Я использую следующие методические приемы: постановка проблемы, указание противоречия и предложение найти способ их разрешения; столкновение противоречий практической деятельности, побуждение к сравнению, обобщению, выводам из ситуаций, сопоставлению фактов; ставятся проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Также на своих уроках использую коллективный способ обучения (КСО), при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах (группах), когда один учит другого. Одновременно учащиеся рассматривают несколько проблем. У каждой группы отдельная проблема, которая прорабатывается по очереди с разными учащимися. В каждой группе обучаемый выступает, то в роли слушателя, то в роли рассказчика (учителя). Перед учениками с самого начала ставится задача: подготовиться по теме так, чтобы уметь ее рас-сказать, ответить на все вопросы.

Большой интерес вызывает проектная технология, не являющейся новой. Созданная в городе Дальтоне (США) в 1919 г. (Е.Паркхарст), она получила название «Дальтон план» или в России – «метод проектов», применявшийся во многих школах и ВУЗах в 20-х годах. Проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Работа над проектом предполагает знакомство с материалом; планирование работы; распределение заданий внутри группы; обсуждение индиви-дуальных результатов в группе; обсуждение общего задания группы (с замечаниями, дополнениями, уточнениями, обобщениями) и подведение итогов, когда результаты работы обобщаются, анализируются и сначала сами учащиеся, а за тем и я, как учитель, делаю вывод о достижении поставленной цели. Практическая ориентация образовательного процесса и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий требует активного использования:

- коммуникативных технологий;

- проектно-исследовательских технологий;

- компьютерных технологий.

На уроках мной используется технологии личностно-ориентированного образования и технологии сотрудничества, именно эти технологии являются основными в моей собственной методической системе преподавания.

Я глубоко убеждена, что залогом успеха могут служить:

- уважение учителя и ученика друг с другом;

- воспитание не послушания, а ответственности, не агрессивности, а доброжелательной твердости на основе творческой педагогической импровизации;

- учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами. Только обучая детей, мы учимся сами.

Еще в начале 20 века Д.Дьюи утверждал: «Ребенок – это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс».

XXI век – век триумфа индивида, приоритета личности как основы жизнедеятельности общества. На первый план при оценке личности выходят уникальные творческие и интеллектуальные способности индивида. В Законе «Об образовании Российской Федерации» указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся. Новые задачи, стоящие перед современной школой, привели к тому, что сегодня широкое распространение в практике получили такие нетрадиционные технологии, как технология естественного обучения, модульно - рейтинговая технология обучения, технология интегрированного обучения, технология полного усвоения знаний, индивидуальная технология обучения, технология кооперативного обучения, проблемно-поисковые технологии. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволило решать многие проблемы развивающего, личностно–ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Введение новых предметов, использование новых современных технологий на уроках, при проведении внеклассных мероприятий, позволяет учащимся понять самих себя, свою сущность, а это поможет воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации. Ядро образования – знания о человеке и человечности.

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно–ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Опираясь на воззрения философов, постараюсь выделить наиболее важные аспекты личностно-ориентированного подхода: во-первых, личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности, во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий, в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода должен составлять методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Вот уже 15 лет как в России в школах внедряется опыт французских педагогов – основателей международного теперь уже педагогического движения "Новое воспитание". Раньше от педагогов требовалось основное – дать образование… Но нравственные проблемы не могли не тревожить учительское сердце.

Сейчас приобрели актуальность понятия "воспитание" и "образование" как единый процесс.

И поэтому в своей практике я стараюсь проводить мастерские творчества – мастерские ценностных ориентаций, они нужны сегодня как воздух и детям, и взрослым, т.к. позволяют "переварить" огромное количество разных точек зрения на какую-либо проблему и выработать свою.

Мастерские творчества – это новая технология. Я создаю условия для своих учеников, иногда трудные, обеспечивая им проблемную ситуацию с обязательным выходом из нее.

Могу поддержать учеников верой в то, что они могут со всем справиться самостоятельно; помочь, если попросят; но не даю им готовых решений, не навязываю им свою точку зрения.

Что же такое мастерская творчества?

Мастерская – это синтетическая интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельный подход.

Возможна диалогическая деятельность разного плана: интеллектуальная, эмоциональная, этическая, коммуникативная, психологическая.

На выходе ребята должны обрести целостную смысловую картину современного мира и осознать ценность своего "я" в этом мире, познать и проявить собственную индивидуальность.

Проживание - дети – непосредственные участники деятельности. Они должны не присутствовать на "…", а пребывать в"…". Выбор тем должен быть интересен детям, должна быть внутренняя мотивация.

Индукция ("наведение") - этап мастерской, где создается эмоциональный настрой, создается личностное отношение к предмету обсуждения.

Индуктор – средство для включения процесса индукции: слово, образ, предмет, звук, текст, рисунок и др., что может разбудить чувство, вопросы.

Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного мнения, опыта, формулирование идеи, мнения (работа в группах) – социоконструкция.

Социализация – этап мастерской, предъявление интеллектуального продукта (рисунки, работы, мнения) другим участникам (групповая социализация – рассмотрение мнений, индивидуальных в группе гипотез).

Деконструкция и реконструкция – разрушение имеющихся представлений, восстановление на новом пути.

Дедукция ("выведение") – логическое умозаключение от общего к частному.

Рефлексия – осознание каждым того, что обсуждалось.

Проведение "Мастерских творчества" для нас интересно, т. к. я уже имею опыт проведения подобных мероприятий.

Изучение индивидуальных особенностей человека помогает ребятам анализировать собственные качества, поступки, критически оценивать себя с учетом требований, предъявляемых обществом, коллективом, семьей. Успех зависит от содержания, и от стиля курса общения учителя с учащимися. Самое главное – дискуссионность, диалогичность, доверительность, уважительное отношение к мнению учащегося.

Мой предмет – математика. Используя новые подходы в образовании, я по-другому смотрю на свой предмет. Главное – видеть в каждом ученике человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Арюлина Наталья Алексеевна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования"
    ["seo_title"] => string(102) "ispolzovaniiesovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiikaksriedstvopovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259329"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448718900"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ                       КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ                    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА."
    ["seo_title"] => string(110) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiego-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668779"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Информационно - компьютерные технологии  как средство повышения качества знаний младшего  школьника."
    ["seo_title"] => string(112) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства