kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные технологии при организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Основная задача учителя определена в «Профессиональном стандарте учителя» (ПСП) - сформировать у учащегося модель математической деятельности в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.  Профессиональные умения учителя математики  должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии при организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.»

Современные технологии при организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Современный учитель. Кто он?

Он шагает в ногу со временем

Изменить сам себя сможет он,

Если время это потребует…


В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Основная задача учителя определена в «Профессиональном стандарте учителя» (ПСП) - сформировать у учащегося модель математической деятельности в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную. Профессиональные умения учителя математики должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему. Математическая компетентность и упомянутые выше более общие свойства математической культуры используются как в других школьных предметах, так и в повседневной жизни учащегося.

Учитель математики ведет образовательный процесс в области математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде (ИС).

Школа создает условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Овладение теорией и технологией личностно-ориентированного обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий можно выделить следующие:



Технология обучения в сотрудничестве


Технология алгоритмического обучения


Технология развития критического мышления




Технология полного усвоения


Технология творческого развития







Коммуникативно-диалоговая технология


Технология модульного обучения


Технология проблемно-поискового обучения








1. Технология обучения в сотрудничестве - это одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования, так как при обучении создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам.

2. Технология алгоритмического обучения - это обучение посредством алгоритмов, которые позволяют делать учебную деятельность успешной.

3. Технология полного усвоения - технология, при которой способности конкретного ученика раскрываются при оптимально подобранных условиях. Учащиеся выбирают способ обучения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками, темп продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями. Учитель не только контролирует. Но и оказывает помощь.

4. Технология развития критического мышления – технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации. Технология применяется при изучении нового материала, при организации коллективной, парной и индивидуальной работы на уроке.

5. Технология творческого развития - технология, которая применяет коллективное решение задач и выполнение работ.

6. Коммуникативно-диалоговая технология включает в себя:

- постановку проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения;

- введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний;

- целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения;

- анализ и оценку дискуссии;

- подведение итогов.

7. Технология модульного обучения - технология – основой, которой является модульный принцип структурирования содержания учебной программы, согласно которому содержание представляется в виде комплекса относительно самостоятельных законченных смысловых блоков.

8. Технология проблемно-поискового обучения предполагает:

- направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;

- постановку учащихся в позицию исследователя;

- моделирования этапов мышления в решении проблем: выделение и постановка проблемы, сбор и анализ данных, формулировка выводов, обобщение.

Для достижения целей и задач обучения математике мною используются разнообразные современные педагогические технологии. Работая в системе, я стремлюсь создать условия для формирования у школьников практических навыков осуществления учебной деятельности, направленной на приобретение ими всесторонних и прочных знаний.

Мною регулярно используется коммуникативно-диалоговая технология. Постановка перед учащимися вопросов привносит дух живого диалога, откровения.

Учащиеся, отвечая на мои вопросы, актуализируют свои знания, спорят, доказывают свое мнение, делают выводы. Мне остается лишь направлять их, следить за последовательностью вопросов-ответов.

Особое внимание мною уделяется технологии проблемно-поискового обучения. Данная технология позволяет привлечь к работе всех желающих, независимо от их учебных достижений.

Проведя поисковую деятельность, ребята выступают перед классом в роли «докладчика», иногда – «учителя».

Технология полного усвоения позволяет раскрыть возможности каждого ученика. На уроках ребятам предоставляется право свободного выбора задания, метода и темпа их выполнения. Одаренные дети получают задания повышенной трудности, проблемного и творческого характера и всестороннюю поддержку с моей стороны – терпеливое и открытое удовлетворение любопытства, совместный поиск ответов на любые вопросы.

Говоря о современных технологиях, мне хотелось бы обратить особое внимание на информационные компьютерные технологии (ИКТ). В эпоху повсеместной информатизации встает вопрос применения компьютерных технологий в педагогической деятельности любого учителя. Сейчас и у учителя и у учащихся появилось много возможностей: создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).

Использование Интернет ресурсов на уроке позволяет получить больший объем информации, которая постоянно обновляется.

Учащиеся все больше самостоятельно ищут ту или иную информацию, выбирают необходимое из огромного количества, что является важным в дальнейшем их обучении.

Ошибается тот, кто считает, что применение информационных технологий на уроках математики приведет к тому, что дети перестанут решать задачи даже элементарной математики соответствующей ступени образования. Все лучшее видится, когда существует контраст. Белое становится белее на фоне черного, высокое становится выше на фоне низкого. И так же после работы с компьютером, хоть и очень полезной машиной, дети обернутся и увидят жизнь. И к тому же, компьютер на уроке математики – это средство для получения информации, при этом его использование нисколько не исключает живую работу с числом, циркулем, бумагой… Компьютер расширяет возможности увидеть далекое недостижимое, а это значит, что современный урок математики должен стать увлекательным, познавательным и завораживающим. А современный учитель не должен бояться вытеснения «живого» слова учителя, а наоборот расширить этот инструментальный набор посредством современного информационного оборудования.

Мы с вами живем в эпоху перемен. Изменения в сфере образования за последние 15 лет охватили все образовательные учреждения. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (2010 г.), нашла горячий отклик в умах педагогического сообщества. Образовательная инициатива должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Суть концепции в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа», стоящие перед системой общего образования, определяют пять направлений развития общего образования:

  1. Обновление образовательных стандартов.

  2. Поддержка талантливых детей.

  3. Развитие учительского потенциала.

  4. Развитие школьной инфраструктуры.

  5. Обеспечение здоровья школьников.

В направлении поддержки талантливых детей предстоит разработать и внедрить:

- систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;

- обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;

- расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;

- модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;

- систему консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Инициатива исходит из того, что школа – это важный инструмент достижения индивидуального успеха, что необходимо культивировать в ней особую креативную среду, «где таланты будут сами прорастать».

В рамках проблемы «Одаренные дети» мною создаются условия для реализации и развития творческого потенциала каждого учащегося. Одаренные ребята привлекаются к участию в исследовательской, творческой деятельности в конкурсах. Работаю с одаренными детьми во внеурочное время в плане подготовки к конкурсам. Содействую подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.

Каждый раз, планируя урок, мы с вами должны помнить, что не просто учим детей математике (решать задачи, строить параболы, вести точную линию, изображать правильную форму и т.д.), но и развиваем зоркость души ребенка.

Как добиться этого на уроке и не потерять интерес к предмету, если нередко можно услышать мнение, что этот предмет в жизни мне не пригодится, зачем вообще он нужен? Мы стараемся донести до каждого ученика значимость нашего предмета, что важно быть не только грамотным, но и быть математически образованным для того, чтобы чувствовать себя полноценной личностью. Мы должны содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания. Содействовать мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства предмета, как:

- красота (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и предшествующей информацией,

- объяснение и предсказание реальности,

- преодоление трудности, получение завершенного результата.

К сожалению, в силу психологических особенностей возраста или характера ученика, слова учителя остаются не всеми воспринятыми. Нам с вами необходимо искать новые подходы, приемы, технологии, чтобы урок сделать интересным и современным. Учитель должен идти в ногу со временем.

Ольховая Татьяна Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ лицея №7 г.Новочеркасска Ростовской области.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольховая Татьяна Николаевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа. Математика 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy-1"
    ["file_id"] => string(6) "295369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455807243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства