СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматриваются средства формирования прогностических умений учащихся на уроках математики, входящих в состав регулятивных универсальных учебных действий (УУД).
В настоящее время обществом и государством поставлена задача разработки новой стратегии организации общего образования, выявление новых критериев измерения его эффективности. Современная школа, по мнению В.П. Борисенкова [2], и другие социальные институты сегодня вынуждены работать в условиях неопределенности, так как человека «нужно подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно» [1, с. 4]. Соответственно назревает необходимость такой организации образовательного процесса, при которой школьники ориентировались бы на выбор оптимальной образовательной траектории в контексте прогностического видения собственной жизнедеятельности.
С позиции решения выделенной проблемы современная школа должна развивать способность у обучающихся предвидеть изменения в обществе, в частности, тенденции развития в сфере своей будущей профессиональной деятельности. В рамках сказанного А.Ф. Присяжная подчеркивает, что школьники должны быть ориентированы «на выбор оптимальной образовательной траектории в контексте прогностического видения своей жизнедеятельности» [4].
Одним из конкретных путей достижения указанной цели является формирование и развитие у школьников прогностических умений, понимаемых как умение прогнозировать, проектировать, предвидеть, предугадывать, а так же ставить цели и задачи, разрабатывать планы и проекты их решения, на всех предметах школьного курса, в том числе и на математике. При этом отметим, что прогностические умения рассматриваются нами как составляющая часть регулятивных УУД .
На основе анализа «умений учиться», сформулированных О.Б. Епишевой [3, с. 112-117], сформулируем примеры заданий, которые позволяют формировать (развивать) прогностические умения на уроках математики, с указанием место включения этих заданий в процессе изучения темы:
поставить цель своей домашней работы по математике (на каждом уроке);
составить контрольную работу по изученной теме (в конце изучения темы);
составить схему (план, опорный конспект) текста учебника и ответа по данному вопросу темы (на каждом уроке);
определить место темы в логике изучения математического материала (на каждом уроке);
предположить связи этой темы с изучением последующего материала (на каждом уроке и в конце изучения темы в частности);
составить задание, содержащее ошибки (на каждом уроке);
найти и/или исправить ошибки, допущенные в решении задачи (при повторении, закреплении изученного материала);
по условию данной математической задачи установить, какие определения, теоремы, правила необходимо использовать для ее решения (на каждом уроке);
выделить для себя из процесса решения задачи полезные новые знания (при изучении новой темы);
выполнить анализ информации из одного или нескольких источников и выступить с ним на уроке (на уроках обобщения);
из данного набора действий составить алгоритм (прием) решения данной математической задачи или цикла задач (на каждом уроке);
выбрать способ решения уравнения (задачи и т. п.) в определенной ситуации (ограничение по времени, способа действий и т.п.) обосновать свой выбор (на каждом уроке);
и. т. д.
Для подготовки учащихся к выполнению сформулированных выше заданий нами разработаны карточки рефлексии, пример которой для темы «Сумма углов в треугольнике» приведен в таблице (таб.1).
Таблица 1
Карточка рефлексии по теме «Сумма углов в треугольнике»
Предметные действия
Самооценка учащегося
Оценка учителя
Формулирование проблемы
Выдвижение гипотезы и способов проверки
Формулировка цели
Выбор предмета деятельности (объекты)
Выбор орудия деятельности (оборудование)
Составления плана работы
Составление и вычерчивание таблицы
Измерение величин
Заполнение таблицы результатов
Выявление существенных зависимостей
Анализ условий проведения эксперимента
Формулирования вывода
Карту рефлексии целесообразно использовать в конце урока, на котором учащиеся получают новые знания с помощью проведенного эксперимента, выполненного практического задания. Это дает возможность ученику научиться оценивать свою работу, знать какие учебные действия должны быть им сформированы, учиться организовывать (планировать) свою деятельность. Учитель же имеет возможность скорректировать деятельность ученика, поощрять его продвижения, выстраивать индивидуальные траектории.
Дополнительно к карточке рефлексии для формирования прогностических умений на уроках обобщения нами используются «Оценочные листы». Приведем пример такого листа (таб.2)
Таблица 2
Оценочный лист_____________________ ученика _____ класса
Фамилия, имя
1.Устный счет
без ошибок –3 балла;
1 ошибка – 2 балла;
2-3 ошибки – 1 балл
2.Теоретический блок
я знаю определения, правила и алгоритмы, умею их применять – 5 баллов
я знаю определения, правила и алгоритмы, но могу допустить вычислительные ошибки – 4 балла;
я знаю правила, алгоритмы, но не могу их применить – 3 балла
Я не знаю правил - 0 баллов
3. Тест (или самостоятельная работа)
без ошибок – 5 баллов
1-2 ошибка -4 балла
3-4 ошибки – 3 балла
более 4 ошибок 0 баллов
Итог урока
! – готов к контрольной работе;
? – есть проблемы, но материал понят, могу выполнять задания без опорного конспекта;
…. –много проблем и трудно выполнять задания без опорного конспекта.
Разделы оценочного листа могут меняться от типа урока и поставленных целей.
Интеграция представленных заданий с использованием карточек рефлексии и оценочных листов на уроках математики способствует формированию прогностических умений обучающихся.
Литература
Андреев, А. Знания или компетенции?/А. Андреев// Высшее образование в России, 2005. – №2. – С. 3 – 11.
Борисенков, В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки/ В.П. Борисенков // Педагогика, 2004. – № 1. – С.3 –10.
Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода/О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых / А.Ф. Присяжная // Педагогика, 2005. №5. С. 71 – 78.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] – / М.: Просвещение, 2011. – с. 14