Статья на тему: «Гуманитарная составляющая обучения математики».
Статья на тему: «Гуманитарная составляющая обучения математики».
Несмотря на сегодняшние изменения в математическом образовании, всвязи с введением ФГОС, все больше осознается необходимость гуманитаризации образования и предмет математика не является исключением. Преподавателям небходимо помнить, что главными из решающих факторов развития индивидуума- это речевая культура.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Гуманитарная составляющая обучения математики». »
Статья на тему: «Гуманитарная составляющая обучения математики».
В настоящее время все больше осознается необходимость гуманитаризации образования. К несчастью, очень многие понимают ее упрощенно: увеличим количество часов на литературу, историю, изобразительное искусство - и все в порядке. В действительности не так все очевидно: от замены одних знаний и умений другими личность не обязательно выигрывает. Математики, физика, химия и другие «негуманитарые» области – столь же важный компонент общечеловеческой культуры, как музыка, театр и т.д. Однако, это их сторона затемняется односторонним обучением, цель и смысл которого - формирование знаний, умений и навыков. Даже усилие в обучении практических аспектов, включение фрагментов истории науки при всей их полезности служат лишь расширению знаний и, неся большую воспитательную нагрузку, все - таки не обеспечивают непременно развитие личности. Один из решающих факторов развития индивидуума – речевую культуру как фундамент гуманитарной культуры вообще коллеги-математики постоянно упускают из виду, особенно сегодня в условиях введения стандартов второго поколения.
Как мы обычно работаем?
Тема «Углы» в 5 классе. Познакомили с понятием угла, показали разные их виды, ввели понятие острого, тупого, прямого и развернутого углов, закрепили на упражнениях. Объяснили что такое градус. Показали нехитрый инструмент : «А это ребята, инструмент для измерения и построения углов. Он называется транспортиром.» Снова упражнения, самостоятельная работа и т.д. Хороший учитель покажет транспортир как элемент более сложных приборов – астролябии, теодолита, расскажет, где и как они применяются. Не исключено, что найдет возможность для демонстрации практического применения данных инструментов на местности. Тем более, что в современных условиях с использованием мультимедийных установок и интерактивных досок это не так проблематично. Очень хороший учитель, возможно, докопается до истоков : сумеет рассказать, где и когда был изобретен транспортир, продемонстрирует старинные приборы, познакомит с историческими задачами. И только редкий педагог догадается вспомнить, что слово «транспортир» происходит от латинского «переносить, перемещать, перевозить» и является поэтому близким родственником слову «транспортер». И обсуждение вопроса: «что же здесь переносят и перевозят?» может быть не менее полезно для создания человека, чем навык измерения углов. Но мы спешим выполнять программу, у нас нет времени на «посторонние разговоры»
Работая в пятых классах, можно восхищаться невероятным языковым чутьем детей, их метким и точным словотворчеством. И как же бесцветна и скудна речь выпускников! Куда все исчезло? Пропедевтика систем координат – шкала. В переводе с латинского – лестница. Показали образцы шкал, поупражнялись, а теперь: «Ребята, разве шкала похожа на лестницу? А чем она похожа? Как вы думаете, какой была первая в истории шкала?»
Завтра изучаем параллельные прямые. А сегодня скажем: «По-гречески «параллелос» - «идущий рядом». Кто нарисует параллельные прямые? Как вы думаете, параллельные кривыми бывают? Попробуйте изобразить». А дальше так: «Кто нарисует пентаграмму? По-гречески «пента»-«пять», «грамма» - «черта, линия». Каждый раз среди пятиклассников находится хоть один, кто нарисует знакомый с детства образ - пятиконечную звезду.
Угловая мера – градус. На латыни – «шаг, ступень». Но шагать легче по прямой. Почему же на линейке ни градусы, а миллиметры? Может быть когда -то были и градусы?
А вот и вполне серьезный вопрос. «Диаграмма» - в переводе «рисунок, чертеж». Зачем же пользуются греческим словом, если есть русское? Здесь и важно и полезно разобраться, в чем разница между научным термином и бытовым названием. А в шестом классе еще можно поговорить об относительности этого, сравнивая нашу «биссектрису» с болгарской «углополовинящей».
Однажды, можно сочинить всем вместе сказку о незадачливом «Отрезочке», попадающем в нелепейшие ситуации из-за того, что он не очень твердо знает, где у Важного Параллелепипеда грани, а где ребра. Кстати, по-русски «отрезок», а по-болгарски «отсечка» - с чего бы так? И все это не на математическом кружке, вечере, а на рядовом уроке.
Речь идет о целой системе заданий, в том числе и весьма нетривиальных. Вот например:
Организация самостоятельной работы с учебником по теме «Окружность и круг». Прочитайте текст пунктов:
А) Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Cколько раз ? Больше четырех раз -встречаются слова: «точка» - 7 раз, «окружность» - 11 раз, «круг» - 7 раз, «центр» - 5 раз, « радиус» - 6 раз, «называют» - 6 раз;
Б) Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Какую особенность в появлении этих слов вы заметили? – Выделены слова «окружность», «круг», «центр», «радиус», «диаметр», «дуга», «сектор». Это новые слов а. Перед ними везде в тексте стоит слово «называют». Подчеркнем, что слово «называют» и его варианты являются сигналами – после них появляются новые слова, которые нужно не только запомнить, но и понять, что они обозначают;
В) Какое предложение выделено в тексте жирным шрифтом? Почему? – Выделено предложение «…все точки окружности одинаково удалены от центра». Это свойство – главное , позволяющее отличить окружность от других линий. Так и хочется сказать детям: «Определение окружности», но не будем спешить.
Г) Если бы вы читали параграф вслух для товарищей, как бы вы дали им понять, что это предложение главное? Попробуйте! – Во всех вариантах ответа появляется мысль о выделении фразы голосом (интонацией). Элемент игры скрывает ненавязчивое, но надежное заучивание.
Восприятие текста на слух при изучении темы «Проценты».
А) В том, что сейчас услышите, попробуйте выделить самое главное предложение.
Близко к тексту пункта рассказываем о процентах, выделяя интонацией и логическим ударением определение «Процентом называется одна сотая часть». Ученики, конечно, верно называют предложение и указывают на особенности его произнесения на фоне остальной речи;
Б) Я повторяю рассказ, а вы отберите в нем то, что нужно записать. Повторяем текст с акцентом на обозначение процента. Небольшой диалог – вывод: надо записать определение и обозначение.
Смысловые оттенки интонированных фраз в параграфе «Единицы длины». «Сейчас я произнесу несколько фраз одно и того же предложение. Попробуйте уловить разницу». Как при этом меняется оттенок смысла – что становится каждый раз главным, что подчеркивается? Произносим пять раз предложение «За основную единицу принят метр», делая последовательно логическое ударение на всех словах, кроме предлога. Ученики ищут различие, еще раз давая повод для учительского восторга. Правда, им трудно выразить словами то, что ни так тонко чувствуют:
А) «основную»: здесь выделено: есть и другие единицы, длины, но метр – «самая важная»;
Б) «единица»: подчеркнута особая роль метра –то, что через него выражают все длины;
В) «длины»: выделено, что метр – единица именно длины, для других величин имеются другие единицы;
Г) «принят»: указывается на относительность измерения;
Д) «метр»: здесь неизбежны затруднения. Общий смысл: выделено название; может было бы дать этой же единице длины какое-нибудь другое название. Здесь обычно рассказываем об эталоне метра.
Чем ближе к концу года, тем сложнее наши упражнения. Тексты удлиняются, в них появляются разные логические центры. Анализируются оттенки смысла в таких фразах, как «Суммы всех сторон треугольника называются периметром», и даже двухкванторных типа «Всякая правильная дробь меньше любой неправильной». Используются и традиционные вопросы к текстам, примеры к рассказанному материалу и т. д. Все это не только развивает речь, восприятие, память, воображение, но и готовит к лекционной форме обучения в старших классах. Этим и закладывается будущая гуманитарная культура. А знания, умения и навыки безусловно необходимы, все должно идти в параллели и в системе и тогда результат не заставит себя ждать.