Статья на тему "Проблемное обучение на уроках математики".
Статья на тему "Проблемное обучение на уроках математики".
Учебный предмет "Математика" уникален в деле формирования личности. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подростающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к учловиям жизни в современном обществе.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько мето его приобретения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Проблемное обучение на уроках математики". »
Знание только тогда знание,
когда оно добыто усилием собственной
мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ.
Учебный предмет «Математика» уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то это не способствует развитию человека.
Нужен синтез двух теории: одно оправдана и проверена временем, другая тоже имеет свои плюсы, руководствуясь современным мировоззрением.
Что же можно взять из развивающего обучения, работая в традиции? Какие элементы развивающего обучения смогу применить на своих уроках?
Особый подход, особые методы… Таким образом, целью моей педагогической деятельности стали:
ЗУНы (их никто не отменял, навыки математические должны быть и это основной показатель моей работы).
Способности, сформированные у ребенка, которые позволят ему найти выход из любой ситуации. Которые позволят решить любую задачу (любую проблему), которые помогут всегда найти способ, либо воспользоваться уже известным.
Какие же это способности ?
Рефлексировать (анализ сделанного, почему получилось, почему не получилось, умение видеть проблему, ошибку).
Целеполагать (ставить и удерживать цели).
Планировать (умение составлять план своей деятельности).
Моделировать (любой способ должен быть положен на схему – модель, так как сразу выделяется все существенное и главное).
Коммуникативная способность.
Поставочные уроки организую, как правило, с использованием
«проблемных ситуации». Считаю, что процесс мышления берет свое начало в проблемности познания. При проведении уроков использую достижения педагогов – новаторов и методику развивающего обучения.
Например, при изучении темы 6 класса «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счет, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями («ситуация успеха») включаю задание, где знаменатели разные. Происходит «заминка» (проблема) и начинаем думать: «почему не получилось?». Индуктируем, дедуктируем, анализируем, сравниваем, обобщаем.
Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Например, при изучении темы 7 класса «Тождество» ученики в этом термине услышали словосочетание «то же самое» и получили определение: «Тождество – равенство, где левая и правая части представляют одно и то же». Согласна, что некоторые наши определения «страдают» ненаучностью, но на понятийном уровне просто необходимы.
Моим ученикам очень нравится, когда мы вместе «упорядочиваем» весь учебный материал. Ведем справочник, где собраны все наши «опорные конспекты»: схемы, модели способов.
Базовую тему по математики для 5 класса «Десятичные дроби и действия над ними» изучали, используя приемы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме «Деление десятичных дробей на натуральное число» детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствии использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. « При делении десятичной дроби на натуральное число в частном нужно отделить запятой столько знаков, сколько их участвовало в делимом при делении».
В заключении хотелось бы сказать следующее: что бы не делал учитель, какой бы методикой не владел, он всегда будет понят и принят учениками потому, что он учитель!