kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для учителей начальных классов при подготовке не только к урокам математики, но и к другим предметам. Мы знаем, что мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности.В данной статье я попыталась доказать, что для повышения мотивации к обучению математики у младших школьников важную роль играют активные формы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ »

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Постановка проблемы в общем виде. Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношение к учению. Повышение мотивационно-ценностного отношения к изучению математики у младших школьников, является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практического обучения. Проблема повышения мотивации к изучаемым предметам у младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, мотивация формируется и повышается при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Активные формы обучения создают благоприятные условия для различных средств повышения мотивации к изучению математики у учащихся начальных классов, также личностно-деятельностный подход в обучении математики, создают между учителем и группой учащихся особенные отношения доверительности, приобретают форму приятной и полезной совместной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ последних исследований и публикаций показал, что формирование мотивации учения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками. Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике обучения и воспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно, и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Специалисты: Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, И.В. Ковалев, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, А.Б. Орлов, О.Я. Савченко, Г.И. Щукина и другие рассматривают мотивацию как основной фактор детерминанты поведения человека, удовлетворения социальных и познавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всей его жизнедеятельности.

В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других - отношения с другими людьми. Однако именно их качество определяет сущность личности школьника, а также ее направленность в учебной деятельности.

Также, немаловажной проблемой является то, как повысить мотивационно-ценностные отношения у младших школьников к обучению, в частности к урокам математики. Наиболее широко этот вопрос исследован в работах Ш.А. Амонашвили, П.Б. Бондарева, В.В. Гузеева, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой, А.М. Матюшкина, А.М. Новикова, Н.Ф. Талызиной, И.Ф. Харламова, Г.И. Щукиной и других.

Цель статьи. Рассмотреть и проанализировать эффективность использования активных форм обучения как средства повышения мотивационно-ценностного отношения к математике у учащихся начальных классов.

Изложение основного материала. Активные формы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Опыт работы учителей начальных классов по реализации реформы школы показывает, что разнообразные формы занятий в методической системе, основанные на сотрудничестве учителя и учеников, позволяют значительно расширить самостоятельную работу школьников и активизировать их учебно-познавательную деятельность, создают благоприятные условия для установления внутрипредметных и межпредметных связей, усиления практической и прикладной направленности преподавания, воспитания добросовестного отношения к учебе и др. В результате отмечается более высокий уровень математической подготовки и развития учащихся.

В методике подготовки и проведения нетрадиционных уроков выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

2. Урок (выделяют три основных этапа).

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их мотивацию к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока: уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «активных» формах обучения их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения, эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные частности – это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые «точки опоры».

С самого начала учебного процесса лучше всего, если учитель будет демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

Учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.

Также, нужно исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

Учитель должен активно участвовать в групповом взаимодействии, стремиться к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Эти моменты являются основными для работы в группах, а нетрадиционный урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах, различные виды деятельности учащихся, дальнейшее развитие субъект-субъектных отношений на уроке.

Существуют также рекомендации по проведению нестандартных уроков.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Выводы. Мотивация представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Мотивационно-ценностное отношение к обучению способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды мотивации. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью мотивации (самостоятельная работа; опорные схемы; проблемное обучение; занимательный материал; геометрический материал; страницы истории на уроках математики; задания, направленные на развитие внимания; разминки; числовой диктант; цифровой диктант; игровое обучение; игра; кроссворд).

Все эти приемы помогают возбудить желание учиться. Нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды мотивационно-ценностного отношения к изучению математики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Семёнова Маргарита Евгеньевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства